Переходная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:27, реферат

Описание работы

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к Республике Беларусь переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

Переходная экономика.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к Республике Беларусь переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Рассмотрим основные социально-экономические преобразования экономики в переходной период в РБ.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991—1995гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996—2000гг. —  этап выхода экономики из кризисного  состояния и углубления рыночных отношений;

2001—2005 гг. и  следующие пятилетия — переход  на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату.

Ведущая роль в осуществлении поставленных задач принадлежит не денежно-кредитной, а реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ по реконструкции всей институциональной среды. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими её от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. В-третьих, трансформационная экономика отличается количественным и качественным изменением состава элементов.

Переходная экономика нашей страны и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность нашей переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально- экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Основная трудность переходного периода –это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недействительность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования( коммерческих банков, бирж, фондов).

Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

  1. Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;
  2. Распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие связи друг с другом. Попытки выхода на европейский рынок не оправдались в полной мере и государства осознали необходимость интеграции в рамках СНГ;
  3. Деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной экономики. Преобладание производства, потребляющее огромные капитальные, трудовые и сырьевых ресурсы. Необходимость реструктуризации хозяйства.
  4. Экономическая, политическая и социальная неустойчивость;
  5. Поспешные решения;

В настоящее время экономика Беларуси характеризуется одновременным наличием доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных подсистем производительных сил.

Беларусь находится на рубеже смешанной экономики и постсоциалистической.

Имеют место процессы свертывания общественного разделения труда и перехода к натурализации производства. Сохраняются некоторые элементы социализма, как, например, гарантированная занятость и непосильная для государства социальная защита.

Экономика Беларуси характеризуется следующими показателями:

    1. Длительный обвальный спад (реальное потребления населения, инвестиции);
  1. Углубляющаяся структурная диспропорциональность;
  1. Высокие темпы инфляции;
  2. Дефицит госбюджета;
  3. Снижение инвестиционной активности;
    1. Относительно низкий уровень жизни населения и значительная дифференциация его по уровню доходов;

Следует отметить, что одной из важнейших центральных категорий институционального анализа в целом и переходной экономики в частности являются трансакционные издержки.

 

 

Прямые трансакционные издержки госпредприятия в командной экономике были относительно малы, в то время как прямые и косвенные издержки государства значительны. Выйдя из централизованной системы и получив самостоятельность, бывшее советское предприятие столкнулось с издержками межфирменных отношений.

В новой экономической системе произошло перераспределение правомочий между государством и фирмой. Изменились характер взаимодействий (с отношений подчинения на контрактные) и частота трансакций, переговорная сила агентов (государство уступило значительную часть правомочий по распоряжению активами фирмам). С ростом числа принадлежащих ей правомочий и степени свободы в принятии хозяйственных решений, фирма вынуждена затрачивать больше ресурсов на осуществление актов обмена по сравнению с советским госпредприятием.

Трансакционные издержки - весьма сложная категория: во-первых, часть из них не имеет прямого количественного выражения, во-вторых, увеличение числа сделок и участников рыночных соглашений вызывает рост названных издержек. Такие издержки можно классифицировать по критерию их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия.

Первую группу составляют негативно отражающиеся на этих результатах издержки (доступа к ресурсам и правам собственности, оппортунистического поведения, спецификации и защиты прав собственности). Ко второй - отнесем издержки, необходимые для обеспечения ритмичного функционирования предприятия (поиска информации, проведения переговоров и заключения сделки, измерения качества предмета сделки, осуществления расчетов).

Преобладание в структуре трансакционных затрат издержек первой группы характеризует ограничения, накладываемые на развитие бизнеса, вторая группа издержек ограничивает деловую активность предприятий.

Рассмотрим трансакционные издержки промышленных предприятий г. Минска.

Анализ показывает, что структура затрат промышленных предприятий столицы изменилась. В частности, доля материальных затрат уменьшилась, тогда как трансакционных издержек увеличилась с 1,44% до 1,57%. При этом доля издержек поиска информации выросла с 0,27% до 0,32%, что обусловлено увеличением доли расходов на рекламу и аудит. В то же время удельный вес трансакционных издержек, относящихся непосредственно к процессу заключения сделки (затраты на связь, нотариальные и юридические услуги, представительские расходы), не изменился. Значит, в рассматриваемом периоде значительного увеличения количества совершаемых сделок не происходило. Этот вывод подтверждается и тем, что объем реализации продукции минских промышленных предприятий с 2000г. по 2003г. (данные в ценах 2000 г., приведенные с учетом индекса роста цен производителей промышленной продукции) возрос всего на 0,8%.

Незначительно изменилась и доля издержек осуществления расчетов (с 0,41 до 0,42 %), что свидетельствует о постоянном объеме денежных трансакций.

А вот удельный вес трансакционных издержек доступа к ресурсам и правам собственности, представленных износом нематериальных активов, увеличился в 3,8 раза! Поскольку к амортизируемым нематериальным активам относятся имущественные права на объекты промышленной собственности, права пользования природными ресурсами, лицензии, можно сделать вывод, что одним из факторов снижения доли затрат на  тепло-, электроэнергию (с 13,12 до 11,0%), сырье и материалы (с 32,81 до 30,91%) стало использование новых технологий производства, приобретение прав интеллектуальной собственности.

Если у промышленных предприятий г. Минска в структуре трансакционных затрат преобладают издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, осуществления расчетов, то для малых предприятий особое значение приобретают издержки, обусловленные преодолением административных барьеров. В первую очередь, это трансакционные издержки:

- доступа  к ресурсам и правам собственности, возникающие при получении права  на ведение хозяйственной деятельности (регистрация предприятия, лицензирование, сертификация и гигиеническая  регистрация продукции);

- спецификации  и защиты прав собственности, вызванные зачастую чрезмерной  контрольной деятельностью уполномоченных  госорганов;

- на преодоление  административных барьеров, складывающиеся  из прямых денежных затрат  на получение прав доступа  к ресурсам, неофициальных поборов (взяточничество чиновников), а также  косвенных потерь из-за затрат  времени на ожидание необходимых  документов, выражаемых в недополученной  прибыли.

Основными проблемами для малых предприятий по-прежнему являются процедуры регистрации, лицензирования и сертификации продукции. Процесс регистрации предприятия, как правило, занимает не менее двух месяцев.

К так называемым барьерам входа на рынок относится и лицензирование, поскольку большинство субъектов хозяйствования не может начать деятельность без получения лицензии. Порядок выдачи лицензий определен Декретом Президента от 2003-07-14г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому количество лицензируемых видов деятельности сокращено со 150 до 49, количество уполномоченных выдавать лицензии госорганов - с 55 до 31. Однако это не только не упростило саму процедуру лицензирования, но и вызвало ряд проблем:

 

    • необходимость замены бланков старых лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию после 1.11.2003г., на новые, что практически полностью дублирует процедуру лицензирования;
    • индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю на рынках или занятые в сфере общественного питания, обязаны получить лицензию до 1 января 2005г.

Информация о работе Переходная экономика