Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:27, реферат
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к Республике Беларусь переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.
Ситуацию усугубило требование, согласно постановлению Совмина № 1666 от 2003-12-19г.(в ред. постановлений № 145 от 9.02.2004г., № 198 от 2004-02-21г.) вносить в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации изменения в части указания лицензируемых видов деятельности в соответствии с названным Декретом.
Отметим, что необходимость отражать в учредительных документах осуществляемые виды деятельности вынуждает предприятия указывать их "про запас" при регистрации. Отмена этого положения, на наш взгляд, позволила бы более гибко реагировать на рыночные изменения, сократить их расходы на получение лицензий. Учитывая, что осуществление работ, промышленное производство или оказание услуг, стратегически важных для государства или подлежащих обязательному контролю, для соблюдения качества и безопасности продукции (услуг) регулируются лицензированием и сертификацией, эту процедуру можно было бы упростить, предоставив предприятиям право уведомления регистрирующего органа о выбранных им видах деятельности без обязательной регистрации последних в учредительных документах.
Сложность процедуры лицензирования, затраты времени для получения лицензии приводят к коррупции. По данным опроса Всемирного банка, 18,9% предпринимателей РБ дополнительно платят за лицензию неофициально.
Еще одна проблема - сертификация. Постановлением Совмина "О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг" от 22.09.1993г. № 635 определена номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот перечень постоянно расширяется на основании нормативных актов Госстандарта, иных министерств и ведомств. Периодичность обязательной сертификации составляет от 1 месяца до 3 лет. По данным Института предпринимательства и менеджмента, среднестатистическое предприятие занимается процессом сертификации 8,4 раза в год.
Административным барьером является и государственная гигиеническая регистрация (ГГР). Порядок ее проведения, а также перечень продукции, подлежащей ГГР, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 2000-11-13г. № 54. Согласно этому документу ГГР подлежат более 70 групп товаров (35% товаров и услуг). Для любой схемы сертификации необходимо наличие удостоверения ГГР. Затраты времени на оформление удостоверения ГГР могут составить от 2 до 30 дней в зависимости от вида гигиенической экспертизы (в среднем 15 дней). Стоимость гигиенического удостоверения зависит от объема проведенных уполномоченными органами экспертных работ.
По нашим оценкам, для малых предприятий Минска процентное отношение трансакционных издержек доступа к ресурсам и правам собственности к затратам на производство и реализацию продукции достигает 10%, в том числе отношение официальных платежей на прохождение административных процедур к затратам - до 2%. Здесь цифры говорят сами за себя.
Чрезмерная контрольная деятельность государственных органов порождает трансакционные издержки защиты прав собственности. Кроме того, административная ответственность юридических лиц регулируется не только Кодексом "Об административных правонарушениях", но и десятком других нормативных документов. В последнее время предприняты попытки выработать единый механизм проверок и применения экономических санкций, но на практике должной слаженности в работе контролирующих органов добиться пока не удалось. Кроме того, в условиях правового государства решения, ущемляющие права собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (конфискация товара, приостановление хозяйственной деятельности предприятия), должны приниматься только хозяйственным судом. Полный перечень экономических правонарушений и административная ответственность за их совершение должны содержаться в одном нормативно-правовом документе, а именно в КоАП.
Нельзя забывать и о существовании таких значительных административных барьеров, которые существенно увеличивают трансакционные издержки в целом: ежегодное перезаключение договоров аренды помещений, квотирование и лицензирование экспорта и импорта, регистрация внешнеторговых сделок. Таким образом, наиболее значимы для белорусских субъектов хозяйствования, особенно для малых предприятий, трансакционные издержки, сопровождающие прохождение административных процедур.
Как установлено в ходе анализа, субъекты хозяйствования несут значительные трансакционные издержки, выражаемые не в денежной форме. Поэтому наибольшей проблемой в преодолении административных барьеров, по нашему мнению, является не официальная стоимость процедур, а время, затрачиваемое на ожидание в очередях перед кабинетами чиновников, на бесконечные согласования и утверждения. К сожалению, в настоящее время тенденция сокращения количества и сложности прохождения административных барьеров четко не просматривается.
Совокупный объем и динамика трансакционных издержек являются важными критериями, позволяющими оценить эффективность смены экономической системы. При исследовании переходных, трансформационных процессов необходимо обратить особое внимание на издержки институциональной трансакции.
2. В условиях переходной экономики Беларуси наблюдается высокий уровень трансакционных издержек. Он вызван следующими факторами:
Трансакционные издержки учитывают все моменты, так или иначе, отражающиеся на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности. Этим объясняется включение трансакционных издержек в сравнительный анализ эффективности различных типов экономики.
3. На величину и динамику трансакционных издержек оказывают влияние социально-политические, макроэкономические, микроэкономические, правовые и институциональные факторы. Укрепление экономической и политической стабильности в стране, последовательное и успешное проведение экономических реформ должно привести к снижению трансакционных издержек.
4. Прямому
количественному подсчету
На сегодняшний день, исходя из состояния развития экономического уклада нашей страны, основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.
Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.
Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
При выработке концептуальных положений системного реформирования необходим учет всех общественных отношений, включая социальные, экономические, политические. Необходима оценка всего комплекса институциональных факторов, прямых и обратных причинно-следственных связей в экономике.