Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 17:58, курсовая работа
По существу, простейшие экономические инструменты - спрос и предложение - способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом. Именно эта фраза отражает всю важность изучения такого раздела в курсе микро-макроэкономики как «Теория спроса и предложения».
Благодаря ему,
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы перекрестной эластичности спроса…………4
1.1. Понятие и виды перекрестной эластичности……………………………….4
1.2. Влияния перекрестной эластичности на спрос………………………............
1.3. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………….….
Глава 2. Практическое применение перекрестной эластичности ………………
2.1.Практическое применение перекрестной эластичности спроса…………….
2.2.Влияние теории перекрестной эластичности спроса на поведение потребителя и производителя……………………………………………………...
2.3.Ценовая эластичность спроса………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...
Красногорский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Кафедра экономики и финансов
«Перекрестная эластичность спроса»
Курсовая работа
Дисциплина: Микроэкономика
Выполнил:
Мовчан М.Ю., («Экономика», 1 курс)
Руководитель:
Гребенник В.В.
Красногорск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы перекрестной эластичности спроса…………4
1.1. Понятие и виды перекрестной эластичности……………………………….4
1.2. Влияния перекрестной
эластичности на спрос………………………
1.3. Факторы, влияющие на
эластичность спроса……………………………
Глава 2. Практическое применение перекрестной эластичности ………………
2.1.Практическое применение перекрестной эластичности спроса…………….
2.2.Влияние теории перекрестной
эластичности спроса на поведение потребителя
и производителя……………………………………………
2.3.Ценовая эластичность спроса………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
По существу, простейшие экономические инструменты - спрос и предложение - способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом. Именно эта фраза отражает всю важность изучения такого раздела в курсе микро-макроэкономики как «Теория спроса и предложения».
Благодаря ему, возможно сформировать
наиболее точное понятие о вопросах
формирования цен в ходе «взаимодействия»
спроса и предложения. Также данный
раздел является базовым для изучения
моделей макроэкономического
Более детальное изучение данных тем позволяет сформировать экономическое мышление, а также получить фундаментальную основу для изучения мировой экономики и вопросов экономики в целом. Именно поэтому в данной курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы как: «Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса»
— дающий понятие о принципах
изменениях спроса и величины спроса
в зависимости от различных ситуаций;
«Закон предложения. Ценовые и неценовые
факторы изменения предложения»
— позволяющий изучить реакцию
«продавцов» на различные изменения
на рынке, а именно – изменение
цены товара под воздействием спроса,
изменение предложения под
Вопрос «Эластичность спроса и предложения. Варианты эластичности спроса и предложения» позволяет получить понятие о видах взаимосвязи спроса и предложения на товар, под влиянием изменения внешних факторов.
1.Теоретические
основы перекрестной
1.1.Понятие и виды перекрестной эластичности спроса
Понятия перекрестной эластичности спроса применяется для определения степени влияния на величину спроса на определенный товар изменения цены иного товара.
Показатель перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б где «с» в индексе означает перекрестную эластичность.
Значение показателя перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые либо взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение.
Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, скажем, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а показатель эластичности будет иметь отрицательное значение.
Скажем, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в итоге спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать итог, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами. Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми либо взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, изготавливаемой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут сделать оценку решению по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:
• положительная;
• отрицательная;
• нулевая.
Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам‑субститутам).
Скажем, масло и маргарин являются товарами‑заменителями, они конкурируют на рынке.
Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В итоге увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость 2-х благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.
Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые применяются совместно.
Скажем, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин.
Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление иного блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет безусловное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.
Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Данный вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.
Перекрестная эластичность спроса по цене. Показатель перекрестной эластичности спроса по цене.
Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от «плюс бесконечности» до «минус бесконечности».
Перекрестная эластичность спроса по цене используется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы подтвердить, что та либо другая фирма не является монополистом какого‑то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом иной конкурирующей фирмы.
Важным фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются обычные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении. Знание перекрестной эластичности спроса по цене может применяться в планировании.
Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Представим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае увеличение цены природного газа на 10 % приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8 %.
Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост цены одного блага вызывает огромный прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает крупное сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами.
1.2.Влияние перекрестной эластичности на спрос
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены.
Степень изменения величины
спроса в связи с изменением цены
товара может быть различной. В грубом
приближении спрос можно
а) эластичный;
б) неэластичный;
в) единичной эластичности.
Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%. Если величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (в нашем примере на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называется спросом единичной эластичности.
Если величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным. Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах. Эластичность спроса по цене определяется отношением процентного изменения величин спроса (объема спроса) к процентному изменению цены.
Она рассчитывается по следующей формуле , где - эластичность спроса по цене; ∆Qd– разность между исходной и конечной величиной спроса; ∆Р – разность между исходной и конечной ценой.
Полученное в результате деления число называется коэффициентом эластичности. Если, например, увеличение цены на 100% приведет к сокращению объема продаж на 50%, то коэффициент эластичности будет равен 0,5 (50% / 100%). Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спрос единичной эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен. Эластичный, единичный и неэластичный спрос графически можно изобразить следующим образом показанным на рисунке 1.
.
1.3.Факторы, влияющие на эластичность спроса
Значимым моментом, оказывающим влияние на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше вероятностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Скажем, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, потому что с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на иной сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.
Впрочем если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет гораздо выше
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует существенное число конкурентов, выпускающих аналогичную либо близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным.
В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают идентичную продукцию, спрос на товар всей отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. Иным значимым обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.
Скажем, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос.
Впрочем можно предположить, что осенью существенная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Помимо того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый покупатель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Отличия в эластичности спроса объясняются также важностью того либо другого товара для покупателя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, традиционно эластичен.
Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока.