Перекрестная эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

По существу, простейшие экономические инструменты - спрос и предложение - способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом. Именно эта фраза отражает всю важность изучения такого раздела в курсе микро-макроэкономики как «Теория спроса и предложения».
Благодаря ему,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы перекрестной эластичности спроса…………4
1.1. Понятие и виды перекрестной эластичности……………………………….4
1.2. Влияния перекрестной эластичности на спрос………………………............
1.3. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………….….
Глава 2. Практическое применение перекрестной эластичности ………………
2.1.Практическое применение перекрестной эластичности спроса…………….
2.2.Влияние теории перекрестной эластичности спроса на поведение потребителя и производителя……………………………………………………...
2.3.Ценовая эластичность спроса………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

мовчан Михаил курсовая.docx

— 527.41 Кб (Скачать файл)

Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и теперь, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Важность товара для потребителя. Товары, без потребления которых  потребитель не может обойтись, неэластичны  по цене. Товары первой необходимости  неэластичны, а предметы роскоши - эластичны  по цене.

Присутствие и доступность  товаров-субститутов. Чем большее число товаров-субститутов доступно потребителю, тем эластичнее будет спрос на товар-субститут, цена на тот, что меняется, и напротив.

 

 

 Важность товаров-комплементов в общей структуре потребляемых благ. Увеличение цен на электроэнергию может повлиять на сокращение спроса на электронасосы в большей степени, нежели на спрос на смазочные материалы для насосов.

 

Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товары эластичнее, чем в краткосрочном, в силу таких  причин:

а) реакция потребителей на изменения цен товаров, потребление  которых было традиционным и долговременным, потребует определенного адаптационного периода. Например, украинская семья  традиционно привыкла потреблять больше свинины, чем мяса птицы, потому преобладание последнего в потреблении не может  произойти моментально, для этого  потребуется время;

б) предприниматель также  не может мгновенно отреагировать  на возрастание цены определенного  товара и предложить потребителям товары-субституты, от того что налаживание производства товаров-заменителей потребует тоже известного времени;

в) долгосрочный сдвиг цены на товары, потребление которых составляет существенный удельный вес в доходе, требует долгого времени для  поиска альтернативного источника. Скажем, ограничение топлива для  тепловых электростанций и увеличение цены на него заставило применять  ядерное топливо для атомных  электростанций, что потребовало  основательных научных исследований, разработок по внедрению их в производство и т. п.

 

2.перекрестная  эластичность спроса

2.1.Практическое  применение перекрестной эластичности  спроса

Представим, что правительство  приняло решение о проведении косвенного налога на скутера. Допустим, что скутера продаются по цене 100р. И что устанавливается косвенный  налог 10р. с одного скутера. Производители  повысят цену на скутера. Казалось бы, что сейчас они установят цену 110 р. Впрочем эта цена окажется выше равновесной, потому что повышение цены повлечет за собой снижение величины спроса. Возможен, что новая равновесная цена установится на рынке на уровне 105р.Таким образом, введение косвенного налога привело к тому, что покупатели скутеров стали платить за каждую единицу товара на 5 р. Больше, т.е. они оплачивают половину введенного косвенного налога. Другую половину оплачивают изготовители. Вводя косвенные налоги на те либо иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределять вводимый налог между различными слоями населения.

Применение теории эластичности

Теория эластичности спроса имеет значимое практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он гораздо либо вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы  и правильно выбрать ценовую  стратегию

 предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг

 

 

Хлеб .......0,1

 Говядина .......... 0,64

Баранина .......... 2,65

Яйца ........... 0,32

Электричество в домах .... 0,13

Табачные изделия ....... 0,46

Газеты и журналы ....... 0,42

Одежда и обувь ........ 0,20

 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая неизменно (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше 2-й. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы довольно сложно, потому что нужно принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение либо понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей либо навык руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более существенными, чем ожидались. Скажем, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» либо «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является главным фактором, влияющим на ценовую  политику фирмы. Представим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением затрат на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от всеобщих расходов).

Если фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.

Допустим, что фирма столкнулась  с линейной кривой спроса, как это  показано на рис. 5. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

 

Рис.5 Эластичность спроса (а)  и  изменение валовой выручки (б):

Р - плата за аренду квартиры; Q - число квартир;

R - доход (выручка) фирмы  от сдачи квартир в аренду

Иным примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая политика.

 При введении косвенных  налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения источников в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п.

Однако в зависимости  от эластичности спроса и предложения  на отдельные виды товаров и услуг  налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями  и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение  налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

На рис. 6 показано, как  изменятся цена и объем продаж после вступления налога. График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокая эластичность, а на рис. 6, б - относительно неэластичен.

 График предложения S0 - предложение до вступления налога. Соответственно Р0 и Q0 - равновесные цена и объем производства до введения налога

Рис. 6. Распределение налогового бремени при гибком (а) и неэластичном (б) спросе: D - спрос; S0, S 1, - предложение до и после вступления налога

Что случилось, когда государство  ввело налог? Кривые предложения  переместились влево вверх на величину налога. Появилась новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько?

Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить  цену на сумму налога (правда в России в переходной экономике это часто отслеживалось), установить ее выше равновесной, потому что в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него.

 На рис. 6, а  выделенный  прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии – потери производителя от налога. Помимо того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественн она потребителя. Помимо того, безусловный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы

государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут

купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его.

Несовпадение желаний  и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Сейчас рассмотрим зависимость  распределения налогового бремени  от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной).

Рис. 7 иллюстрирует ситуацию  до и после вступления налога.

Рис. 7. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D - спрос; So, S 1, - предложение до и после  введения налогаПри эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при

неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.Заключение

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка.

Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить расположение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса дозволено определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции.

Если цена и общая выручка  изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спрос на изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Число доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости либо роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения  зависит от сложности перераспределения  ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный либо, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию полагает хронические затруднения в этой отрасли.

2.2. Влияние теории перекрестной эластичности спроса на поведение потребителя и производителя

Предположим: какая-то фирма  построила многоквартирный дом  и решает вопрос, по какой цене следует  предлагать квартиры съемщикам. Расходы  на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько  квартир будет сдано (за исключением  расходов на текущий ремонт, что  составляет небольшую долю от общих  расходов). Когда фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может  достигаться даже в том случае, если часть квартир останется  пустовать.

Информация о работе Перекрестная эластичность спроса