Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития. Зрелая рыночная экономика, которая сегодня является для большинства стран Восточной и Центральной Европы, республик СНГ желаемой целью, сформировалась в течение нескольких веков эволюционного развития. Исторический опыт показывает, что реформы идут успешно, если проводятся последовательно, эволюционно, без попыток методом кавалерийских атак решать сложные проблемы экономической жизни, имеющие огромный инерционный потенциал и требующие концентрации средств и усилий в течение длительного отрезка времени.

Файлы: 1 файл

модель экономики Беларуси.docx

— 23.51 Кб (Скачать файл)

Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Каждая страна стремится  к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно  действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического  пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета  народа, а также общей стратегии  развития. Зрелая рыночная экономика, которая сегодня является для  большинства стран Восточной  и Центральной Европы, республик  СНГ желаемой целью, сформировалась в течение нескольких веков эволюционного  развития. Исторический опыт показывает, что реформы идут успешно, если проводятся последовательно, эволюционно, без  попыток методом кавалерийских  атак решать сложные проблемы экономической  жизни, имеющие огромный инерционный  потенциал и требующие концентрации средств и усилий в течение  длительного отрезка времени.

Исходное состояние системы  – это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств  воздействия на нее, с другой –  результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода  характеризовалось следующими чертами:

- сильная и достаточно  длительная по времени интеграция  хозяйственного комплекса республики  в единый народнохозяйственный  комплекс  СССР;

- чрезвычайно тесная взаимосвязь  Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

- размещение подавляющей  части рынков сбыта продукции  в республиках СНГ; 

- неконкурентоспособность  отечественной продукции на мировых  рынках из-за ее низкого качества;

- односторонняя привязка  к России по топливно-энергетическим  и некоторым сырьевым ресурсам;

- отсутствие собственной  достаточной минерально-сырьевой  базы;

- доминирование государственной  формы собственности; 

- «социалистический» менталитет  народа;

- несоответствие структуры  производства потребностям общества;

- чрезвычайная монополизация  экономики и слабое развитие  конкуренции; 

- глубочайший социально-экономический  кризис.

Признание, во-первых, преимуществ  эволюционной формы ее рыночного  реформирования; во-вторых, необходимости  недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии  государства однозначно свидетельствовали  о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли  следующие факторы:

- длительная принадлежность  к социалистической системе обусловила  социальную ориентацию рыночной  экономики, отвечающую коллективистским  традициям солидарности и народным  ожиданиям; 

- историческая вера в  необходимость сильного государства  обусловила сохранение ведущей  роли государства в рыночных  преобразованиях; 

- традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа  Беларуси обусловила взвешенный  подход к рыночным реформам, отказ  от «шокового» пути преобразований;

- неприятие народом ложных  ценностей определило отказ от  массовой приватизации, обогащения  немногих за счет большинства  населения. 

Наша страна отвергла принципы как либеральной, так и огосударствленной экономики, выбрала путь построения будущей системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др.

Типовая модель социально  ориентированной экономики отличается следующими чертами:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома  доля государственной собственности; 

- макроэкономическое регулирование  осуществляется не только средствами  денежно-кредитной и налогово-бюджетной  политики, но охватывает и другие  сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые  отношения; 

- особое значение для  государственных органов имеет  поддержание конкурентных отношений,  которое обеспечивается средствами  структурной политики и содействием  развитию малого и среднего  бизнеса; 

- развитая система социальной  поддержки населения при ведущей  роли в ней государства, расходы  которого составляют значительную  часть государственного бюджета. 

Белорусская перспективная  модель экономики включает следующие  принципы и направления государственной  политики, определяющей контуры будущего общества:

- общую социальную ориентацию  общества, государства, экономической  системы; 

- построение политических  и идеологических структур конституционно  закрепленного социального демократического  правового государства; 

- формирование развитого  гражданского общества и самоуправления;

- приоритетное развитие  человеческого потенциала;

- переход на инновационный  ресурсосберегающий тип воспроизводства; 

- повышение эффективности  производства и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение  наукоемких высоких технологий  информационного общества;

- следование экологическим  стандартам.

Перспективная модель служит инструментом:

- научно обоснованного  отражения перспектив преобразования  системы; 

- формирования эффективной  структуры экономики и механизмов  управления;

- выработки целенаправленной  на перспективу экономической  политики.

Исходя из мирового опыта  выхода государств из кризисного состояния  и с учетом национального контекста, были выделены три этапа преобразования экономической системы:

- стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике;

- структурной перестройки,  ориентированной на потребности  общества и учитывающей тенденции  международного разделения труда; 

- экономического роста,  основанного на результатах деятельности  общества на предшествующих двух  этапах.

Рынок, рыночные механизмы  хозяйствования рассматриваются как  средства достижения поставленных целей, недопущения на первых двух этапах снижения реального уровня жизни  народа, а на третьем – как  стержневой рычаг его существенного  повышения. В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать  социальные индикаторы развития. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогаще­ние культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духов­ной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Кандидат экономических  наук Владимир Акулич назвал следующие отличительные признаки белорусской экономической модели:

– промышленная политика, направленная на импортозамещение. Импортозамещение не обосновано мировой экономической наукой. В Беларуси имеется несколько докторов наук, которые подготовили обоснование под осуществление политики импортозамещения. Главные аргументы в пользу импортозамещения – это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но считаются не убедительными.

– внешнеэкономическая политика,  основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

– бюджетная политика основана на поддержании реального сектора  экономики (в основном в порядке  приоритетности таких отраслей, как  сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это  принято в большинстве стран  с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется  по остаточному принципу; это прежде всего сферы – образования, здравоохранения, культуры, науки. Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

Кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной  специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и  госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам.

– ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. И Президент, и премьер-министр, не раз отмечали, что органы власти недостаточно внимания уделяют малым и средним предприятиям. Сюда же можно отнести ставку –  на крупные административно-территориальные  единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода к административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже – на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода  – на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра до расстояния в 14-17,5 км, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями).

– структура экономики  Беларуси и структура государственных  валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало- и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства созданы, но их действие сдерживается специально созданными барьерами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). Предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. Постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних – 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов.

– не создан механизм трансформации  недвижимости в капитал, практически  не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной  собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.

– принятие большинства мер  в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей.

– в белорусской экономике  происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально-значимые товары – цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия  в отделах ценообразования в  райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно  допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие  органы могут потребовать обоснование  в виде калькуляции цены и утвержденного  прейскуранта и в случае отсутствия их – может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров – это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая «бумажная работа» бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.).

Информация о работе Перспективная модель национальной экономики Беларуси