Перспективные направления антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости всей экономической системы. В настоящее время, в мире почти нет стран, где бы не существовала инфляция.

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

 

Третью, январскую  фазу кризиса открыли скачок потребительских  цен на 20-30% (на лекарства и продовольствие, на проезд в транспорте, коммунальные тарифы), сокращение железнодорожных перевозок на 35% и девальвация рубля на 20%. Неизбежное следствие - новый виток инфляции и долларизации экономики, несмотря на усилия Центробанка. Риски переплетения кризиса реального сектора со второй волной банковского.

 

Индустриальные  страны - США, ЕС и Япония прогнозируют падение экономик в этом году на 1-2,5%. Притормаживает Китай. Это значит, что спрос на российское экспортное сырье уменьшится еще больше, за этим последует дальнейшее падение  его производства, новая девальвация  рубля, закачка всего живого в  валюту, потеря валютных резервов, приближение  к гиперинфляции.

 

При таком  развитии событий только монетарные лекарства - не панацея. Курс рубля, торговый баланс, ликвидность банков не являются магическими средствами, способными вытащить экономику. Урезание расходов на 15-30%, чем сейчас занимается вся  страна, и жесткая денежная политика Центробанка воспроизводят сценарий, в котором внешний спрос будет  бороться с внутренним за то, кому ниже упасть.

 

Выход - в  адресном увеличении внутреннего спроса (госзаказ, общественные работы, рефинансирование коммерческих банков под кредиты  реальному сектору, через спецсчета). Осенью было рано, а сейчас придется думать об обязательной продаже валютной выручки, чтобы закончить с растратой валютных резервов. Населению все больше требуются адресные ограничения цен на лекарства, продовольствие, коммунальные услуги, транспорт. Розничные цены не эластичны к падению спроса. Жадность тех, кто их назначает, знаменитая жадность, доведшая мир до кризиса, беспредельна.

 

Я полностью  согласна с приведенными выше прогнозами, что между внутренним спросом  России и внешним существует жесткое  противостояние, противоречие и один всегда выживает за счет подавления другого. Получается, что все страны мира поддерживают свой внутренний спрос  и только Россия его подавляет, а  это путь не выхода из кризиса, а  наоборот, обострения его.

 

2.3 Перспективные  направления антиинфляционной политики

 

Антиинфляционная  политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве  стран мира.

 

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции. В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

 

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

 

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного  дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной  эмиссии. В соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

 

2. Политика  регулирования цен и доходов,  имеющая целью увязать рост  заработков с ростом цен. Одним  из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

 

В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, таки прямого воздействия на специфические подпитывающие факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

 

Политика  доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного  ростом производительности.

 

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и  рабочей силы, на устранение или  предупреждение использования преимуществ  монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и  широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

 

Структурная политика направлена на общее повышение  производительности либо на перераспределение  ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

 

Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для  России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г. Совещания  представителей центральных банков под эгидой Банка международных  расчетов. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике  и в отдельных странах, а также  инфляционной инертности, были выделены:[3,22]

 

структурные изменения в экономике, в том  числе реформы связанные с  повышением гибкости рынка труда;

 

- либерализация  важнейших рынков, в частности  телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие  финансового рынка, расширение  спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования  рисков;

 

- выработка  и реализация сбалансированной  и последовательной фискальной  политики, позволяющей нейтрализовать  циклические колебания;

 

- глобализация  мировой экономики, изменения  в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров  из стран с низким уровнем  издержек;

 

- проведение  более ответственной и жесткой  по отношению к инфляции денежно-кредитной  политики;

 

- переключение  на режим инфляционного таргетирования совсем и связанными с этим положительным преобразованиями в институциональной системе;

 

- улучшение  качества статистических данных  и аналитических исследований;

 

- более быстрая  и жесткая реакция со стороны  денежных властей на повышение  цен;

 

- в целом  более благоприятные, чем в  прошлом, внешние условия (однако  данный фактор не следует переоценивать,  на пример бурный рост цен  на нефть и другие сырьевые  товары в последние годы имел  гораздо меньшее влияние на  инфляцию, чем в 1970-егоды, что  подтверждает значимость всех  остальных факторов).

 

Для России важнейшим инструментом борьбы с  инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного  предложения. При этом в равной степени  важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью  снижения инфляции), таки стимулирующие  повышение спроса на деньги (результатом  чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение  уровня монетизации экономики).

 

Следует иметь  ввиду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе  за труд но в силу:

 

--двойственности  целей денежно-кредитной политики, неизбежной условиях исключительно  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры и нестабильности  капитальных потоков;

 

-- высоких  цен на основные товары российского  экспорта, оказывающих повышательное  давление на внутренние цены  и, как следствие, на темпы  инфляции в реальном секторе  экономики;

 

-- недостаточной  емкости и эффективности стерилизационных  инструментов Банка России;

 

-- низкой  сберегательной активности населения;

 

-- высокой  монополизации отдельных товарных  рынков и продолжающегося существенного  повышения цен и тарифов на  продукцию и услуги естественных  монополий (в первую очередь  на природный газ).

 

Наряду с  ограничением темпов роста денежного  предложения для России не менее  важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение  спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок.

 

Развитие  финансового рынка, расширение состава  финансовых инструментов, в том числе  используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические  колебания, также важны для решения  указанной задачи. Эффективность  этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности  они окажутся эффективными и в  условиях России.

 

Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Российской Федерации:

 

1. Выдавать  кредиты исключительно после  возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

 

2. Восстановление  доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение  кредитов Центрального банка  на покрытие дефицита бюджета  государственными краткосрочными  облигациями - существенный фактор  снижения инфляции.

 

3. Повышение  эффективности банковского сектора  путем снижения затрат, ранняя  санация и банкротство неэффективных  банков и консолидация банковского  капитала путем слияния и привлечения  новых акционеров. Снижение эмиссии  и инфляции снизит доходность  банковского сектора, что создаст  значительные проблемы с ликвидностью  у не слишком хорошо работающих  банков.

 

4. Центральному  банку очень важно удерживать  намеченную траекторию обменного  курса и инфляции. Ценообразование  предприятий ориентировано на  интуитивный обменный курс, который  будет, по их мнению, на момент  сделки. Тем самым предприятия  сами формируют некоторый «панический»  курс и в ценообразовании ориентируются  на него.

 

5. Поощрение  конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка.  Решительные сдвиги в создании  благоприятных условий для ведения  бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства  потребительских товаров и услуг.  Быстро растущий разрыв между  расходами населения на потребительские  товары и их производством  для отечественного рынка покрывается  импортными товарами, что усиливает  давление на валютный рынок  и вытесняет инвестиционные товары  из импорта.

 

6. Снижение  норм обязательных резервов и  их формирование в белорусских  рублях. В этом случае банки  не заинтересованы в спекулятивном  понижении курса белорусского  рубля, так как выигрыш на  курсовых спекуляциях будет съеден  необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит  разрыв между стоимостью ресурсов  и ставками кредитов.

 

Система мер  должна включать решение таких задач, как повышения эффективности  банковского сектора, определение  либеральной тактики в области  валютной, бюджетной, налоговой и  денежно-кредитной политик и т.д.

 

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом и среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7--10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

 

 Заключение

 

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической  динамики за последние годы, можно  сделать вывод, что в целом  совокупное влияние причин, порождающих  инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую  динамику. То связано, прежде всего, с  тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической  политики:

 

- соблюдение  жестких денежных ограничений;

Информация о работе Перспективные направления антиинфляционной политики