Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...
Понятие, факторы и источники экономического роста……………….
Экономический рост как категория экономической системы………..
Факторы и источники экономического роста…………………………
Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста…………………………………
Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы……………………………………………..
Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………
Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по внешнеэкономической политике.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, его методы и формы

 

 

 

Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [5, с.13].

К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

- создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

- организация денежного обращения;

- поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

- управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

- стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества [10, с.57].

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [10, с.57].

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [10, с.57].

В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [6, с.159].

В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей [16, с.134].

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 

 

 

2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики РБ

 

 

 

Устойчивое развитие внешнеэкономической деятельности Беларуси базируется на следующих принципах:

•  многовекторность сотрудничества;

•  опережающее развитие экспорта и ориентация на формирование положительного внешнеторгового сальдо;

•  улучшение структуры и повышение экономической эффективности внешнеторговых связей;

•  эффективное использование имеющегося производственного потенциала и развитие перспективных направлений внешнеэкономических связей;

•  обеспечение экологических интересов Беларуси во внешнеэкономической деятельности;

•  стимулирование поступления в страну экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

•  проведение взвешенной политики в решении проблем внешней задолженности [2, с.16].

Одним из ключевых принципов устойчивого развития внешнеэкономической деятельности Беларуси является ее многовекторность. В 2007 г. Беларусь торговала со 174 странами мира. Белорусские товары экспортировались на рынки 139 государств, импортировалась продукция из 159 стран [15, с.7]. Вместе с тем многовекторную политику Беларусь проводила с первого дня своего образования в  1991 г., направленную на обеспечение устойчивого развития страны.

Концептуальной основой формирования многовекторной внешнеэкономической стратегии должна стать политика освоения новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции.

Организационными принципами многовекторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:

•  обеспечение разумной открытости экономики при сохранении национального суверенитета;

•  диверсификация страновой и товарной структуры экспорта и импорта;

•  перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

•  сочетание рыночных и административных методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;

•  наращивание в экспорте доли наукоемкой и инновационной продукции и услуг;

•  увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости и рационального импортозамещения;

•  повышение экспортной роли малого и среднего предпринимательства;

•  совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;

•  экологическая сертификация продукции;

•  повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств.

С целью успешной реализации многовекторной внешнеэкономической политики следует принять соответствующие меры по стимулированию и поддержке производителей экспортной продукции и экспортеров, используя такие методы и инструменты, как налоговые льготы; гармонизация и унификация грузовых, железнодорожных тарифов; экспортные кредиты; страхование экспортных сделок; бюджетное финансирование приоритетных экспортоориентированных проектов; защита от антидемпинговых процедур; приведение республиканских стандартов в соответствие с международными; гармонизация правил и процедур национальной системы сертификации с требованиями ВТО; совершенствование инфраструктуры экспорта; упрощение процедуры лицензирования; гармонизация и унификация таможенных пошлин и др.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям.

•  Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.

В решении данного вопроса многое зависит от самих предприятий-экспортеров, от того, насколько эффективно проводится маркетинговая политика, организуется работа товаропроводящей сети, совершенствуются логистические системы экспорта товаров, диверсифицируются структуры белорусского экспорта по конкретным рынкам, осуществляется сертификация в соответствии со стандартами мирового рынка.

Рассматривая перспективы развития экспортно-импортных отношений, следует обращать внимание и на инвестиционные возможности внешнеторговых партнеров.

•  Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.).

В мировой практике придается значительное внимание развитию сектора услуг. В 2007 г. экспорт услуг в мире составил 2415 млрд долл. США, или около 19% всего торгового экспорта (товаров и услуг). В то же время ситуация отличается для различных регионов и стран. Так, для европейских стран этот показатель находится на уровне 22-24 %. Здесь лидерами являются: Великобритания (33,0%), Дания (32,6%), Ирландия (32,2%), Испания (31,4%), Австрия (30,3%). В Северной Америке выделяются США (28,2%), в Африке - Египет (53,3%), Марокко (39,7%), Тунис (26,7%), в Азии -Индия (33,7%). В странах СНГ данный показатель находится на уровне 11,1% [21. с. 313-319].

Удельный вес добавленной стоимости в сфере услуг в Республике Беларусь составляет 63-65%, в промышленности - 27-28, сельском хозяйстве - 36-39%. Поскольку экономика остается по-прежнему в значительной мере материало- и энергозависимой от импорта ресурсов, дальнейший экономический рост должен достигаться за счет динамичного развития менее ресурсоемкого сектора - сферы услуг. Кроме того, свою лепту в трансформацию структуры экономики, ее большую ориентацию на сегмент услуг вносят и императивы новой экономики. В развитых в промышленном отношении странах в структуре производства ВВП доминирующая роль (до 80%) принадлежит услугам (как социальным, так и производственным). В Беларуси доля услуг значительно ниже (42-45%), что не позволяет существенно повысить эффективность функционирования национальной экономики.

В Беларуси принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг [18. с. 18]. Услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге - повышения качества жизни населения.

Доля экспорта услуг Беларуси в общем объеме экспорта товаров и услуг страны в 2007 г., по данным Платежного баланса, составляла 10,9% (в стоимостном выражении 2,4 млрд. долл. США). Международная торговля услугами складывается для республики благоприятно, о чем свидетельствует положительное сальдо.

Определяющими видами транспорта в Беларуси являются: железнодорожный, трубопроводный и, в меньшей степени, автомобильный, что свидетельствует о недостаточном использовании выгодного географического положения страны. Доля экспортных перевозок автомобильным транспортом в общем объеме экспорта товаров и услуг республики составляет около 1%. Такова же доля поездок, что говорит о явно недостаточном развитии въездного туризма в Республике Беларусь. То есть на сегодняшний момент из всех видов услуг, экспортируемых республикой, валюта зарабатывается в основном на железнодорожных перевозках, доля которых в общем объеме перевозок составляет 75%.

Информация о работе Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь