Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...
Понятие, факторы и источники экономического роста……………….
Экономический рост как категория экономической системы………..
Факторы и источники экономического роста…………………………
Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста…………………………………
Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы……………………………………………..
Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………
Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по внешнеэкономической политике.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

По статье «другие услуги» лидирующее положение занимают операционный лизинг, профессиональные и технические услуги. Стабильную тенденцию роста экспорта имеют услуги связи. Все больше экспортируются компьютерные и информационные услуги. В 2007 г. их экспорт (49,5 млн долл.) превысил экспорт строительных услуг (36,9 млн долл.), имеющий в последнее время тревожную тенденцию к снижению.

•  Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых инвесторов». Только в 2005 г. 15 ведущих развивающихся стран и стран с переходной экономикой реализовали за пределами своих государств ПИИ в размере более 1,3 трлн. долл. США [21]. Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Сингапур и другие страны имеют значительный потенциал для дальнейшего расширения прямого иностранного инвестирования.

•  Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

•  Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

На фоне активной инвестиционной деятельности ТНК из развитых стран на современном этапе отмечается увеличение доли компаний из развивающихся стран среди транснациональных корпораций. На рубеже 1990 г. в рейтинге «Форчун-500» было только 19 компаний из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к 2005 г. их число возросло до 47.

В мировом рейтинге ста крупнейших транснациональных компаний развивающихся стран, опубликованном в «Докладе о мировых инвестициях 2006», транснациональные компании Китая занимают половину мест. Из них 25 компаний из особого административного региона Гонконга, 15 компаний из Тайваня, 10 компаний из континентального Китая [1. с. 19].

•  Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.

•  Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.

Пожалуй, на этом факторе развития внешнеэкономических связей и экспорта в частности остановимся поподробнее.

Опыт последних лет, накопленный как в странах с рыночной, так и трансформационной экономикой, свидетельствует о том, что существует прямая связь между целями конкурентоспособной экономической системы и обеспечением экологической безопасности. Обеспечение экологических интересов общества становится не менее важной задачей, чем удовлетворение экономических и социальных потребностей.

В то же время развивающаяся экономика и создание в стране благоприятной для экономического роста обстановки являются важными условиями осуществления эффективных работ по экологизации производственных и социально-экономических процессов. В настоящее время вопрос экологизации социально-экономического развития для многих промышленно развитых стран стал вопросом государственной важности, а производственная деятельность (отечественная и зарубежная) показала, что экологизация производства технически осуществима и экономически выгодна. Кроме того, путем экологизации увеличивается конкурентоспособность продукции, укрепляются позиции национальных товаров на рынках экологически чистой продукции, завоевываются новые сегменты внешнего рынка. Все это диктует насущную необходимость учета требований экологического императива при разработке стратегии внешнеэкономической деятельности страны.

В краткосрочной перспективе для укрепления национальной экономики, повышения ее эффективности важно расширить внедрение современных экологически безопасных технологий, обеспечить осуществление структурных преобразований при строгом соблюдении экологических ограничений.

В среднесрочной перспективе главной целью становится создание эффективной экологически ориентированной экономики, обеспечивающей экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, рост производственного потенциала в пределах хозяйственной емкости экосистем.

В долгосрочной перспективе основной целью устойчивого развития будет гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе воспитания высоких духовно-нравственных ценностей.

Экологический императив определяет необходимость выработать соответствующую экологическую политику и внедрить ее во все сферы жизни страны, основываясь на идеях и принципах устойчивого развития, которые являются базисом общемирового процесса трансформации общества.

Выполнение требований экологического императива - неотъемлемая составляющая и внешнеэкономической политики Республики Беларусь, главная цель которой состоит в эффективном участии в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

В комплекс основных мероприятий по активизации внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества, намеченных в государственных программных документах, включен ряд мер, учитывающих требования экологического императива. В частности, в НСУР-2020 указано на необходимость осуществления следующих действий в этом направлении:

•  активизировать участие в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

•  создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;

•  способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции и пр.);

•  разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта и связи, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;

•  обеспечить совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов;

•  добиваться снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и технологических решений;

•  развивать системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения и др.

Конкурентные преимущества природно-географических и экологических факторов Беларуси неоспоримы. Лесные и водно-болотные угодья Беларуси составляют основу экологического капитала благодаря своим углеродопоглощающим свойствам. По оценкам специалистов, леса Беларуси ежегодно поглощают около 102 млн. т углекислого газа, а поглотительная способность болот в 9 раз сильнее, что объясняется свойством болот накапливать мощный запас органики в торфяном слое. Поэтому Беларусь может стать реальной и довольно перспективной «продавщицей» квот на выбросы парниковых газов, что предусмотрено Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Киотским протоколом к ней.

Согласно Киотскому протоколу, к которому Республика Беларусь присоединилась в соответствии с указом Президента от 12 августа 2005 г. № 370, потенциальными продавцами квот автоматически становятся страны, обеспечившие в последние 10 лет существенное снижение выбросов диоксида углерода. Наша страна располагает значительным излишком квоты на выбросы, поскольку за десятилетний период(1990-2000 гг.) эмиссия парниковых газов в республике уменьшилась со 120,5 до 52,4 млн т, или на 56,5%, что связано не только с экономическим спадом начала 90-х годов, но и со снижением объемов потребления топлива (на 41,3%) при одновременном росте ВВП.

Поскольку Беларусь присоединилась к Киотскому протоколу позже других стран, ей установлен норматив выбросов на уровне 92%  (110,86 млн т) от базового 1990 г., следовательно, излишек квоты, которую страна сможет предложить на международный рынок, составит (110,86 - 58,3), т. е. 52,6 млн т. В соответствии с анализом, проведенным Всемирным банком, цена установится на уровне 6-10 долл. США за 1 т СО2. Исходя из этого, выручка Беларуси от продажи излишка квоты может составить, по оценкам, 315,6-526 млн долл. в год, или 1,5-2,6 млрд долл. за весь первый период действия Киотского протокола (2008-2012 гг.) [19, с.16].

Общее состояние земельных ресурсов Беларуси, леса, воды, биоразнообразие, ассимиляционный потенциал, запасы калийных и каменной солей, торфа, сырья для производства строительных материалов при условии их рационального использования и охраны могут служить факторами, способствующими обеспечению экономической безопасности и повышению конкурентоспособности страны, подъему национальной экономики и переходу к устойчивому развитию. Однако отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Беларуси, обусловленное не в последнюю очередь низкой конкурентоспособностью производимой отечественными производителями продукции, вызывает необходимость поиска новых подходов для ее повышения.

Для повышения конкурентоспособности страны путем эффективного использования имеющихся природно-географических и экологических условий и ресурсов крайне важным становится формирование новой экологической политики, основанной на принципах:

•  экологической ориентации развития общества, предусматривающей неразрывность экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития страны;

•  поддержки целостности экосистем посредством эффективного управления природными ресурсами, снижения давления на природную среду со стороны экономики;

•  платности природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, исходя из основополагающего принципа рыночных эколого-экономических отношений - «загрязнитель платит»;

•  открытости экологической информации и участия общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды;

•  обеспечения социального и экологического взаимодействия в целях повышения качества жизни;

•  ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Беларусь;

•  обязательного соблюдения требований международных соглашений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [20].

В связи с этим исключительно важной для Беларуси становится работа по экологической сертификации продукции. За рубежом эта работа активно развивается по трем основным направлениям:

•  присвоение экологического знака продукции (экомаркировка), а также техническим процессам, безопасным в экологическом отношении;

•  разработка стандартов предприятий (фирм) с учетом экологических требований евростандартов и директив ЕС;

•  включение экологических требований в нормативную документацию на продукцию.

Экологическая сертификация как заключительный этап создания системы экологического управления стала обязательным элементом культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования экономически развитых стран.

Обязательное условие вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию - гармонизация национальной нормативной документации с международной, в том числе и экологической документацией. Стремясь к выполнению обязательных условий вступления в ВТО и равноправному торговому партнерству на мировых рынках, Республика Беларусь с 1995 г. начала осуществление работ по сертификации продукции, товаров и услуг в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. Однако эти работы ведутся недостаточно активно. Анализ зарубежного опыта показывает, что экологическая сертификация должна развиваться не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с воздействием на экологическую безопасность.

Производство экологически безопасной продукции на предприятиях республики позволит увеличить эффективность внешнеэкономической деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности. Посредством производства и реализации экологически чистых товаров производители имеют более широкие возможности выхода на новые рынки, увеличения доли рынка, роста объемов продаж за счет цен на так называемые «зеленые» товары. Стратегические выгоды экологически чистого производства проявляются в возможности выхода на зарубежные рынки сбыта, формировании культуры и философии предприятия, в основе которой приверженность руководства и сотрудников к экологическим нормам и ценностям, что способствует, кроме названного, созданию привлекательного имиджа страны и укреплению «паблик рилейшнз».

Международная практика показывает, что регламентация внешнеторговых операций осуществляется исходя из экономических, политических, социальных, экологических, моральных и других принципов и обеспечивается посредством применения мер тарифного и нетарифного регулирования. В рамках последнего все чаще используются технические барьеры в торговле, устанавливаемые с целью соблюдения безопасности и охраны окружающей среды. К таким барьерам (по оценкам западных экспертов, их доля в общей совокупности нетарифных мер составляет 25%) относятся: международные, региональные и национальные стандарты и технические нормы; правила и нормы безопасности; системы сертификации; санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения; экологические меры и т.д. Применение комплекса этих мер позволяет осуществлять гибкое регулирование импорта и решать двоякую задачу: с одной стороны, способствовать обеспечению экологической безопасности, а также охраны здоровья населения, с другой - осуществлять скрытую протекционистскую политику, направленную на ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции. В отличие от таможенного тарифа и количественных ограничений, чей протекционистский характер очевиден, значение мер нетарифного регулирования с трудом поддается количественной оценке.

Информация о работе Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь