Перспективы развития банковской деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 02:08, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить роль и функции коммерческих банков в экономике страны.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть сущность банков и банковской системы, их роль в экономике;
-проанализировать с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1 Сущность и роль коммерческих банков в развитии экономики….6
1.1 Сущность банков с позиции их исторического развития ……….6
1.2 Понятие коммерческого банка, виды банков и их функции…….13
2 Характеристика банковской системы Республики Беларусь ……22
2.1 Формирование и становление банковской системы в
Республике Беларусь ………………………………………………….22
2.2 Анализ деятельности коммерческих банков в Республике
Беларусь ………………………………………………………………..30
3 Перспективы развития банковской деятельности
Республики Беларусь ………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....45

Файлы: 1 файл

Банки комм.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

По срокам выдаваемых ссуд банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные) и банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

По размеру капитала банка, объему операций, размеру активов, наличию филиалов, отделений банки бывают крупные, редкие, малые.

Рассмотрим классификацию банков по организационной структуре.

Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге.

Банковская группа — группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющимся частью данного головного банка.

Банки могут создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства, расположенные вне места расположения банка, и наделять их правами в пределах своей компетенции (Устава), которые отражаются в Положении о филиале или представительстве. Использование слова "банк" в названии филиала и представительства не допускается. Филиалы и представительства не являются юридическим лицом и осуществляют свою деятельность от своего имени на основании доверенности, имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе давать обязательные указания исполнительному органу филиала банка. Филиалы и представительства должны быть указаны в уставе создавшего их банка. Сведения о филиалах и представительствах должны содержать регистрационный номер, дату открытия и почтовый адрес.

Таким образом, коммерческие банки сегодня – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства  и   обращения исторически  шло  параллельно  и  тесно  переплеталось.  При   этом  коммерческие банки, выступая  посредниками    в    перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

 

 

 

2   Характеристика банковской системы  Республики Беларусь

 

2.1 Формирование и становление  банковской системы в Республике  Беларусь

 

Начало институционального формирования собственного финансового механизма и реального проведения Беларусью относительно самостоятельной денежно – кредитной политики относится к декабрю 1990 г. Именно тогда Верховным Советом республики были приняты и вскоре вступили в действие три важных законодательных акта:

  • Закон БССР «О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР»;
  • Закон БССР «О Национальном банке Белорусской ССР »;
  • Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О Национальном банке Белорусской ССР и банках на территории республики» [11. с.329].

Эти законы имели важное значение и оказали серьезное влияние на формирование, становление и развитие денежно – кредитной сферы в Беларуси. В результате стала формироваться банковская система страны, которая включала Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки,  зарегистрированные в уставном порядке. Национальный банк являлся центральным банком. Он подотчетен Верховному Совету республики. Находится в собственности республики и действует соответственно ее интересам.

В Республике Беларусь законодательной основой функционирования банковской системы являются Законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республике Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», которые создали необходимую институциональную основу для банковской системы и функционирования Национального банка  Республики Беларусь. В 1995 г. были внесены изменения и дополнения  в Закон «О Национальном банке Республике Беларусь». В связи  с которыми высшим органом руководства Национальным банком страны стало Правление Национального Банка. Председатель правления избирается Верховным Советом страны по представлению Президента Республики Беларусь срокам на шесть лет. Члены Правления избираются Верховным Советом республики по представлению Председателя Правления Национального банка [11. c.329].

В Республике Беларусь банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого либо открытого акционерного общества в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

Начальное становление банковской системы привело к тому, что уже в  1997 г. в Беларуси было зарегистрировано  39 коммерческих банков, из которых 32 являлись акционерными, 3 имели статус обществ с ограниченной ответственностью, кроме того работал один частный банк и один филиал иностранного. Из этого числа 12 банков были признаны кризисными [11.c.330]. Для этого периода характерна значительная доля ликвидируемых банков и филиалов. Это объясняется объективным процессом повышения надежности банковской системы. Поэтому в дальнейшем число банков постоянно менялось.

Действующие банки страны в этот период активно наращивали свой капитал. Вложения в уставные фонды банков возросли на 57%. Однако инфляция внесла корректировки в этот процесс, фактически возросли только уставные фонды банков, а их собственный капитал сократился. Наращивание уставного фонда и собственного капитала на данном этапе было  главной задачей банковской системы страны. Так как, при наличии крупного промышленного комплекса отсутствовали крупные банки, даже самые крупные банки страны едва дотягивали до средних размеров российских банков [11. c.332].  

Наличие в этот период кризиса в реальном и бюджетном секторах экономики сдерживало развитие банковской системы станы, что характеризуют следующие факторы:

  • низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышал 3% ВВП, что значительно меньше аналогичных показателей в других странах;
  • ограничение по ликвидности обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объемов долгосрочных активных операций;
  • бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе Беларуси составляла 11% при допустимой международными стандартами 5%;
  • узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов;
  • региональные диспропорции, в частности недостаточно рациональное распределение банковских ресурсов по территории;
  • структура собственности банков которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией [11.c.333]. 

Необходимо отметить, что деятельность иностранных банков и банков с участием иностранного капитала в Беларуси регулируется законодательством, в частности,  Законом «О  банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также нормативными документами Национального банка, в том числе Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков в Республике Беларусь от 15.06.1998г. Белорусское законодательство не предусматривает количественных ограничений предельного размера допуска иностранного капитала в банковскую систему нашей страны. Вместе с тем Национальный банк постоянно проводит количественный и качественный мониторинг иностранных вложений в банковскую систему. 

Банковская система Беларуси имеет за рубежом свои представительства, крупнейшими из них являлись представительства Беларусбанка, Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка и Приорбанка – в столицах России, Германии, Польши и дочерней компании Белвнешэкономбанка – во Франкфурте- на- Майне [10].  

 Большое  влияние на стабилизацию и  повышения надежности банковской  системы страны оказало принятие  Банковского кодекса Республики  Беларусь, на основе которого  строятся правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности. Кодификация банковского законодательства позволило объединить и упорядочить в одном правовом акте большое количество нормативных предписаний, содержащихся в многочисленных нормативных актах разного уровня. Вместе с тем в Кодексе нашли отражение нормы, не урегулированные банковским законодательством [3].

В Беларуси сформирована система банковского надзора, которая в основном соответствует мировым стандартам. Она включает стадии лицензирования банков, осуществление документарного надзора, надзора на местах, применение соответствующих мер воздействия к банкам нарушающим банковское законодательства, и банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реализацию и ликвидацию банков в случае необходимости [10].

В банках сформированы резервы на возможные потери по сомнительным долгам. Действуют службы внутреннего аудита. Введены международные стандарты финансовой отчетности: 27- «Консолидированная финансовая отчетность»; 29 - «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; 30- «Финансовая отчетность банков». Все это обеспечивает высокую степень прозрачности банков и достоверности информации [10].

Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины -  долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую.

По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средние и мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий контроль осуществляет заместитель Председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка, который, в свою очередь, отвечает перед Председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка (board of directors) — комитет, выбранный акционерами (владельцами) банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью [10].

На экономические показатели деятельности банков, в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Крупные банки имеют безусловное преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики Республики Беларусь.

Крупные банки Республики Беларусь, такие, как «Приорбанк», «Белинвестбанк», «Белвнешэкономбанк», менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом — они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков, и имеют больший доступ к мировому капиталу.

В настоящее время в развитии организационной структуры банков выявляется новая тенденция: почти все банковские институты становятся в большей степени универсальными, в связи, с чем изменяется и организационная структура банков [10].

Одновременно с ростом, банк расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Параллельно с развитием банковских услуг развиваются организационная структура управления банка и сеть его филиалов (отделений).

К основным видам деятельности коммерческих банков в Беларуси относятся:

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

- кассовое обслуживание;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;

- ломбардная деятельность;

- факторинг и форфейтинг;

- поручительство (предоставление гарантий);

- доверительное управление активами;

- банковское хранение;

- предоставление сейфов в имущественный найм;

- перевозку ценностей;

- деятельность по обмену валюты;

- инвестиционное посредничество;

- финансовое посредничество;

- дилинг с наличной и безналичной валютой;

Информация о работе Перспективы развития банковской деятельности Республики Беларусь