Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что в современных условиях нестабильной экономической ситуации и роста спроса на сельскохозяйственную продукцию все большую значимость приобретает развитие сельскохозяйственного бизнеса. Причем с учетом пространственных масштабов России перспективы развития сельского хозяйства в нашей стране крайне благоприятные. В наши дни крестьянские (фермерские) хозяйства содействуют развитию сельскохозяйственного производства, вносят свой вклад в решение проблемы продовольственной зависимости страны.

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

По оценкам Минсельхоза России, в 2008 году выручка от реализации продукции  сельхозпредприятий достигла 887,8 млрд руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 768 млрд руб., прибыль  увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11% и приблизилась к 117 млрд руб. В 2008 году в 1,8 раза вырос размер бюджетных субсидий и составил 100 млрд руб. Более половины субсидий из бюджетов, относимых на финансовый результат, получили сельхозпроизводители Приволжского и Центрального федеральных  округов (см. рис. 1).

Рис. 1 Распределение бюджетных  субсидий по федеральным округам  в 2004 и 2008 годах (в %)

Несмотря на улучшение финансово-экономических  показателей в отрасли полученный размер прибыли недостаточен для  ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая часть организаций  убыточны. Согласно сельскохозяйственной переписи 2006 года около 30% крупных и  средних предприятий, 37% малых, 48% крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14% личных подсобных  хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.

В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" по состоянию на 1 октября 2008 года число  организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8% и 22,6% соответственно) По данным Минсельхозразвития. Меньше всего предприятий, принимающих участие в программе, в Дальневосточном (около 3%), Северо-Западном и Уральском (по 5%) федеральных округах. Сумма списанной задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам составила 30 млрд руб.

В то же время более 5 тыс. организаций, вошедших в программу, утратили право  на реструктуризацию долгов. Больше всего  таких предприятий сосредоточено  в Приволжском, Центральном и  Северо-Западном федеральных округах. Это связано с невозможностью выполнить все условия соглашения из-за неустойчивого финансового  положения.

2. Проблемы современного  социально-экономического состояния  фермерства в аграрном секторе  экономики России

2.1 Влияние мирового кризиса  с 2008 года по настоящее время

С осени 2008 года под влиянием мирового финансового спада начали наблюдаться  кризисные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1% (аналогичный  показатель 2007 г. - 106,3%). Ухудшение условий  кредитования и, как следствие, падение  спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1% по сравнению  с предыдущим годом, что практически  в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые  доходы населения увеличились всего  на 2,7%, что намного ниже темпов предыдущего  года (12,1%). Это было во многом обусловлено  высоким уровнем инфляции.

По сравнению с промышленностью  более высокими показателями характеризовалось  сельскохозяйственное производство. За 2008 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8%. Но несмотря на высокие  темпы роста производства экономическое  положение отрасли практически  не улучшилось: понизился уровень  рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал. На реализацию мероприятий  Госпрограммы из федерального бюджета  в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу "Достижение финансовой устойчивости хозяйств" является повышение доступности  кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Минсельхоза России, привлечение  кредитных ресурсов в целом увеличилось  на 38% по сравнению с предыдущим годом  и составило 420,9 млрд руб., из которых 53% - краткосрочные кредиты, 35% - инвестиционные, 12% - кредиты, полученные на развитие малых  форм хозяйствования (см. табл. 1) Кудряшов В. Крестьянские(фермерские) хозяйства: проблемы и пути развития // АПК: экономика, управление.- №5. - 2009. - С.50-57.

Таблица 1 - Объем кредитных средств  и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд руб. (по данным Минсельхоза  России)

 
 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

 
 

Объем кредит

Сумма субсид

Объем кредит

Сумма субсидий

Объем кредит

Сумма субсид

Объем кредит

Сумма субсид

 

Всего по кредитам

114,5

6,6

277,7

11,8

304,4

25,2

420,9

34,0

 

в том числе

                 

- краткосрочные

89,0

4,4

132,1

4,2

146,9

7,2

224,2

7,1

 

- инвестиционные

25,2

2,1

104,6

5,4

110,5

14,6

148,5

21,7

 

- на развитие малых  форм

0,3

0,1

41,0

2,2

47,0

3,4

48,2

5,2

 
                   

Объемы субсидий, выделенных на компенсацию  части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются. Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных  по этому направлению, увеличилась  в пять раз по сравнению с 2005 годом  и составила 34 млрд руб. На эти цели также выделяются компенсации и  за счет средств региональных бюджетов. В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов  Федерации к общему объему выплаченных  субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию - 25%, по инвестиционным кредитам - 34% и по кредитованию малых форм хозяйствования - 6,5%. Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60%) (см. рис. 2).

Рис. 2 Распределение кредитных  ресурсов по ФО, привлеченных сельскохозяйственными  товаропроизводителями в 2008 г.

2.2 Рекомендации по антикризисным  мерам и ценообразованию на  фермерскую продукцию

Для выполнения показателей Госпрограммы, а также в рамках антикризисного плана Правительства РФ из федерального бюджета на поддержку агропромышленного  комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд руб., что на 30% больше, чем в  предыдущем году. Непосредственно в  рамках антикризисного плана в АПК  дополнительно направлено 87 млрд руб.: 45 млрд руб. - на увеличение уставного  капитала ОАО "Россельхозбанк", 25 млрд руб. - на увеличение уставного  капитала ОАО "Росагролизинг", 17 млрд руб. - на субсидии на уплату процентов  по кредитам. То есть значительная часть  финансовых ресурсов, направляемых в  аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей.

В целях дополнительной поддержки  отрасли приняты постановления  Правительства РФ о пролонгации  краткосрочных кредитов еще на шесть  месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга  оборудования до 15 лет и на 12 месяцев  продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80% от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100%).

В оптимизации пропорций воспроизводства  в аграрной сфере значительную роль играют ценовые отношения. Проведенный  анализ показал, что обмен продукцией между сельским хозяйством и другими  отраслями АПК характеризуется  неустойчивостью. Это подтверждают отношения индексов цен в 2004-2010 годах. В 2002-2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые  сельхозтоваропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского  хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная  ситуация. В 2005-2006 годах ценовые соотношения  для аграрного сектора опять  стали ухудшаться. Резкий скачок цен  на сельскохозяйственную продукцию  в III-IV кварталах 2007 года несколько изменил  ситуацию - индекс цен на продукцию  сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6%. В 2008 году эта тенденция  сохранилась: темпы роста цен  производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение  на промышленные товары и услуги, приобретаемые  сельхозпроизводителями, на 1,8%. В целом  за период 2003-2010 годов ценовые соотношения  показали, что индексы цен на продукцию  сельского хозяйства за исследуемый  период увеличились в 2,4 раза, а индексы  цен на промышленные товары, приобретаемые  сельским хозяйством, выросли почти  в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо  и строительные материалы - более  чем в 4 раза, минеральные удобрения - в 3,8 раза, ГСМ - в 3,1 раза.

Неэквивалентность обмена зарождается  во взаимоотношениях сельского хозяйства  и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая устанавливает тот ценовой  уровень, по которому сельхозпроизводителям  приходится реализовывать свою продукцию  для последующей переработки, а  проявляется между первой и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые  им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в  пищевой промышленности, в свою очередь  оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли.

Поэтому при совершенствовании  межотраслевых ценовых диспропорций следует учитывать не только диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем  более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается  значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном  положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые  ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель - пищевая промышленность - транспортировка - ретейлеры. В связи с этим необходимо как можно быстрее принять  закон "О торговле" Сизова Н.П. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах России // Аграрная наука (ежемесячный научно-теоретический  и производственный журнал). - №6. - 2009. - С. 2-3..

На основе общих методологических подходов и условий, необходимых  для наиболее полной реализации фискальной и регулирующих функций, а также  для реализации потенциальных возможностей специального налогового режима как  формы и механизма налогового регулирования, можно сформулировать специальные организационные принципы, на основе которых должен формироваться  специальный налоговый режим  для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

1. Принцип замещения единым сельскохозяйственным  налогом совокупности других  общережимных платежей. Количество  заменяемых единым сельскохозяйственным  налогом платежей в бюджет  и внебюджетные фонды может  корректироваться.

2. Принцип сосуществования единого  сельскохозяйственного налога и  части других общеустановленных  налогов и сборов.

3. Принцип максимально возможного  учета особенностей в условиях  хозяйствования и деятельности  налогоплательщиков единого сельскохозяйственного  налога.

4. Принцип упрощения системы  налогообложения. Он заключается  в достижении сокращения общего  количества налогов и обеспечивается  упрощением механизма исчисления  и уплаты единого сельскохозяйственного  налога.

5. Принцип упрощения учета и  налоговой отчетности. Согласно  этому принципу сельскохозяйственные  товаропроизводители освобождаются  от применения плана бухгалтерских  счетов и использования способа  двойной записи. Кроме того, упрощается  налоговая отчетность, но при  этом сохраняется общепринятый  порядок ведения кассовых и  некоторых других операций.

6. Принцип добровольности с учетом  классических принципов налогообложения,  таких как всеобщность, единство, обязательность. Налоговая система  для сельскохозяйственных товаропроизводителей  не должна противоречить государственно-правовой  законодательной форме налоговых  платежей.

7. Принцип налогового благоприятствования,  т.е. специальный налоговый режим  должен быть для налогоплательщиков  единого сельскохозяйственного  налога более мягким или преференциальным  по сравнению с общим режимом  с позиций своей упрощенности  и оптимальности налоговой нагрузки. Несоблюдение этого принципа  лишает экономического смысла  введение специального налогового  режима для сельскохозяйственных  товаропроизводителей.

8. Принцип приоритетности и избирательности.  Это означает, что круг хозяйствующих  субъектов, которые могут перейти  на специальный налоговый режим  в виде уплаты единого сельскохозяйственного  налога, ограничен видом деятельности, отраслью и категориями налогоплательщиков. В противном случае это будет  не специальный, а общий налоговый  режим.

На взгляд автора, следование и  соблюдение названных организационных  принципов является настолько важным, что отклонение или отступление  от них лишает специальный налоговый  режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного  налога своей целесообразности.

2.3 Проблемы и рекомендации  по социальному развитию

Одной из злободневных проблем аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная демографическая  ситуация.

Снижается численность людей трудоспособного  возраста, особенно молодежи. Усиливается  несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий. Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда  в отрасли, выступает главным  фактором непрестижности сельскохозяйственного  труда. В 2008 году в целом по экономике  среднемесячная номинальная зарплата одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8034 руб.). И это при том, что  уровень заработной платы в отрасли  по сравнению с 2007 годом повысился  на 39%. Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую  региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.

Информация о работе Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России