В 2010 году уровень заработной платы
в сельском хозяйстве составил почти
47% от среднего уровня по экономике. В
целях улучшения трудового и
кадрового потенциала отрасли, на наш
взгляд, этот показатель целесообразно
довести хотя бы до 70-80% уровня в экономике,
как было в дореформенное время,
так как расширенное воспроизводство
трудовых ресурсов при существующей
оплате труда практически невозможно
Сизова Н.П. Развитие крестьянских (фермерских)
хозяйств в регионах России // Аграрная
наука (ежемесячный научно-теоретический
и производственный журнал). - №6. -2009.
- С. 2-3..
В целях повышения эффективности
производства в аграрном секторе
экономики необходимо усилить роль
инноваций в инвестиционном процессе.
Несмотря на многочисленные решения, постановления
и программы научно-технического
развития, значительного улучшения
пока нет, а начавшийся финансово-экономический
кризис еще больше обострил проблему
выхода нашей экономики из "инновационной
ямы". В нашей стране еще не
создана целостная национальная
инновационная система. В Госпрограмме
до 2012 года намечен ряд мероприятий,
направленных на стимулирование инноваций:
развитие элитного семеноводства и
племенного животноводства, техническая
и технологическая модернизация
отрасли, создание системы государственного
информационного обеспечения и
развитие сети консультационных центров.
Но в Госпрограмме нет конкретных
показателей по расширению инновации,
стимулирование этого процесса осуществляется
косвенными методами.
Еще одним сдерживающим фактором развития
отечественного производства является
рост объемов импорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия. По данным
Росстата, в 2008 году объем импорта
продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья для
их производства увеличился на 27% по сравнению
с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл.
США. В связи с этим необходимо
скорейшее принятие "Доктрины продовольственной
безопасности Российской Федерации",
на основе которой можно было бы
регулировать рынок по объемам закупок
и реализации сырья, качеству продукции,
а также разрабатывать федеральные
и региональные проекты защиты внутреннего
рынка и развития собственной
внешнеторговой деятельности.
Целесообразно осуществить географическую
и продуктовую диверсификацию экспорта,
а также перенос акцента с
экспорта сельскохозяйственного сырья
на поставки продовольственных товаров.
России необходимо расширять участие
в глобальной производственной кооперации
на аграрном рынке.
Таким образом, проблема повышения
эффективности воспроизводства
в аграрном секторе экономики
в условиях кризиса со стороны
государства должна решаться в сфере
совершенствования системы экономического
регулирования отрасли, корректировки
проводимой экономической политики,
а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей
- на базе рационального использования
финансовых, трудовых, земельных ресурсов
и широкого внедрения инноваций
в производство.
3. Перспективы развития
фермерства в аграрном секторе
России
Сегодня многие желающие открыть собственное
дело обращают внимание на различные
отрасли аграрной промышленности. Поэтому
вполне логично, что их интересует вопрос,
что такое фермерство и перспективы
его развития.
Для начала стоит отметить, что
сельхозпродукция является очень востребованной
в различных сферах человеческой
жизни. Конечно, основную долю занимают
продукты питания. Фермерство и перспективы
его развития на сегодняшний день
можно определить как необходимость
выхода на внешний рынок. Об этом свидетельствую
цены на зерновые культуры и обилие
предложений на внутреннем рынке. Поэтому
для того, чтобы эта отрасль
стала действительно перспективной,
а зерно не пропадало в зернохранилищах,
необходимо налаживать внешние каналы
экспорта зерна в больших масштабах.
Как вариант, ввиду дешевизны
зерна его можно использовать
в качестве корма для животноводческих
отраслей фермерского хозяйства.
Фермерство и перспективы его
развития, при взгляде со стороны
фермеров, выглядят не совсем радужными.
Многие сетуют на нестабильность цен
и неправильность ценовой политики.
С их точки зрения перспективы
у сельскохозяйственных сфер имеются,
но только если государство будет
пересматривать ценовую политику и
отношение к фермерам в общем.
Конечно, перспективы у фермерского
хозяйства есть - это и дальнейшее
развитие, и внедрение новых технологий,
и необходимость работы на современной
технике, и расширение фермерского
хозяйства и многое другое.
«Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года» ставит целью обеспечение
потребностей населения сельскохозяйственной
продукцией и сырь?м производства
за сч?т улучшения общих условий
функционирования сельского хозяйства
и повышения финансовой устойчивости
всех форм хозяйствования на селе. Среди
перспективных организационно-правовых
форм хозяйствования на селе важное место
отведено фермерским хозяйствам. Именно
они в условиях гибкой экономической
политики дают возможность эффективно
соединить предпринимательскую
инициативу крестьян, их хозяйственные
возможности с государственно-региональными
интересами и образом жизни всех
сельских жителей.
В целях совершенствования государственной
политики по развитию многоукладной
экономики и поддержке современного
фермерского движения в России, активизации
деятельности муниципальных органов
власти по созданию условий для устойчивого
развития крестьянских (фермерских) хозяйств
целесообразно провести объективный
исторический анализ двадцатилетнего
опыта аграрных преобразований и
фермерского движения, определить позитивные
итоги как базовые, вскрыть проблемы
и недоработки, предложить перспективные
пути развития крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Анализ тенденций в развитии
крестьянских (фермерских) хозяйств позволил
выявить ряд проблем, присущих всем
предприятиям аграрного сектора, однако
наиболее остро проявляющихся именно
в малых формах хозяйствования. К
числу основных проблем, связанных
с хозяйственной деятельностью,
следует отнести: низкое качество выделяемых
земель, острый недостаток специальной
техники, дефицит финансовых средств,
необходимых для формирования и
эффективного ведения деятельности,
а также технико-технологического
оснащения, трудности в получении
кредитов, неразвитость производственной
инфраструктуры и отсутствие необходимых
каналов реализации сельскохозяйственной
продукции. Перечисленные проблемы
в сочетании с несовершенством
действующего законодательства и отсутствием
системы обоснованной государственной
политики и регулирования деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств существенно
ограничивают возможность реализации
их потенциала в полной мере.
Сложившееся положение в аграрном
секторе России требует государственного
вмешательства, что, в свою очередь,
означает необходимость усиления государственного
регулирования, создания условий для
адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей,
в том числе крестьянских (фермерских)
хозяйств, к рынку, обеспечения эффективности
их производства с целью насыщения
рынка отечественным продовольствием.
Следует отметить, что дальнейшее
их развитие позволит вовлечь в производство
неиспользуемые в настоящее время
сельскохозяйственные ресурсы, будет
способствовать усилению конкуренции
между различными сельскохозяйственными
предприятиями, что, в свою очередь,
сможет обеспечить качество производимой
продукции, приведет к появлению
дополнительных рабочих мест на селе,
а также к сокращению ежегодных
потерь российских производителей от
импортных интервенций продовольствия
и сельскохозяйственного сырья.
В связи с этим возникает необходимость
комплексного исследования процесса формирования
и развития крестьянских (фермерских)
хозяйств, определения перспектив и
направлений государственной поддержки,
как в России, так и в регионах
СФО, построения действенного организационно-экономического
механизма регулирования их развития
в условиях многоукладности экономики
агросферы. Конечная цель реформирования
в том, чтобы обеспечить динамичное
развитие отечественного сельскохозяйственного
производства с учетом специфики
сельскохозяйственных видов деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств отдельных
регионов и разнообразия условий
ведения аграрного производства.
Одним из путей развития фермерства
является кооперация. Появление разнообразных
кооперативных предприятий зачастую
с очень сложной организационно-производственной
структурой резко повысило требования
к кадрам, ориентированным на рынок
с его жесткой конкуренцией между
отечественными и зарубежными производителями.
Вместе с тем в 90-е годы произошло резкое
сокращение средств на науку и подготовку
кадров села. Мы разделяем мнение академика
Милосердова Милосердов, В. Многоукладная
экономика АПК: состояние и перспективы
/ В. Милосердов. - М. : АПК: Экономика, управление,
2002. - С. 132., который говорит об управленческом
консерватизме, узости экономической
подготовленности, функциональной неграмотности
кадров, которым требуется все больше
знаний и опыта. Профессионализм должен
приобретаться путем фундаментального
университетского образования, непрерывного
обучения и делового опыта. Подготовка
кадров, способных руководить фермерским
хозяйством, крупным предприятием, агрофирмой,
кооперативом, МТС, агрохолдингом - одна
из первостепенных задач.
Заключение
Таким образом, для повышения эффективности
сельскохозяйственного производства,
а значит и для создания высокопродуктивного
конкурентоспособного крестьянского
(фермерского)хозяйства можно выделить
следующие условия:
1. Надежный механизм выделения
земельных наделов, который различается
в зависимости от того, кем
создается хозяйство: работником,
вышедшим из состава действующего
сельскохозяйственного предприятия
со своей земельной долей и
имущественным паем, или работником,
не являющимся членом сельскохозяйственного
предприятия. В последнем случае
работник бесплатно получает
землю из фонда перераспределения
земель, создаваемого районной администрацией,
в пределах средней земельной
доли, сложившейся в данном административном
районе, а дополнительную площадь
(в пределах норм, установленных
районной администрацией) может
получить за плату.
2. Достаточные источники денежных
средств. Рассчитывать на то, что
крестьянин может создать конкурентоспособную
ферму в течение более или
менее приемлемого срока за
счет только собственных средств,
не приходится. Как правило, он
нуждается в кредитах, которые
были бы выданы на приемлемых
условиях, в помощи спонсоров
и т. д. Для работников, вышедших
из состава сельскохозяйственного
предприятия,важным источником первоначального
капитала является имущественный
пай.
3. Обеспечение фермера техникой
и другими производственными
ресурсами и возможность свободного
их приобретения.
4. Достаточный уровень трудообеспеченности
хозяйства и профессиональной
подготовки кадров. На практике
при решении вопроса о форме
предоставления земельного участка
(в собственность, аренду и
др.) учитывается квалификация всех
членов семьи, и особенно ее
главы. Это позволяет если не
исключить, то значительно уменьшить
риск неэффективных вложений.
На основе общих методологических
подходов и условий, необходимых
для наиболее полной реализации фискальной
и регулирующих функций, а также
для реализации потенциальных возможностей
специального налогового режима как
формы и механизма налогового
регулирования, можно сформулировать
специальные организационные принципы,
на основе которых должен формироваться
специальный налоговый режим
для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
1. Принцип замещения единым сельскохозяйственным
налогом совокупности других
общережимных платежей. Количество
заменяемых единым сельскохозяйственным
налогом платежей в бюджет
и внебюджетные фонды может
корректироваться.
2. Принцип сосуществования единого
сельскохозяйственного налога и
части других общеустановленных
налогов и сборов.
3. Принцип максимально возможного
учета особенностей в условиях
хозяйствования и деятельности
налогоплательщиков единого сельскохозяйственного
налога.
4. Принцип упрощения системы
налогообложения. Он заключается
в достижении сокращения общего
количества налогов и обеспечивается
упрощением механизма исчисления
и уплаты единого сельскохозяйственного
налога.
5. Принцип упрощения учета и
налоговой отчетности. Согласно
этому принципу сельскохозяйственные
товаропроизводители освобождаются
от применения плана бухгалтерских
счетов и использования способа
двойной записи. Кроме того, упрощается
налоговая отчетность, но при
этом сохраняется общепринятый
порядок ведения кассовых и
некоторых других операций.
6. Принцип добровольности с учетом
классических принципов налогообложения,
таких как всеобщность, единство,
обязательность. Налоговая система
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
не должна противоречить государственно-правовой
законодательной форме налоговых
платежей.
7. Принцип налогового благоприятствования,
т.е. специальный налоговый режим
должен быть для налогоплательщиков
единого сельскохозяйственного
налога более мягким или преференциальным
по сравнению с общим режимом
с позиций своей упрощенности
и оптимальности налоговой нагрузки.
Несоблюдение этого принципа
лишает экономического смысла
введение специального налогового
режима для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
8. Принцип приоритетности и избирательности.
Это означает, что круг хозяйствующих
субъектов, которые могут перейти
на специальный налоговый режим
в виде уплаты единого сельскохозяйственного
налога, ограничен видом деятельности,
отраслью и категориями налогоплательщиков.
В противном случае это будет
не специальный, а общий налоговый
режим.
На взгляд автора, следование и
соблюдение названных организационных
принципов является настолько важным,
что отклонение или отступление
от них лишает специальный налоговый
режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного
налога своей целесообразности.
Список использованной
литературы
1. Аграрная наука России в
новом тысячелетии/ Материалы
региональной научно-практической
конференции. - Омск: ОмГУ, 2003. - 220с.