Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что в современных условиях нестабильной экономической ситуации и роста спроса на сельскохозяйственную продукцию все большую значимость приобретает развитие сельскохозяйственного бизнеса. Причем с учетом пространственных масштабов России перспективы развития сельского хозяйства в нашей стране крайне благоприятные. В наши дни крестьянские (фермерские) хозяйства содействуют развитию сельскохозяйственного производства, вносят свой вклад в решение проблемы продовольственной зависимости страны.

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

В 2010 году уровень заработной платы  в сельском хозяйстве составил почти 47% от среднего уровня по экономике. В  целях улучшения трудового и  кадрового потенциала отрасли, на наш  взгляд, этот показатель целесообразно  довести хотя бы до 70-80% уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство  трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможно Сизова Н.П. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах России // Аграрная наука (ежемесячный научно-теоретический  и производственный журнал). - №6. -2009. - С. 2-3..

В целях повышения эффективности  производства в аграрном секторе  экономики необходимо усилить роль инноваций в инвестиционном процессе. Несмотря на многочисленные решения, постановления  и программы научно-технического развития, значительного улучшения  пока нет, а начавшийся финансово-экономический  кризис еще больше обострил проблему выхода нашей экономики из "инновационной  ямы". В нашей стране еще не создана целостная национальная инновационная система. В Госпрограмме до 2012 года намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций: развитие элитного семеноводства и  племенного животноводства, техническая  и технологическая модернизация отрасли, создание системы государственного информационного обеспечения и  развитие сети консультационных центров. Но в Госпрограмме нет конкретных показателей по расширению инновации, стимулирование этого процесса осуществляется косвенными методами.

Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья для  их производства увеличился на 27% по сравнению  с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие "Доктрины продовольственной  безопасности Российской Федерации", на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок  и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные  и региональные проекты защиты внутреннего  рынка и развития собственной  внешнеторговой деятельности.

Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с  экспорта сельскохозяйственного сырья  на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие  в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.

Таким образом, проблема повышения  эффективности воспроизводства  в аграрном секторе экономики  в условиях кризиса со стороны  государства должна решаться в сфере  совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки  проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей - на базе рационального использования  финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций  в производство.

3. Перспективы развития  фермерства в аграрном секторе  России

Сегодня многие желающие открыть собственное  дело обращают внимание на различные  отрасли аграрной промышленности. Поэтому  вполне логично, что их интересует вопрос, что такое фермерство и перспективы  его развития.

Для начала стоит отметить, что  сельхозпродукция является очень востребованной в различных сферах человеческой жизни. Конечно, основную долю занимают продукты питания. Фермерство и перспективы  его развития на сегодняшний день можно определить как необходимость  выхода на внешний рынок. Об этом свидетельствую цены на зерновые культуры и обилие предложений на внутреннем рынке. Поэтому  для того, чтобы эта отрасль  стала действительно перспективной, а зерно не пропадало в зернохранилищах, необходимо налаживать внешние каналы экспорта зерна в больших масштабах. Как вариант, ввиду дешевизны  зерна его можно использовать в качестве корма для животноводческих отраслей фермерского хозяйства.

Фермерство и перспективы его  развития, при взгляде со стороны  фермеров, выглядят не совсем радужными. Многие сетуют на нестабильность цен  и неправильность ценовой политики. С их точки зрения перспективы  у сельскохозяйственных сфер имеются, но только если государство будет  пересматривать ценовую политику и  отношение к фермерам в общем. Конечно, перспективы у фермерского  хозяйства есть - это и дальнейшее развитие, и внедрение новых технологий, и необходимость работы на современной  технике, и расширение фермерского  хозяйства и многое другое.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ставит целью обеспечение  потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и сырь?м производства за сч?т улучшения общих условий  функционирования сельского хозяйства  и повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе. Среди  перспективных организационно-правовых форм хозяйствования на селе важное место  отведено фермерским хозяйствам. Именно они в условиях гибкой экономической  политики дают возможность эффективно соединить предпринимательскую  инициативу крестьян, их хозяйственные  возможности с государственно-региональными  интересами и образом жизни всех сельских жителей.

В целях совершенствования государственной  политики по развитию многоукладной  экономики и поддержке современного фермерского движения в России, активизации  деятельности муниципальных органов  власти по созданию условий для устойчивого  развития крестьянских (фермерских) хозяйств целесообразно провести объективный  исторический анализ двадцатилетнего  опыта аграрных преобразований и  фермерского движения, определить позитивные итоги как базовые, вскрыть проблемы и недоработки, предложить перспективные  пути развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Анализ тенденций в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств позволил выявить ряд проблем, присущих всем предприятиям аграрного сектора, однако наиболее остро проявляющихся именно в малых формах хозяйствования. К  числу основных проблем, связанных  с хозяйственной деятельностью, следует отнести: низкое качество выделяемых земель, острый недостаток специальной  техники, дефицит финансовых средств, необходимых для формирования и  эффективного ведения деятельности, а также технико-технологического оснащения, трудности в получении  кредитов, неразвитость производственной инфраструктуры и отсутствие необходимых  каналов реализации сельскохозяйственной продукции. Перечисленные проблемы в сочетании с несовершенством  действующего законодательства и отсутствием  системы обоснованной государственной  политики и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств существенно  ограничивают возможность реализации их потенциала в полной мере.

Сложившееся положение в аграрном секторе России требует государственного вмешательства, что, в свою очередь, означает необходимость усиления государственного регулирования, создания условий для  адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, к рынку, обеспечения эффективности  их производства с целью насыщения  рынка отечественным продовольствием. Следует отметить, что дальнейшее их развитие позволит вовлечь в производство неиспользуемые в настоящее время  сельскохозяйственные ресурсы, будет  способствовать усилению конкуренции  между различными сельскохозяйственными  предприятиями, что, в свою очередь, сможет обеспечить качество производимой продукции, приведет к появлению  дополнительных рабочих мест на селе, а также к сокращению ежегодных  потерь российских производителей от импортных интервенций продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

В связи с этим возникает необходимость  комплексного исследования процесса формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, определения перспектив и  направлений государственной поддержки, как в России, так и в регионах СФО, построения действенного организационно-экономического механизма регулирования их развития в условиях многоукладности экономики  агросферы. Конечная цель реформирования в том, чтобы обеспечить динамичное развитие отечественного сельскохозяйственного  производства с учетом специфики  сельскохозяйственных видов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств отдельных  регионов и разнообразия условий  ведения аграрного производства.

Одним из путей развития фермерства является кооперация. Появление разнообразных  кооперативных предприятий зачастую с очень сложной организационно-производственной структурой резко повысило требования к кадрам, ориентированным на рынок  с его жесткой конкуренцией между отечественными и зарубежными производителями. Вместе с тем в 90-е годы произошло резкое сокращение средств на науку и подготовку кадров села. Мы разделяем мнение академика Милосердова Милосердов, В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы / В. Милосердов. - М. : АПК: Экономика, управление, 2002. - С. 132., который говорит об управленческом консерватизме, узости экономической подготовленности, функциональной неграмотности кадров, которым требуется все больше знаний и опыта. Профессионализм должен приобретаться путем фундаментального университетского образования, непрерывного обучения и делового опыта. Подготовка кадров, способных руководить фермерским хозяйством, крупным предприятием, агрофирмой, кооперативом, МТС, агрохолдингом - одна из первостепенных задач.

Заключение

Таким образом, для повышения эффективности  сельскохозяйственного производства, а значит и для создания высокопродуктивного  конкурентоспособного крестьянского (фермерского)хозяйства можно выделить следующие условия:

1. Надежный механизм выделения  земельных наделов, который различается  в зависимости от того, кем  создается хозяйство: работником, вышедшим из состава действующего  сельскохозяйственного предприятия  со своей земельной долей и  имущественным паем, или работником, не являющимся членом сельскохозяйственного  предприятия. В последнем случае  работник бесплатно получает  землю из фонда перераспределения  земель, создаваемого районной администрацией, в пределах средней земельной  доли, сложившейся в данном административном  районе, а дополнительную площадь  (в пределах норм, установленных  районной администрацией) может  получить за плату.

2. Достаточные источники денежных  средств. Рассчитывать на то, что  крестьянин может создать конкурентоспособную  ферму в течение более или  менее приемлемого срока за  счет только собственных средств,  не приходится. Как правило, он  нуждается в кредитах, которые  были бы выданы на приемлемых  условиях, в помощи спонсоров  и т. д. Для работников, вышедших  из состава сельскохозяйственного  предприятия,важным источником первоначального  капитала является имущественный  пай.

3. Обеспечение фермера техникой  и другими производственными  ресурсами и возможность свободного  их приобретения.

4. Достаточный уровень трудообеспеченности  хозяйства и профессиональной  подготовки кадров. На практике  при решении вопроса о форме  предоставления земельного участка  (в собственность, аренду и  др.) учитывается квалификация всех  членов семьи, и особенно ее  главы. Это позволяет если не  исключить, то значительно уменьшить  риск неэффективных вложений.

На основе общих методологических подходов и условий, необходимых  для наиболее полной реализации фискальной и регулирующих функций, а также  для реализации потенциальных возможностей специального налогового режима как  формы и механизма налогового регулирования, можно сформулировать специальные организационные принципы, на основе которых должен формироваться  специальный налоговый режим  для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

1. Принцип замещения единым сельскохозяйственным  налогом совокупности других  общережимных платежей. Количество  заменяемых единым сельскохозяйственным  налогом платежей в бюджет  и внебюджетные фонды может  корректироваться.

2. Принцип сосуществования единого  сельскохозяйственного налога и  части других общеустановленных  налогов и сборов.

3. Принцип максимально возможного  учета особенностей в условиях  хозяйствования и деятельности  налогоплательщиков единого сельскохозяйственного  налога.

4. Принцип упрощения системы  налогообложения. Он заключается  в достижении сокращения общего  количества налогов и обеспечивается  упрощением механизма исчисления  и уплаты единого сельскохозяйственного  налога.

5. Принцип упрощения учета и  налоговой отчетности. Согласно  этому принципу сельскохозяйственные  товаропроизводители освобождаются  от применения плана бухгалтерских  счетов и использования способа  двойной записи. Кроме того, упрощается  налоговая отчетность, но при  этом сохраняется общепринятый  порядок ведения кассовых и  некоторых других операций.

6. Принцип добровольности с учетом  классических принципов налогообложения,  таких как всеобщность, единство, обязательность. Налоговая система  для сельскохозяйственных товаропроизводителей  не должна противоречить государственно-правовой  законодательной форме налоговых  платежей.

7. Принцип налогового благоприятствования,  т.е. специальный налоговый режим  должен быть для налогоплательщиков  единого сельскохозяйственного  налога более мягким или преференциальным  по сравнению с общим режимом  с позиций своей упрощенности  и оптимальности налоговой нагрузки. Несоблюдение этого принципа  лишает экономического смысла  введение специального налогового  режима для сельскохозяйственных  товаропроизводителей.

8. Принцип приоритетности и избирательности.  Это означает, что круг хозяйствующих  субъектов, которые могут перейти  на специальный налоговый режим  в виде уплаты единого сельскохозяйственного  налога, ограничен видом деятельности, отраслью и категориями налогоплательщиков. В противном случае это будет  не специальный, а общий налоговый  режим.

На взгляд автора, следование и  соблюдение названных организационных  принципов является настолько важным, что отклонение или отступление  от них лишает специальный налоговый  режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного  налога своей целесообразности.

Список использованной литературы

1. Аграрная наука России в  новом тысячелетии/ Материалы  региональной научно-практической  конференции. - Омск: ОмГУ, 2003. - 220с.

Информация о работе Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России