Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 01:12, курсовая работа
Описание работы
Как правило, в чистом виде под оффшорной компанией понимается «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бумаге. Она имеет все формальные признаки компании – владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом своем качестве данная компания является удобным инструментом для ведения финансовых операций и снижения налогообложения
Содержание работы
1. Особенности оффшоной компании и ее виды…………………………………………………………………...…3 2. Оффшорная компания как способ минимизации налоговых платежей…………………………………………………5 3. Примеры некоторых оффшоных зон и их особенности.…………………….8 4. Последствия функционирования оффшоных зон (мировой опыт)..….12 5.Перспективы развития оффшорной деятельности…….14 6.Заключение………………………………………………………………….22 Список литературы
5.Перспективы
развития оффшорной деятельности…….14
6.Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы
1. Особенности оффшорной компании и
ее виды
Как правило,
в чистом виде под оффшорной компанией
понимается «бумажная» компания, т.е. компания,
существующая на бумаге. Она имеет все
формальные признаки компании – владельцев,
директоров (менеджеров), комплект регистрационных
документов. В этом своем качестве данная
компания является удобным инструментом
для ведения финансовых операций и снижения
налогообложения. Все свои операции такого
рода оффшорная компания осуществляет
за рубежом – вне оффшорной зоны. Но часто затем
внешнеторговые, инвестиционные и т.д.
функции компании расширяются и начинают
реализовывать уже в самой оффшорной зоне,
и тогда она становится переходной формой
к созданию реальной резидентской, т.е.
«неоффшорной» компании.
Среди оффшорных
компаний исследователи выделяют следующие
основные виды.
1. Компании
холдингового типа:
· оперативно-холдинговые
компании;
· компании
по владению недвижимостью;
· компании
по владению судами;
· компании
по владению объектами интеллектуальной
собственностью.
2. Торгово-посреднические
фирмы:
· экспортно-импортные;
· закупочные
и дистрибьюторские.
3. Компании
финансового профиля:
· оффшорные
банки
· финансовые
посреднические компании (частичные банки);
· страховые
компании.
В последнее
время в мировой оффшорной практике получили
распространение инвестиционные структуры
типа оффшорных взаимных фондов, инвестиционных
компаний и международных трастов.
Оффшорные
фирмы создаются и действуют в специальных
оффшорных зонах, или оффшорных финансовых
центрах (ОФЦ), для которых характерны
следующие черты (особенности):
· максимальное
упрощение процедуры регистрации (минимальный
размер уставного капитала обычно не устанавливается;
личности владельцев фирм не подлежат
разглашению: раскрытие их имен возможно
лишь по факту совершения уголовного преступления);
· налог на
прибыль отсутствует или не превышает
1-2%. Иногда он заменяется ежегодным сбором,
который в разных странах находится в
пределах 150-1000 долл. И не зависит от размеров
дохода. Налоги на вывоз доходов (дивидендов,
банковского процента, платежей роялти)
отсутствуют;
· отсутствуют
таможенные пошлины и сборы для иностранных
инвесторов;
· отсутствуют
валютные ограничения;
· существуют
банковская и коммерческая секретность
на высоком уровне;
· действуют
принципы общей лояльности по отношению
к бизнесу со стороны государственного
регулирования. [3, с.268].
Характерно
при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые
и другие льготы предоставляются всем
иностранным (а нередко и всем отечественным)
компаниям, а в оффшорных центрах (зонах)
– тем иностранным компаниям, которые
осуществляют операции с нерезидентами
(т.е. «чистым» оффшорным компаниям). Однако
на практике во многих случаях различия
между налоговыми гаванями и оффшорными
центрами фактически становятся весьма
относительными и нередко, по существу,
исчезают.
В настоящее
время оффшорные территории и связанные
с ними способы ведения хозяйственной
деятельности прочно вошли в современную
экономику, а оффшорный бизнес приобрел мировые
масштабы. Сегодня они стали неотъемлемой
частью мировой экономической системы
и национальных экономик как развитых,
так и развивающихся стран. Более того,
глобальный охват, который приобрела оффшорная
деятельность, широта и частота использования
оффшорных территорий в финансово-экономических
операциях дают основания считать мир
оффшоров самостоятельным сектором мировой экономики.
2.Оффшорная компания как способ минимизации
налоговых платежей
Часто налогоплательщики
стремятся любыми способами свести к минимуму
какой-либо из существенных для них налогов.
При этом следует отметить, что уменьшение
налогов, по мнению ряда специалистов,
необходимо рассматривать как двойственное
явление. Главное различие между двумя
видами налоговой оптимизации заключается
в том, нарушает или не нарушает налогоплательщик
нормы налогового законодательства в
своем стремлении снизить размер налоговых
платежей. В связи с этим выделяют налоговую оптимизацию и
незаконное уклонение от уплаты налогов.
Налоговая
оптимизация – это уменьшение размера
налоговых обязательств посредством целенаправленных
правомерных действий налогоплательщика,
включающих полное использование всех
предоставляемых законодательством льгот,
налоговых освобождений и других законных
приемов и способов. [7,с.24]
Главной
отличительной особенностью налоговой
оптимизации является тот факт, что налогоплательщик
использует разрешенные или не запрещенные
законодательством способы уменьшения
налоговых платежей, то есть не нарушает
законодательство.
При этом
среди методов налоговой оптимизации
с использованием оффшорных компаний
можно выделить следующие:
· Экспортно-импортные операции
с товарами. Суть данного метода заключается
в применении трансфертных цен при экспортно-импортных
операциях. Так, использование оффшорной
компании при экспорте позволяет хозяйствующему
субъекту продать товар по предельно низким
ценам, а затем перепродать оффшорной
компанией конечному покупателю по уровню
рыночных (мировых) цен. Облагаемая прибыль
экспортера в таком случае остается минимальной,
а разница между реальной и заниженной
ценами при экспорте образует прибыль
оффшорной компании, зарегистрированной
в стране с льготным уровнем либо нулевым
налогообложением доходов. При использовании
оффшорной компании в импортных схемах,
как правило, применяются завышение цены
товара, что позволяет снизить налогооблагаемый
доход предприятия, реализующий товар
внутри страны.
· Регистрация имущества. Оффшорная
компания в качестве владельца имущества
обычно используется для достижения следующих
основных целей:
- защиты
имущества от обращения взыскания по обязательствам
должника;
- минимизации
налоговых обязательств.
· Судоходные перевозки грузов
и пассажиров. Ряд оффшорных зон вместо
полноценных налогов с судовладельцев
взимают небольшую плату за тоннаж зарегистрированных
на их территории судов либо устанавливают
пошлину за продление регистрации. При
этом исключаются налоги на доход от транспортной
и фрахтовой деятельности.
· Передача прав на интеллектуальную
собственность. Основное преимущество
использования оффшорной компании в качестве
владельца объектов интеллектуальной
собственности (авторских прав, торговых
марок и т.п.) заключается в том, что стороны
по договору о передаче прав на интеллектуальную
собственность не ограничены какими-либо
условиями при определении цены договора.
Таким образом, объекты интеллектуальной
собственности могут быть переданы оффшорной
компании для последующей перепродажи
в страны по более высокой цене. Как следствие,
большая часть прибыли, являющаяся результатом
использования интеллектуальной собственности,
будет аккумулироваться в оффшорной зоне
с минимальными налоговыми выплатами.
· Лизинг. При использовании
оффшорной компании в качестве лизингодателя
ее средства идут на приобретение имущества,
которое впоследствии передается компании-лизингополучателю.
Для последнего основная выгода состоит
в том, что лизинговые платежи в полном
объеме учитываются при расчете налоговых
обязательств по налогу на прибыль. А поскольку
лизинговые платежи включают в себя премию
лизингодателя, плату за страхование рисков
и за кредитные ресурсы, а также иные платежи,
предусмотренные договором, существенно
возрастают расходы, учитываемые при расчете
налога на прибыль. Как следствие, у компании
уменьшаются обязательства по указанному
налогу. Кроме того, компания получает
вполне официальный канал перечисления
денежных средств за границу.
· Выдача кредитов. По сравнению
с инвестированием в уставный капитал
кредит имеет ряд преимуществ. Основным
из них является возможность перечисления
денежных средств компании практически
в любой момент, в то время как для внесения
средств в уставный капитал необходимо
принятие, утверждение и государственная
регистрация соответствующего решения.
· Инвестиционная деятельность. Оффшорная
компания-инвестор привлекает средства
учредителей или третьих лиц и вкладывает
их в уставные капиталы компаний. Среди
основных налоговых преимуществ указанного
метода можно назвать возможность взноса
в уставный капитал не только денежных
средств, но и оборудования, недвижимого
имущества, различного рода нематериальных
активов. При этом ввоз оборудования в
Российскую Федерацию с целью внесения
в уставный капитал российского предприятия
освобождается от уплаты таможенных пошлин
и налога на добавленную стоимость. Ряд
дополнительных возможностей налоговой
оптимизации заключается в том, что имущество
в уставный капитал вносится не по стоимости
его приобретения, а по оценке учредителей
общества. Другими словами, существует
возможность, как завышения, так и занижения
стоимости имущества, ввозимого для целей
внесения в уставный капитал.
· Осуществление совместной
деятельности. При данном методе налоговой
оптимизации обычная фирма и оффшорная
компания заключают договор о совместной
деятельности, оформляя долевые вклады
таким образом, что оффшорная компания
имеет значительную часть совместного
капитала (90-95%). Это позволяет распределить
большую часть полученной прибыли от совместной
деятельности в пользу оффшорной компании,
поскольку указанное распределение прибыли
осуществляется пропорционально вкладам
участников.
· Операции с долговыми обязательствами. Суть
схемы состоит в том, что оффшорная компания
покупает долговые обязательства с дисконтом
с последующим их погашением по номинальной
стоимости. Результатом является получение
фирмой дохода, который освобожден от
налогообложения или облагается по минимальной
ставке.
Таким образом,
оффшорные компании используют достаточно
широкий спектр методов минимизации налоговых
платежей, при этом, по сути, не нарушая
налогового законодательства. И это главное
преимущество оффшорного бизнеса.
3.Примеры некоторых оффшорных
зон и их особенности
1.
Британские Виргинские острова(
BVI
)
Это "классическая"
оффшорная зона, расположенная в Карибском
регионе. Правовой статус компаний БВО
регулируется Актом о Международных бизнес-компаниях 1984
г. и поправками к нему в 1988, 1990, 1994 гг., Актом
о компаниях 1985 г., Актом о банках и трастовых
компаниях 1990 г., Актом о деловых компаниях 2004
г. и поправками к нему, сделанными в 2005
г. С 2004 г. на BVI полностью отменено налогообложение
доходов как нерезидентных, так и резидентных
компаний, повышен государственный сбор
для компаний с акциями на предъявителя
(с $350 до $1100). Акции на предъявителя необходимо
сдавать на хранение лицензированным
организациям. С 2007г. был введен полный
запрет регистрации IBC (компания с нерезидентным
статусом), будет возможна регистрация
исключительно Business companies в соответствии
с Актом о деловых компаниях 2004г. BVI — это
страна-участница Гаагской конвенции
об отмене требований легализации иностранных
официальных документов от 5 октября 1961
года.[15]
Среди достоинств
этой зоны можно перечислить:
· респектабельность
по сравнению с другими оффшорными зонами;
· наличие
квалифицированных специалистов в сфере
регистрации и обслуживания оффшорных
компаний;
· свободное
открытие счетов в большинстве банков;
· невысокие
затраты на регистрацию и содержание компаний;
· в настоящее
время не входит в основные "черные
списки" международных организаций
(ОЭСР, ФАТФ);
· возможность
легализации документов путем предоставления
апостиля (Апо́стиль — специальный штамп,
проставляющийся на официальных документах некоммерческого
содержания, исходящих от учреждений и
организаций стран-участниц Гаагской конвенции
об отмене требований легализации иностранных
официальных документов (подписана 5 октября 1961
года) [16].
Однако есть
и недостатки:
· чрезмерная
популярность, особенно на постсоветском
пространстве;
· BVI имеет
статус "заморской территории" Великобритании,
а, следовательно, подпадает под ее политическое
влияние.
2.
Сейшельские острова
Это также
"классическая" оффшорная зона, представляющая
собой группу островов в Индийском океане.
Правовое положение компаний Сейшельских
островов регулирует Закон о международных
деловых компаниях от 1994 года. С 1976г. Сейшелы
независимы от Великобритании. Сейшельские
острова - страна-участница Гаагской конвенции
об отмене требований легализации иностранных
официальных документов от 5 октября 1961
года. В отношении акций на предъявителя
ограничений нет.
Достоинства:
· Отсутствие
статуса чьей-либо "заморской территории";
· Наличие
квалифицированных специалистов в сфере
регистрации и обслуживания оффшорных
компаний;
· Сейшельские
острова - самая недорогая оффшорная юрисдикция;
· В настоящее
время Сейшелы не входят в основные "черные
списки" международных организаций
(ОЭСР, ФАТФ).
· Есть возможность
легализации документов путем проставления
апостиля.
Недостатки:
· Чрезмерная
популярность;
· Ранее Сейшелы
фигурировали в "черном" списке ОЭСР;
Сейчас существуют
проблемы с открытием счетов в некоторых
банках.
3.
Белиз
Еще одна
"классическая" оффшорная зона. Государство
Белиз расположено между Мексикой и Гватемалой.
Положение регулирует Закон о международных
компаниях 1990г. С 1981г. Белиз независим
от Великобритании. Акции на предъявителя
разрешены, однако они должны храниться
у регистрационного агента.
Достоинства:
· Наличие
квалифицированных специалистов в сфере
регистрации и обслуживания оффшорных
компаний;
· Невысокие
затраты на регистрацию и содержание;
· В настоящее
время не входит в основные "черные
списки" международных организаций
(ОЭСР, ФАТФ);
· Возможность
легализации документов путем проставления
апостиля.
В качестве
единственного недостатка можно назвать
нестабильную экономическую обстановку
- в сентябре 2006г. страна находилась на
грани дефолта по своим обязательствам,
как перед внутренними, так и перед внешними
кредиторами.[15]
4. Панама
Это старейшая
оффшорная юрисдикция. Панама расположена
между Коста-Рикой и Колумбией, представляет
собой длинную и узкую часть перешейка,
соединяющего Северную и Южную Америку.
С 1903 года Панама независима от Колумбии.
Налоги взимаются строго по территориальному
принципу: с компании, осуществляющей
свою деловую активность вне Панамы, налоги
не взимаются, а уплачивается лишь годовой
сбор.
Достоинства:
· Отсутствие
статуса чьей-либо заморской территории;
· Наличие
квалифицированных специалистов в сфере
регистрации и обслуживания оффшорных
компаний;
· Панама
имеет один из лучших макроэкономических
показателей в Латинской Америке;
· Американский
доллар используется в качестве платежной
единицы наряду с национальной валютой
— бальбоа, которая привязана к доллару
на паритетной основе.
· В настоящее
время не входит в основные "черные
списки" международных организаций
(ОЭСР, ФАТФ);
· Возможность
легализации документов путем проставления
апостиля.
Недостатки:
· Необходимо
наличие минимум 3-х директоров (необязательно
резидентов Панамы);
· Официальный
язык документов — испанский;
· Срок инкорпорации
— 1 месяц. [15]
Выше приведены
лишь несколько наиболее популярных оффшорных
зон. Проанализировав их достоинства и
недостатки, можно сделать вывод о том,
что компании, использующие эти оффшорные
центры, имеют достаточное количество
преимуществ, как в налоговой сфере, так
и в сфере регистрации своей деятельности.
Как свидетельствует
мировой опыт, достижения оффшорных зон
связанны с решением как традиционных
для мировой практики, так и новых, еще
не апробированных социально-экономических
задач. Другими словами, достижениями
свободных экономических зон можно считать:
· повышение
степени интегрированности принимающей
страны в мировой хозяйство;
· эффективное
привлечение к национальной экономике
иностранных инвестиций;
· стимулирование
отечественных фирм в повышение своих
технического и технологический уровней,
все большей мерой поддавая эти фирмы
контролируемым издам конкуренции;
· эффективную
занятость населения;
· повышение
уровня жизни населения сначала определенного
региона, а впоследствии и всей страны;
· способность
оффшорных зон выполнять функцию полигона,
исследовательской лаборатории для апробации
разных рыночных нововведений;
· способность
зоны стать источником структурных преобразований
в принимающей стране, модернизирующее
влияние на экономику принимающей страны
через демонстрационные и учебные эффекты;
· облегчение
перехода от закрытой в более открытую
экономику;
· повышение
инновационных возможностей территории.
Решение
этой последней проблемы является перспективным
и связанное с практической реализацией
идеи создания в национальной экономике
так называемых "центров расту" (или
точнее "центров развития").
Негативные последствия:
Неудачами
или недостатками оффшорных зон на этапе
планирования разработки и функционирования
можно считать:
- неоправданно
большие средства, вложенные в организацию
зоны сравнительно с объемом зарубежных
инвестиций;
- стремление
фирм, расположенных в зонах, использовать
внутренний рынок как поле для демпинга
не соответствующих международным стандартам
товаров;
- слабость
обратных связей фирм зоны с принимающей
страной, что приводит в невозможность
эффективно реализовать сравнительные
преимущества страны, в частности ее природных
ресурсов;
- культурное
потрясение зарубежных инвесторов свободной экономической зоны (по мнению западных
экспертов, это будет представлять собой
значительный недостаток в новых государствах
в плане международных сравнений);
- игнорирование
психологического барьера, возникающего
при организации въезда граждан принимающей
страны на территорию оффшорной зоны,
а также неоправданная попытка решения
политических и национально-культурных
проблем при помощи создания оффшорных
зон;
высокий
уровень непредсказуемости, невозможность
точных экономических прогнозов, относительно
дальнейшего функционирования зоны;
- необоснованное
распространение льгот практически на
все виды деятельности в зоне и на операции
любых субъектов зоны, что возникает в
результате большой множественности и
неясности целей, которые ставят перед
зоной ее проектировщики и организаторы.
Указанные
выше достижения и недостатки оффшорных
зон могли бы служить полезными уроками
для новых независимых государств, которые
считают нужным использовать оффшорные
зоны как один из способов, способствующих
экономическому росту государства и инструментов
мировой хозяйственной интеграции, но
на сегодняшний день выносить четкие и
окончательные уроки из опыта других стран
являются преждевременным. Во-первых,
тому, что в новых государствах оффшорные
зоны вероятнее всего будут отличаться
от уже действующих в других странах; во-вторых
- до сих пор не делалось системной попытки
создать экспертную систему, которая сосредотачивалась
бы на исследовании развития таких зон.
5.
Перспективы развития оффшорной деятельности.
Достаточно динамичное развитие
оффшорного бизнеса в мировой экономике,
особенно в развивающихся странах, потребовало
принятия в целом ряде развитых стран
с рыночной экономикой (США, Великобритания,
Швеция, Германия) специальных регулирующих
оффшорный бизнес законов и других нормативно-правовых
актов. В определенном смысле этапным
событием явилось принятие регламентирующих
этот вид бизнеса документов на Лондонской
международной конференции предпринимателей
«Offshore - 2000».
Вопрос о деятельности налоговых
гаваней был поставлен и в докладе ООН.
В этом докладе необходимым для всех ОФЦ
считается:
· унифицирование и принятие
минимальных регулирующих стандартов;
· оказание помощи в реализации
реформ тем, кто не в состоянии самостоятельно
их осуществить;
· введение налога на компании
и частных лиц, прибегающих к услугам тех
ОФЦ, которые не соблюдают указанные выше
стандарты;
· осуществление надзора за оффшорной
финансовой деятельностью всех налоговых
гаваней и ОФЦ, который возлагается на
Банк международных расчетов;
· снятие банковской тайны со
всех международных финансовых сделок,
если ОФЦ не соблюдает это требование,
то к ним будут применяться санкции;
· предоставление всеми оффшорными
компаниями заверенной аудиторами отчетности
и информации об их последнем собственнике
(бенефициаре);
· назначение оффшорной группой
банковских контролеров генерального
директора, имеющего опыт работы в мировом
масштабе.
В ноябре 2000г. ЕС было принято
беспрецедентное решение о борьбе с преступно
нажитым капиталами любыми способами
вплоть до открытия банковской тайны.
К ОФЦ при этом было предъявлено требование
привести их законодательство в соответствие
с новыми положениями ЕС. Все эти требования
связаны, в конечном счете, с тем, что оффшорные
центры, созданные когда-то для легального
ухода от налогов, превратились в определенной
мере в «прачечные для отмывания грязных
денег».
Значительную роль в наведении
порядка в сфере оффшорного бизнеса играет
Международная группа по борьбе с отмыванием
«грязных» денег (Financial
Action
Task
Force
on
Money
Laundering
-
FATF). Это независимая организация
была создана в июле 1989г. на очередном
саммите стран «большой семерки». Помимо
стран-участниц в ее состав входят и международные
организации – например, Европейская
комиссия и Совет по сотрудничеству арабских
государств Персидского залива.
В 1990г. FATF разработала 40 рекомендаций
в рамках реализации своей основной задачи.
Затем в 1996г. эти рекомендации были пересмотрены
с целью отражения изменений в решении
проблемы отмывания «грязных» денег.FATF осуществляет постоянный контроль
за соблюдением указанных рекомендаций
входящими в нее странами, сотрудничает
с международными финансовыми организациями,
в частности с МВФ и Всемирным банком
В 2000г. FATF опубликовала доклад о странах
и территориях, не сотрудничающих с ней
в области борьбы с отмыванием «грязных»
денег (non
-
cooperative
countries
and
territories
-
NCCT). В нем были приведены основные
критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся, прежде
всего «лазейки» в финансовом регулировании:
отсутствие или неадекватное регулирование
и надзор за финансовыми институтами,
несовершенные правила лицензирования
и образования финансовых институтов
(отсутствие эффективных законов и соглашений
между органами надзора и финансовыми
институтами). В докладе к числу таких
критериев относятся также и юридические
препоны и препятствия международному
сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие
международный обмен информацией между
организациями по борьбе с отмыванием
«грязных» денег из разных стран) и недостаток
средств, которые выделяются на выявление
и запрет деятельности по отмыванию денег.
В августе 2002г. к странам и территориям,
не сотрудничающим с FATF(NCCT), относились острова Кука,
Доминика, Египет, Гренада, Гватемала,
Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма,
Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ,
Сент-Винсент, и Гренадины, Украина. В 2002г.
из этого списка были исключены Россия,
Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис,
в 2003г. – Украина. Четыре региональные
группы (по странам Америки, АТР, Европы,
Африки и Ближнему Востоку) регулярно
проводят встречи, на которых обсуждается
положение со странами и территориями,
не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество
России с FATF привело к тому, что в 2003г. наша
страна стала полноправным членом этой
международной организации.
В октябре 2001г. в связи с террористическими
актами в США FATF была проведена чрезвычайная
сессия, на которой были выработаны специальные
рекомендации и план этой организации
по борьбе с финансированием террористической
деятельности. В числе этих рекомендаций
были:
· принятие срочных мер для ратификации
и выполнения соответствующих документов
ООН (прежде всего принятой ООН в 1999г. International Convention for the Suppression of the
Financing of Terrorism);
· объявление преступлением финансирование
терроризма, террористических актов и
террористических организаций;
· замораживание и конфискация
счетов террористов;
· сообщение о подозрительных
сделках, которые могут быть связаны с
терроризмом;
· обеспечение как можно более
широкой поддержки государственным властям
в проведении расследований финансирования
террористических организаций, расширение
международного сотрудничества в это
области, налаживание взаимного обмена
соответствующей информацией;
· принятие странами – членами FATF всех возможных мер для того,
чтобы доказать, что они не предоставляют
убежище лицам, связанным с финансированием
терроризма или вовлеченным в террористические
акты и террористические организации,
и в случае необходимости проведут экстрадицию
таких лиц;
· введение в рамках борьбы с
отмыванием «грязных» денег проверки
систем денежных переводов;
· совершенствование мер по идентификации
клиентов, осуществляющих электронные
переводы денег;
· гарантирование того, что организации,
особенно некоммерческие, не могут быть
использованы для финансирования терроризма.
В апреле 2002г. FATF представила документ, в котором
были описаны методы финансирования террористов
и способы определения такой деятельности.
Ранее, в феврале 2002г., FATF провела специальный форум,
посвященный этой проблеме, в котором
приняли участие страны – члены этой организации,
ее региональные отделения, а также 9 международных
организаций.
FATF увеличивает количество входящих
в ее состав стран, она принимает меры
по поддержке региональных организаций,
решающих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют:
· в регионе Карибского бассейна (Caribbean Financial Action Task Force – CFATF);
· в АТР (Asia Pacific Group on Money Laundering – APG);
· в Европе (The Select Committee of Experts on the Evaluation
of Anti-Money Laundering Measures – PC-R-EV);
· в Восточной и Южной Африке (The Eastern and Southern African Anti-Money Laundering
Group – ESAAMLG);
· в Южной Америке (South American Financial Action Task Force
В рамках FATF действует также Оффшорная
группа банковских наблюдателей (Offshore Group of Banking Supervisors). С июля 2000г. FATF активизировала сотрудничество
с МВФ и Всемирным банком. В 2001г. МВФ и Всемирный
банк разработали совместную программу
(IMF/World Bank Financial Sector Assesment), которая направлена на
интенсификацию деятельности по борьбе
с отмыванием капиталов в мировом масштабе,
а также создали механизм координации
технического содействия странам, которые
принимают меры по противодействию отмыванию
«грязных» денег и финансированию терроризма.
Бюро ООН по контролю за распространением
наркотиков и предотвращению преступлений
(US Office for Drug Control and Crime Prevention) в сотрудничестве с другими
международными и региональными организациями
разработало программу Global Programme Money Laundering. ЕС в декабре 2001г. была
выпущена вторая (после 1991г.) директива
по борьбе с отмыванием денег – EU Anti-Money Laundering Directive.
В целом, сточки зрения реакции
на наступательные действия развитых
стран оффшорные
центры разделились к настоящему времени
на две группы.
К первой группе относятся достаточно старые
и респектабельные оффшорные
территории, стремящиеся всеми
силами сохранить свою высокую репутацию,
- Багамские и Каймановы острова, Кипр,
Мальта, Маврикий и ряд других. Они нацелены
на постепенное приведение своих законодательств
к более цивилизованным нормам, принимают
меры по борьбе с отмыванием денег, избавляются
от сомнительных компаний. Вторая группа – это относительно молодые
оффшорные центры, только недавно вышедшие
на этот прибыльный рынок и стремящиеся
всячески привлечь к себе клиентов. Они
рассматривают оффшорный бизнес как способ
своего выживания в условиях дефицита
природных и человеческих ресурсов, а
«атаку» на этот бизнес со стороны Запада
– как неоправданное вторжение в их налоговую
базу. Так, например, азиатские оффшоры,
расположенные в бассейнах Тихого и Индийского
океанов, не торопятся открывать свои
реестры международным экспертам и инспекторам,
как того требуют Большая семерка и мировые
финансовые институты.
В итоге, несмотря на все усилия
Запада, в вопросе контроля над оффшорами
остается еще много нерешенных проблем.
В конечном итоге, оценивая
перспективы оффшорного бизнеса в современной
мировой экономике, следует учитывать
то обстоятельство, в какой мере он будет
«очищаться» от операций, связанных с
собственно отмыванием «грязных» денег,
сохраняя при этом свою роль важного фактора
дальнейшей либерализации общемировой
системы внешнеэкономических связей,
развивающейся по все более ясным, прозрачным
и единообразным правилам. Как достаточно
остроумно отмечает известный теоретик
проблем оффшорного бизнеса Дж. Пеппер,
«если оффшорная ментальность подразумевала
использование методов, публично признаваемых
лазейками, то новая методология должна
строиться на умелом использовании обыденных,
используемых повсеместно инструментов.
Это значит слиться с окружающей средой,
стать невидимым. Каждый бизнес должен
носить в себе свой «внутренний оффшор»,
состоящий из схем работы, порожденных
интеллектом, а не волей очередного островного
правительства».