Перспективы развития предпринимательства в сфере услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Задачи исследования:
- охарактеризовать сферу услуг и ее специфику;
- рассмотреть особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг и услуг культуры;
- определить проблемы и перспективы развития предпринимательства в России в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты деятельности предприятий в сфере услуг
1.1 Экономическая сущность и особенности сферы услуг
1.2 Основные функции и типы услуг
2 Практический анализ предпринимательской деятельности в сфере услуг
2.1 Особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры
2.2 Особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг
3 Перспективы развития предпринимательства в сфере услуг в России
3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в сфере услуг и их пути решения
3.2 Пути и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг (на примере сферы здравоохранения)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические аспекты  деятельности предприятий в сфере  услуг

1.1 Экономическая сущность  и особенности сферы услуг

1.2 Основные функции и  типы услуг

2 Практический анализ  предпринимательской деятельности  в сфере услуг

2.1 Особенности предпринимательской  деятельности в сфере культуры

2.2 Особенности предпринимательской  деятельности в сфере медицинских  услуг

3 Перспективы развития  предпринимательства в сфере  услуг в России

3.1 Проблемы предпринимательской  деятельности в сфере услуг  и их пути решения

3.2 Пути и перспективы  развития предпринимательской деятельности  в сфере услуг (на примере сферы  здравоохранения)

Заключение

Библиографический список

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая система развитых стран напрямую связана с таким понятием, как постиндустриальное общество, которое также известно, как «общество услуг». Сфера услуг охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и страхования. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на нематериальные услуги. Однако рынок нематериальных услуг имеет специфические особенности, которые отличают его от других рынков. Например: достаточно трудно определить качество предлагаемых услуг, что ставит потребителя в невыгодное положение, а производителям затрудняет продвижение услуг на рынок. Именно поэтому при организации предпринимательской деятельности в сфере услуг следует учитывать особенности данной сферы.

Целью курсовой работы является изучение организации предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сферу  услуг и ее специфику;

- рассмотреть особенности  предпринимательской деятельности  в сфере медицинских услуг  и услуг культуры;

- определить проблемы  и перспективы развития предпринимательства  в России в данной сфере.

Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что сфера услуг в последние годы активно развивается и расширяется в отличие от промышленности. Так, например, если до 50-х годов ХХ века доля промышленных рабочих в общей численности занятого населения постоянно возрастала и составляла более 50% занятых, то позднее из-за автоматизации производства, развития высоких технологий стала резко сдавать свои позиции и в настоящее время составляет всего около 15% занятого населения в США и Европе, а по прогнозам вскоре их доля вообще упадет до 5-10% рабочей силы. Количество работающих же в сфере услуг достигает 75-80% от общего числа занятых, также, согласно экспертным оценкам, доля услуг в валовом национальном продукте индустриально развитых стран составляет порядка 70%.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ  В СФЕРЕ УСЛУГ

 

1.1 Экономическая  сущность и особенности сферы  услуг

 

Впервые как экономический термин понятие «услуга» ввел в научный оборот французский экономист Ж.-Б. Сэй в 1803 г. в своей работе «Трактат о политической экономии», однако более интенсивно изучением понятия «услуга» ученые занялись только в XX в. С данного момента времени услуга как вид деятельности начали интенсивно развиваться, занимая значительные позиции в экономике стран, применялись новые формы обслуживания, что требовало более глубокого их изучения.

Впервые в России вначале XX в. С.Г. Струмилин противостоял научным взглядам группы ученых, предложивших материально-вещественную трактовку производительности труда, вследствие чего он считал необходимым выделять услуги и учитывать их отдельно от материального производства.

В настоящее время сфера услуг это активно развивающаяся часть потребительского рынка. Темпы роста рынка услуг в последней трети XX века традиционно опережали аналогичные показатели товарных рынков более чем на 20-25%. Но, не смотря на это, точного определения «услуги» не существует. Рассмотрим некоторые из них:

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

К.Маркс писал о понятии и значении услуг: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот товар, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...»

Или услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а, может, и не быть связано с товаром в его материальном виде.

Из этих определений можно выделить четыре критерия для определения услуги:

- неосязаемость;

- неотделимость от источника;

- непостоянство качества;

- несохраняемость.

Неосязаемость означает, что услуга является нематериальным объектом и ее, в отличие от товара, нельзя потрогать, понюхать, попробовать. Женщина, идущая в парикмахерскую, не знает заранее, как ее постригут или человек, пришедший в кафе, не знает насколько вкусной будет еда. Из-за неосязаемости услуг потребителю достаточно трудно оценить качество предлагаемой услуги, а производителю – продемонстрировать его. Для укрепления доверия потребителя производитель может повысить осязаемость услуги. Например: парикмахер может показать фотографию с будущей прической.

Важным следствием неосязаемости является то, что для большей части услуг результат приобретения услуги не подразумевает право собственности на нее, а приобретение товара такое право собственности дает. Например, человек, который покупает стереосистему, становится ее владельцем и может делать с ней все, что захочет: наслаждаться музыкой, подарить ее кому-то, использовать как подставку для телевизора или продать. У покупателей большей части услуг такого выбора нет. Например, если человек покупает билет на концерт известной рок-группы, он получает право быть в числе зрителей в определенный день и время. Если он пришёл в театр, он используете это право, но этот человек не сможет посмотреть этот концерт еще раз, пока не купит другой билет. Другими словами, у него нет права собственности на это концерт или спектакль. Исключением из данного ограничения является тот случай, когда сама услуга вложена в материальный продукт. Например, человек покупает диск с аудиозаписью концерта группы, у него будут те же самые возможности, которые предоставляет товар.

Неотделимость от источника означает, что для услуги процесс производства и потребления неразрывно связан. Для товара эти два процесса обычно независимы. Например, телевизор, его изготовили на заводе, затем транспортировали для продажи, тот, кто его купил, может пользоваться им не сразу, он может лежать дома в коробке не распакованный. Услуга же, предоставляемая, допустим, стоматологом дается и воспринимается одновременно. Также покупатель неотделим от процесса производства некоторых услуги. То есть если при производстве телевизора присутствие покупателя не требуется, то при осмотре стоматолога присутствие покупателя обязательно, так как осмотр без клиента не может быть осуществлен.

Особенность данного свойства услуги является то, что качество и особенности услуги формуются под определенную группу потребителей. Так изготовитель товара не будет подстраиваться под требования отдельного потребителя, потому что в рамках производства (особенно крупного) это невыгодно и невозможно. Исполнитель же услуги чаще ориентирован на индивидуального заказчика.

Еще одной формой неотделимости услуги от источника является то, что некоторые услуги предоставляются для большой группы покупателей. Например, спектакль в театре, дискотека, круиз на теплоходе.

Третья особенность услуг это непостоянство качества. Это особенность обусловлена тем, что большая часть услуг предоставляется людьми. Поэтому покупателю и производителю необходимо взаимодействовать. Результат будет зависеть от этого взаимодействия и от восприятия потребителя.

Так услуги предоставляемые салоном красоты, ателье, и дизайнерской студией будут восприниматься клиентами по-разному. Это означает что услуга, предоставляемая одним и тем же человеком нескольким покупателям абсолютно одним и тем же способом, у разных покупателей может вызвать разное восприятие того, что они получили, а, следовательно, они будут испытывать различные чувства по поводу удовлетворения своей потребности. С другой стороны, человек, оказывая одну и ту же услугу, может варьировать свои действия при каждом отдельном ее исполнении. Также одну и ту же услугу разные производители могут выполнять по-разному. Например, известный стилист пострижет гораздо лучше, чем вчерашний выпускник парикмахерских курсов.

Но даже известный стилист может постричь по-разному в зависимости от своего физического и психологического состояния.

Таким образом, неотделимость услуги от источника, а также непостоянство качества являются взаимосвязанными признаками. Достижение сбалансированного равновесия между ними позволяет обеспечить конкурентные преимущества услуги.

Нестабильность качества услуг является слабой их стороной по сравнению с товаром, производимым в условиях промышленного производства, особенно с высоким уровнем автоматизации. Поэтому заказчик не всегда уверен, в качестве оказываемых услуг.

Также услуги невозможно хранить, то есть билетами на авиарейс невозможно воспользоваться, если самолет уже улетел и услуга становится нереализованной. Несохраняемость услуги обусловлена динамическим характером деятельности по оказанию услуги. Как не может сохраняться деятельность так и не может сохраняться услуга. Данное свойство в условиях постоянного спроса для производителей услуг не проблема, так как можно заранее организовать производство, однако в условиях переменного спроса перед фирмами встают серьёзные проблемы. Например, в часы пик компаниям, оказывающим транспортные услуги, требуется гораздо больше транспорта, чем на протяжении остального дня. Для решения этой проблемы предприятия, оказывающие услуги, могут снижать цен на услуги во время спада предложения (цены на ночные и утренние сеансы в кинотеатрах всегда ниже дневных и вечерних), в период максимального спроса можно предлагать дополнительные услуги (устроить коктейль-бар для посетителей, ждущих столик в ресторане), также можно вводить систему предварительных заказов. Итак, дать точное определение услуги достаточно сложно так как : во-первых, это достаточно гибкий объект, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.

Подводя итоги, можно сказать, что точного определения услуги на сегодняшний день нет. Однако, существует ряд взаимосвязанных признаков (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость), по которым можно отличить услугу от товара.

 

1.2 Основные функции  и типы услуг

 

Основные функции любого рынка могут быть сформулированы в самом общем виде как:

- удовлетворение потребностей  всех, у кого они есть;

- получение дохода предпринимательским  сектором;

- создание общественных  благ;

- потребление основной  части валового национального  продукта.

Функции рынка услуг по своей сути сходны с функциями товарных рынков, но имеют ряд особенностей:

- сфера применения услуг  происходит лишь в тех областях, где удовлетворение потребностей  происходит лишь при непосредственном  контакте исполнителя и потребителя;

- возможностью индивидуализации  работы с потребителями для  удовлетворения конкретных потребностей;

- необходимостью оказания  услуг на многих этапах жизненного  технологического цикла товара, не связанных с промышленным  производством (например, финансовых, маркетинговых, юридических, транспортных, складских, торговых, сервисных, охранных  и т. п.);

- возникновением социальных, психологических, интеллектуальных  и духовных потребностей, которые  могут быть удовлетворены лишь  при взаимодействии исполнителя  и потребителя;

- в удовлетворением потребностей в нематериальных результатах деятельности (например, в оздоровительных, развлекательных, информационных, образовательных и тому подобных услугах).

Открывая счет в банке, пользуясь услугами парикмахера, посещая кино или театр, обедая в ресторане, обучаясь в институте, посещая стоматолога, разговаривая по телефону, мы пользуемся услугами. Сфера услуг обширна, также услуги значительно отличаются друг от друга по своему типу. Именно из-за обширности данной сферы, ее необходимо классифицировать.

Выделяют ряд задач классификации услуг:

- развитие и совершенствование  стандартизации услуг;

- осуществление сертификации  услуг с целью обеспечения  безопасности жизни, здоровья потребителя  и охраны окружающей среды;

- предотвращение причинения  вреда имуществу потребителей;

- учет и прогнозирование  реализации услуг;

- изучение спроса на  услуги;

Информация о работе Перспективы развития предпринимательства в сфере услуг в России