Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Задачи исследования:
- охарактеризовать сферу услуг и ее специфику;
- рассмотреть особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг и услуг культуры;
- определить проблемы и перспективы развития предпринимательства в России в данной сфере.
Введение
1 Теоретические аспекты деятельности предприятий в сфере услуг
1.1 Экономическая сущность и особенности сферы услуг
1.2 Основные функции и типы услуг
2 Практический анализ предпринимательской деятельности в сфере услуг
2.1 Особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры
2.2 Особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг
3 Перспективы развития предпринимательства в сфере услуг в России
3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в сфере услуг и их пути решения
3.2 Пути и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг (на примере сферы здравоохранения)
Заключение
Библиографический список
На сегодняшний день к области медицины относится достаточно широкий спектр услуг, в разной степени коммерциализированных. Так, например, стоматология является наиболее динамично развивающейся коммерческой отраслью медицины, в то время как кардиология или пульмонология все еще существуют преимущественно в государственном секторе.
Развитие сектора платных медицинских услуг породило целый комплекс проблем, связанных с вопросами качества, условий предоставления, ценообразования, юридической обоснованностью. К сожалению, и сегодня эти проблемы не получили должного внимания со стороны государства.
Следует отметить, что предпринимательство в сфере медицинских услуг вызывает в большинстве случаев неприятие у граждан. Это вызывает ряд трудностей для коммерческих предприятий, работающих в данной сфере. Прежде всего, неприятие вызвано тем, что отечественная медицина основано на традиционном бесплатном принципе, так как здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Кроме того, жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки, полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее внедрение предпринимательство в данную сферу, а также позднее внедрение современных методов и способов управления. Также негатив населения вызван высокой стоимостью медицинских услуг, оказываемых коммерческими организациями. Так, например, у пенсионеров в силу возраста наиболее высокая потребность в медицинских услугах, но пользоваться услугами коммерческих организаций они не способны из-за их высокой стоимости.
Более того, медицинские работники рассматривали свою работу как искусство и не считали нужным вникать в проблемы экономики предприятия и ее оптимизации. «К сожалению, в связи с охватившей общество рыночной эйфорией и бездумной имплантацией рыночных отношений в здравоохранение разница между медицинской помощью и медицинской услугой в общественном сознании целенаправленно стирается. Врач ставится на одну доску с парикмахером и другими представителями коммунально-бытовых услуг, чем попирается святость врачевания, его гуманизированная жизнесохраняющая, общесоциальная функция».
Сфера медицины достаточно специфична: спрос формируется под влиянием мировоззрения людей и их отношении к своему здоровью, в том числе и к организации здравоохранения в целом. Мировоззрение же формируется политикой государства: это пропаганды здорового образа жизни для увеличения продолжительности жизни населения.
Усиление внимания к своему здоровью обусловливает рост спроса на медицинские услуги, но вместе с тем повышаются и требования к их качеству и ассортименту. Это приводит к росту конкуренции производителей медицинских услуг, фармацевтической промышленности и аптечных учреждений за потребителя, соответственно расширяется использование маркетинга с целью привлечения пациентов. Однако в данной сфере деятельности конкуренция носит специфический характер.
Конкурентами производителей медицинских услуг, аптечных учреждений можно назвать:
- нужды потребителя –
здесь часто происходит
- личные ценности потребителя
– интересы общества и
- предприятия, предоставляющие
аналогичные услуги в сфере
коммерческого и
- других (традиционных) конкурентов – например, лекарства безрецептурного отпуска, советы друзей и знакомых и пр.
Таким образом, предпринимательство в сфере здравоохранения сегодня активно развивается, но в отличие от других сфер носит специфический характер. В первую очередь это связано с тем, что услуги данной сферы направлены на здоровье и жизнь человека, поэтому качество в данной сфере является главным критерием выбора того или иного поставщика услуг. Именно по этой причине качество оказываемых услуг в данной сфере должно регулироваться государством.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в сфере услуг и их пути решения
Предприятия малого и среднего предпринимательства чаще всего развиваются в сферах образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и туризма. В целом они занимают те ниши сферы услуг, которыми «пренебрегают» крупные предприятия, и прочно их удерживают. Поэтому в периоды экономических спадов более крупные фирмы попадают в тяжелые условия и порой банкротятся, а более мелкие, казалось бы, более слабые, выживают, оставаясь в той же сфере услуг. В развитых странах предприятия бытовых услуг являются наиболее массовым, повсеместно распространенным типом фирм, производящим потребительские услуги. По общему количеству они превосходят крупные предприятия, оказывающие сервисные услуги. Такие предприятия бывают по численности настолько малы (2-4 работника), что их здесь называют «мыши». Однако таких сверхмалых сервисных коллективов – работники аптек, гаражей, парикмахерских, ремонтных мастерских и др. – в США насчитывается около 6 миллионов.
Преимущества малого и среднего предпринимательства в сфере услуг:
- не требуют больших капиталовложений;
- способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;
- выступают важнейшим источником новых рабочих мест;
- помогают развернуть
свою инициативу огромному
- позволяют работнику
развернуть сразу многие свои
способности, так как здесь весьма
условно разделение труда, а сегментация
и дифференциация трудовых
Работники предприятий малого и среднего бизнеса в силу особенностей своей работы готовы углублять индивидуальный характер услуг, отзываясь на самые неожиданные запросы потребителей. Кроме того, во многих странах мира через работу в средних и малых предприятиях сервиса проходит значительная часть молодежи, так как в них складываются наиболее благоприятные условия для первоначального подключения человека к освоению предпринимательских навыков, к самостоятельным заработкам. Немалый удельный вес молодежи в кадровом составе также способствует динамичному проникновению нововведений в сферу услуг.
Для формирования объективной стратегии развития сферы предпринимательства необходимо выяснить проблематику, сопутствующую этому бизнесу.
Во-первых, к проблемам сферы услуг относят проблемы связанные с качеством и спросом на услуги. Из-за особенностей услуг (в частности неосязаемость) достаточно трудно определить их качество. Было выделено 5 критериев, по которым потребитель судит об услугах:
1. Надежность. Надежность
услуг определяют, как способность
выполнить обещанную услугу
своих обещаний. В некоторых случаях подразумевается еще и точность в счетах, бухгалтерских записях и завершение услуги в заявленное время.
2. Отзывчивость. Это стремление
или готовность служащих
3. Безопасность. Этот критерий
касается знаний, компетентности
и вежливости персонала и его
способности внушать
4. Взаимопонимание с покупателем.
Оно определяется как забота
и персонифицированное
5. Очевидность. Она включает физические аспекты услуги, такие как средства обслуживания, внешность персонала, инструменты или оборудование, используемые для того, чтобы предоставить услугу, физическое воплощение услуги и наличие других клиентов.
Развитие сферы услуг непосредственно соотносится с ростом уровня жизни населения. Удовлетворив базовые потребности в материальных благах, люди получают возможность больше приобретать услуги. Однако в нашей стране по-прежнему существует разрыв между двумя показателями: доход населения и расход на оплату услуг: так с 1995 года по 2007 доходы населения выросли на 27,8%, а расходы на оплату услуг – лишь на 9,9%.
Также к проблеме сферы услуг относится нехватка в некоторых населенных пунктах и городах (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) предприятий, оказывающих необходимые услуги. Более того, большая часть действующих предприятий сосредоточена в традиционных центрах проживания, транспортного пересечения, а часть города удаленная от центра, вовсе не охвачена необходимыми видами сервиса. Эти проблемы связаны в первую очередь с тем, что не существует стандарта, четко регламентирующего численность предприятий, оказывающие услуги в разных городах и населенных пунктов, кроме размытой советской нормы 1989 года, которая уже давно устарела. Все это приводит к низкому предложению услуг, а также завышенным ценам. Все это делает услуги малодоступными.
Почему же индивиды неохотно идут в отрасль с низким порогом конкуренции? Проблемы деятельности предприятий совершенно не связанны с отраслевыми особенностями, проблемы те же, что испытывает весь малый бизнес в нашей стране: высокая арендная плата, высокая ставка по кредиту, проблема налогообложения, а также высокие тарифы на услуги транспорта, электроэнергии, водоснабжения и прочих коммунальных услуг.
Так же неизбежны внутренние проблемы, такие как: слабая укомплектованность квалифицированными специалистами, текучесть кадров и плохая техническая оснащенность.
Для решения всех этих проблем необходима поддержка государства, но на сегодняшний день попытки помочь малому предпринимательству настолько незначительны, что практически не приносят результатов. Так, например финансовая поддержка малого предпринимательства в Германии составляет 20 млрд. дол., а годовая процентная ставка для субъектов малого предпринимательства – 1,5%; , в США – 70 млрд. дол. и 3% соответственно, а в России – всего 130 млн. дол., а процентная ставка составляет 17-19%.
Мерами поддержки малого предпринимательства могут выступить государственная гарантия по кредитам и система госзаказов на производство товаров и услуг через малые предприятия.
Реализацию стратегий поддержки можно начать с развития предпринимательства в сфере услуг, так как предприятия этой отрасли наиболее динамичны в плане оборачиваемости и менее капиталоемкие на этапе становления бизнеса. Установлено, что инвестиции, вложенные в малый бизнес в сфере услуг, начинают приносить прибыль, создания новых рабочих мест, налоговых поступлений за более короткий отрезок времени, чем производственные предприятия. Кроме того, важен тот факт самостоятельного развития данной отрасли, способной в стратегическом смысле решить ряд социальных и экономических проблем.
Таким образом, проблемы в развитии рынка сферы услуг остаются на повестке дня, их решение обещает большую прибыль и подъем в развитии экономики.
3.2 Пути и перспективы
развития предпринимательской
С каждым годом число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, возрастает на 6-7%, а доля платных услуг достигла 9-10% в общем объеме медицинской помощи, что связано с целым комплексом взаимосвязанных причин. Во-первых – это улучшение благосостояния основной массы населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей. Во-вторых – медленно, но все же накапливаются положительные изменения нормативно-правовой базы государства в отношении оказания платных медицинских услуг. В-третьих – растет самостоятельность и финансово-хозяйственная грамотность руководителей государственных и частных лечебно-профилактических учреждений, что позволяет им более уверенно выстраивать отношения, как с государством, так и с потребителями медицинских услуг. К достоинствам частной медицины относятся: – гибкость ведения маркетинговой, кадровой, медицинской, ценовой и хозяйственной деятельности, – быстрая способность к освоению новых технологий, – создание различных программ обслуживания для удобства пациента.
Задача любой коммерческой структуры состоит в получении прибыли. Медицина в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду особенностей медицинской услуги и процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с другой – у врача есть объективная возможность «увеличить счет». Поэтому необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.
Информация о работе Перспективы развития предпринимательства в сфере услуг в России