Планирование деятельности предприятия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:22, реферат

Описание работы

Планирование – это разработка и установление системы количественных и качественных показателей развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием – «менеджмент».

Содержание работы

Планирование: сущность, технология, организация и методы планирования на предприятии.
2. Виды планирования и система планов предприятия.
3. Стратегическое планирование на предприятии.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

Тема: Планирование деятельности предприятия.

 

Содержание:

  1. Планирование: сущность, технология, организация и методы планирования на предприятии.

2. Виды планирования и система планов предприятия.

3. Стратегическое планирование на предприятии.

 

1. Планирование: сущность, технология, организация и методы планирования на предприятии

 

Планирование  – это разработка и установление системы количественных и качественных показателей развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием – «менеджмент».

Функция планирования предполагает разработку и корректировку плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватываются рабочие процессы и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата. В плане предельно четко и подробно указываются:

  • цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
  • средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
  • правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
  • этапы и сроки выполнения работ;
  • исполнители плана по срокам и видам работ;
  • методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом  следующего этапа. Связать все этапы  производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Технология  и организация планирования. Технология планирования включает: 1) определение  и обоснование основной цели и  вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок); 2) оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; 3) детализацию задания по видам и объемам работ конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения; 4) детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования; 5) организацию и контроль исполнения плана.

Обычно  на практике после принятия решения  руководством предприятия о содержании общей задачи плана начинается его  структурная конкретизация в  подразделениях, т.е. установление более  конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т.д. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия.

Для разработки плана требуется соответствующая  информация. Помимо прогнозных и маркетинговых  данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает  большой объем внутренней информации.

  • наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;
  • кадры, их численность и профессиональный состав;
  • финансы (в том числе собственные и заемные средства);
  • наличие и потребность в оборотных средствах (включая запасы);
  • степень готовности и структура новых научно-технических работок и др.

Сбор  и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе, которая включает:

  • анализ ресурсов и потенциала предприятия;
  • прогнозирование предстоящей деятельности предприятия;
  • маркетинг рынков продаж и закупок.

Составление плана деятельности предприятия  начинается с подготовки проекта  отдельных его частей:

  • плана производства и реализации продукции;
  • плана материально-технического обеспечения;
  • плана по кадрам и заработной плате;
  • перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
  • финансового плана.

План  производства и реализации продукции  является основой, на которой разрабатываются  все остальные части общего плана  предприятия и его подразделений (рис.).

Методы  планирования. Существует несколько  методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые (рис.).

Балансовый  метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический  метод используется для расчета  показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый  количественный уровень. В рамках этого  метода определяется базисный уровень  основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический  метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

Программно-целевые  методы позволяют составлять план в  виде программы, т.е. комплекса задач  и мероприятий, объединенных одной  целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы  – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются  конкретными исполнителями, которые  наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная  цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется граф типа «дерево целей» – исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды планирования и система планов предприятия

 

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают  долгосрочное (перспективное), среднесрочное (текущее) и краткосрочное (оперативно-производственное) планирование (рис.).

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование.

Долгосрочный  план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется намежцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Формулировка  стратегических, тактических и текущих  целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей  — все это составляет содержание процесса планирования. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры  и показатели по видам планирования показаны в табл.

Таблица

Основные  показатели по видам планирования

Основные параметры планирования

Виды планирования

Долгосрочное (стратегическое)

Среднесрочное

Текущее

Оперативно-производственное

Номенклатура 

Наименование продукта (услуг)

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и количество всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции

Сумма затрат

Ориентировочная, подлежащая уточнению  сумма затрат в рублях

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам  и номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам

Сроки исполнения

Ориентировочные сроки исполнения

Календарные сроки исполнения

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители

Ответственные исполнители без, указания соисполнителей

Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ  среди исполнителей

Эффективность

Эффективность: достижение цели, окупаемость  затрат

Превышение дохода над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции


 

Система планов предприятия. С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:

а) стратегический план – долговременный план, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;

б) долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;

в) текущие планы – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании;

г) оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;

д) инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых производственных мощностей. Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий;

 

3. Стратегическое планирование на предприятии

 

Долгосрочное  планирование носит стратегический характер, поскольку выявляет стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет – для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но и само его выживание.

Ключевым  элементом при разработке стратегических планов становится анализ предпринимательской  среды. Схематично предпринимательская среда для отдельного предприятия может быть представлена следующим образом (рис.).

Информация о работе Планирование деятельности предприятия.