Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:22, реферат
Планирование – это разработка и установление системы количественных и качественных показателей развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием – «менеджмент».
Планирование: сущность, технология, организация и методы планирования на предприятии.
2. Виды планирования и система планов предприятия.
3. Стратегическое планирование на предприятии.
Выделяют внешнюю среду, оперативное окружение и внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность функциональных областей деятельности, т.е. те виды работ, которые должны выполняться на любом предприятии.
Элементами
внутренней среды являются: производство
(выполнение операций, увеличивающих
стоимость товара); маркетинг и
сбыт; материально-техническое
Во внешней среде можно выделить такие подсистемы: экономическую; правовую; политическую; технологическую; институциональную; природную; социально-культурную.
К оперативному окружению относят тех, кто может оказать непосредственное воздействие на предприятие. Это могут быть: поставщики; потребители; конкуренты; банки; органы государственного управления; средства массовой информации и др.
Стратегическое планирование включает три взаимосвязанных задачи:
Таким образом, стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи и стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Формулировка миссии бывает обычно достаточно общей, но в то же время специфической для каждого предприятия и ясно выражающей индивидуальное понимание им своего будущего бизнеса.
Общая формулировка миссии требyeт конкретизации в виде постановки узловых целей и задач развития. Выработка миссии и определение задач предприятия требуют завершения в форме разработки стратегии предприятия. В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и выполнение обозначенной миссии. Процесс разработки стратегии можно разделить на четыре этапа: 1) определение стратегического положения предприятия по отдельным факторам, 2) обобщенная оценка совокупного взаимодействия внутренних и внешних факторов, 3) определение стратегических альтернатив, 4) выработка стратегии, удовлетворяющей сложившейся ситуации и задачам компании.
Если выработка миссии и постановка
целей в большей степени
Анализ
отрасли предусматривает
Анализ состояния предприятия нацелен на решение следующих проблем: оценка существующей стратегии: работает ли она на усиление позиций предприятия; проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны предприятия, внешние угрозы и возможности, связанные с изменением внешней среды); сравнительная оценка конкурентного положения предприятия; сравнительная оценка структуры затрат предприятия и конкурентов.
При определении стратегических альтернатив предприятия ключевыми проблемами являются две:
1) определение
реальных возможностей для
2) определение
таких направлений изменения
стратегии, которые позволяют
создать существенные
При проведении
анализа отрасли, состояния компании,
возможностей выбора альтернативных направлений
развития предприятия и происходит
основная работа по формированию базового
подхода к новой стратегии. На
заключительной стадии происходит детальная
разработка самой стратегии и
ее формализация в виде стратегического
плана. Процесс стратегического
управления не заканчивается разработкой
стратегического плана; он включает
практическую реализацию намеченных в
плане действий, отслеживает изменения
во внешней для предприятия среде
и конкурентного состояния
Предметом стратегическое планирование является разработка и анализ стратегии предприятия – совокупности взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия. Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.
Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.
Процесс
целеполагания учитывает
Цикл развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.
Сбалансированной можно считать такую структуру деятельности предприятия, при которой:
а) определен
один или небольшое число
б) остальные виды деятельности подчинены развитию приоритетных;
в) процессы производства продукции, ее реализации и воспроизводства ресурсов находятся в естественной пропорции друг к другу.
Доля рынка — средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.
Обеспеченность
ресурсами накладывает
Уровень развития социальной сферы на предприятии в некоторой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым условием нормальной производственной деятельности.
Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями.
Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся: объем продаж; темп роста объема продаж; размер прибыли; норма прибыли на совокупный капитал; рентабельность продаж; доля на рынке.
Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.
Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит из следующих этапов: оценка существующей стратегии; собственно этап формулировки; оценка и планирование риска; выбор стратегической альтернативы.
Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.
Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:
Для каждой базовой стратегии существует ряд стратегических альтернатив, позволяющих добиться поставленных целей, используя различные подходы.
Количественные показатели, определяемые на этапе стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для их дальнейшей детализации и уточнения уже в процессе краткосрочного планирования.
Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование метода break-down позволяет конкретизировать выбранную стратегическую альтернативу до уровня формального плана. Поставленная цель на перспективу (например объем прибыли и темпы его роста) в виде планового задания доводится до всех подразделений предприятия. При этом форма планового задания становится все более детализированной по мере продвижения с верхних уровней структуры на более низкие.