Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:30, курсовая работа
Цель моей работы – проанализировать процессы планирования и прогнозирования в СПК «Степное», сделать прогноз развития отрасли растениеводства данного предприятия.
Объектом исследования является СПК (колхоз) «Степное» Светлинского района Оренбургской области.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность и изучить задачи прогнозирования;
дать понятие и рассмотреть классификацию методов прогнозирования;
изучить природно-климатические условия СПК «Степное» и его землепользование;
проанализировать размеры, специализацию производства и организационную структуру предприятия;
рассмотреть наличие и состав основных фондов СПК «Степное»;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования..5
1.1. Сущность и задачи прогнозирования………………………………………….5
1.2. Понятие и классификация методов прогнозирования………………………..6
Глава 2. Анализ современного состояния СПК (колхоза) «Степное» Светлинского района Оренбургской области…………………………………….11
2.1. Природно-климатические условия местоположения СПК «Степное» и его землепользование…………………………………………………………………..11
2.2. Размеры, специализация производства и организационная структура предприятия………………………………………………………………………...13
2.3. Наличие и состав основных фондов СПК «Степное»……………………….16
2.4. Основные экономические показатели производственной и предпринимательской деятельности предприятия……………………………….17
Глава 3. Организационно-экономическое обоснование развития отрасли растениеводства в СПК «Степное» Светлинского района Оренбургской области………………………………………………………………………………19
3.1. Размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур...19
3.2. Урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур. Значение растениеводства в экономике предприятия……………………………………...20
3.3. Экономическая эффективность производства основных видов продукции растениеводства СПК «Степное»…………………………………………………23
3.4. Проект развития отрасли растениеводства…………………………………..24
Выводы и предложения……………………………………………………………28
Список использованных источников……………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра организации производства и моделирования экономических систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование и прогнозирование на предприятии»
на тему:
Планирование
и прогнозирование развития отрасли
растениеводства в СПК «
Выполнила: студентка 4 курса
очной формы обучения
Специальность: экономика
(бакалавриат)
Митрофанова Е.А.
Шифр: 41-эк-09«б»
Руководитель:
Таспаев С.С.
Оренбург – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методы прогнозирования.
Классификация методов
1.1. Сущность и задачи прогнозирования………………………………………
1.2. Понятие и классификация
методов прогнозирования…………………
Глава 2. Анализ современного состояния СПК (колхоза) «Степное» Светлинского района Оренбургской области…………………………………….11
2.1. Природно-климатические
условия местоположения СПК «
2.2. Размеры, специализация производства
и организационная структура предприятия…………………………………………………
2.3. Наличие и состав основных фондов СПК «Степное»……………………….16
2.4. Основные экономические показатели производственной и предпринимательской деятельности предприятия……………………………….17
Глава 3. Организационно-экономическое
обоснование развития отрасли растениеводства
в СПК «Степное» Светлинского
района Оренбургской области……………………………………………………………
3.1. Размер и структура
посевных площадей
3.2. Урожайность и валовые
сборы сельскохозяйственных
3.3. Экономическая эффективность производства основных видов продукции растениеводства СПК «Степное»…………………………………………………23
3.4. Проект развития отрасли
растениеводства…………………………………..
Выводы и предложения…………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения
Введение
Для любого предприятия планирование
и прогнозирование являются одними
из ключевых факторов обеспечения
Прогнозирование – процесс предвидения ситуации на рынке, перспектив его развития, формирование сценария будущего развития предприятия.
Прогнозы целесообразно производить в отношении всех ключевых факторов внутренней и внешней среды предприятия.
Прогнозирование позволяет
выстраивать маркетинговую
Процесс прогнозирования должен основываться на всестороннем и тщательном анализе тенденций развития предприятия, рыночных условий и внешней среды. Анализ позволяет выявить недостатки, слабые места, разработать мероприятия по их устранению и составить программу развития для реализации потенциальных возможностей предприятия.
Цель моей работы – проанализировать процессы планирования и прогнозирования в СПК «Степное», сделать прогноз развития отрасли растениеводства данного предприятия.
Объектом исследования является СПК (колхоз) «Степное» Светлинского района Оренбургской области.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы такие источники:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка использованных источников в количестве 13.
Глава 1. Методы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования
1.1. Сущность и задачи прогнозирования
Прогнозирование – функция управления; специализированная деятельность, разработка прогноза. В узком значении – целенаправленное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (например, рынка труда, безработицы, миграции и т.д.). Как одна из форм конкретизации научного предвидения в социальной сфере, находится в тесной взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, целеполаганием, организационным управлением. Различают поисковое (генетическое, изыскательское, исследовательское) и нормативное проектирование. Первое имеет целью получить предсказание о состоянии объекта исследования в будущем при наблюдаемых тенденциях, если допустить, что последние не будут изменены посредством решений субъекта управления (планов, программ, проектов и т.п.). Второе имеет в виду предсказание путей достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев, целей и норм. [1]
Прогнозирование применяется на стадии разработки планов (так называемый предплановый прогноз) и способствует выработке основных концепций на плановый период, а также играет важную роль на стадии осуществления плана, в оценке состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управленческих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной планом траектории развития. Роль прогнозирования в управлении трудно переоценить. Недаром опытные руководители говорят: «Кто не предвидит проблем, тот не управляет». [4]
Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке перспективных планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат. [4]
К основным задачам прогнозирования относятся:
1.2. Понятие и классификация методов прогнозирования
В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. Однако на практике используется в качестве основных 15-20. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования.
Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации. [6]
Прежде чем перейти к
Научно-обоснованная классификация дает возможность увеличить число приемов (модификаций) на нижних уровнях классификации, куда могут быть внесены новые элементы. На рисунке 1 представлена классификационная схема методов прогнозирования. [6]
По степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Рисунок 1 – Классификация методов прогнозирования
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. [6]
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи. [6]
В группу формализованных (детерминированных) методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, адаптивного сглаживания, авторегрессионного преобразования, гармонических весов; ко второй – структурное, сетевое, матричное и имитационное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных
и формализованных методов
В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивное, творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации. [6]