Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 13:31, контрольная работа
Переход к рыночной экономике существенным образом отражается на характере размещения производства. Такой переход, с одной стороны, требует учёта накопленного в советской экономике опыта размещения производства, притом как положительного, так и отрицательного. С другой стороны, переориентация хозяйства в рыночном направлении, включение в мировое экономическое пространство в значительной степени способствуют изменению приоритетов.
На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.
После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.
В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.
Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Сегодня в Российской Федерации идет острейшая дискуссия в связи с принятием новой концепции государственной национальной политики взамен «Концепции государственной национальной политики» 1996 г.
Анализируются теоретико-методологические основы изучения этнокультурной политики на региональном уровне методами сравнительного анализа; рассматриваются понятие «этнокультурная политика», исследовательские подходы к изучению этнокультурной политики, основные составляющие, определяющие содержание этнокультурной политики, и факторы, влияющие на формирование этнокультурной политики. В статье дается конкретное обоснование преимуществ этнологического инструментализма и социологического неоинституционализма как наиболее приемлемых подходов к изучению этнокультурной политики, методологический синтез которых обладает широким эвристическим потенциалом.
Общую ситуацию в области регулирования межнациональных отношений в России наглядно характеризует затянувшийся процесс принятия Федерального закона «Об основах государственной национальной политики РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе уже более двух лет. Кроме правового вакуума, можно говорить о вакууме политико-управленческом, так как в 2004 г. Упразднили Министерство по делам национальностей. Но даже в период своего существования
это министерство меняло названия, функции и объем полномочий. Сменилось более 11 министров, возглавлявших этот орган. Формально в Министерстве регионального развития есть департамент межнациональных отношений, но реально это не отвечает масштабу проблем.
В условиях вышеозначенного правового и политического вакуума в регионах Российской Федерации начинают формироваться собственные модели этнокультурной политики. Поэтому исследование регионального своеобразия этнокультурной политики становится особенно актуальным.
В последнее время исследователей этнополитических процессов в России особенно привлекают региональные сюжеты. Российская Федерация столкнулась с обострением отношений в межэтнической сфере, с высокими темпами аккумулирования в ней конфликтогенного потенциала и была вынуждена начать поиск оптимальной модели этнокультурного развития на современном этапе. В этот процесс активно включились регионы.
Каждый регион РФ уникален, имеет неповторимую этнокультурную специфику.
Это означает, что не существует и единого для всех регионов рецепта решения проблем в межэтнической сфере. В этом контексте этнокультурная политика, учитывающая региональные особенности, становится значимым фактором стабильности социума.
Мы можем предположить, что завершившийся четвертый электоральный цикл позволит федеральной власти уделить больше внимания вопросам этнокультурной политики. А значит, федеральная власть будет стремиться ликвидировать правовой и политико-управленческий вакуум в данной сфере и произойдет определенная унификация данной политики.
Этнокультурный фактор Российской Федерации.
Министерство регионального
развития РФ разработало проект концепции Федеральной
целевой программы «Этнокультурное развитие
регионов России на 2006 -2008 годы». Несмотря
на существование в различные годы федеральных
органов исполнительной власти, ответственных
за осуществление государственной национальной
политики, в 1990-е гг. в постсоветской России
в условиях ослабленного федерального
центра отсутствовала как адекватная
существовавшим внешним и внутренним
вызовам государственная национальная
политика, так и системный подход к государственно-
Это обусловило смену единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональных, этнических и религиозных идентичностей. Этнические, религиозные и культурные традиции, объединяемые в понятии этнокультурные традиции народов России, становились, подчас, не фундаментом многонационального единства, а причинами нестабильности государства и разобщенности общества.
Более того, ряд зарубежных государств и международных организаций стал использовать этнический и религиозный факторы для реализации на территории России собственных геополитических и геокультурных сценариев, подрывающих национальную безопасность и традиционный социокультурный уклад нашего государства.
На рубеже ХХ-ХХI вв., особенно после террористических актов 2001-2004 гг. в России, США, Европе, на Ближнем Востоке, стало очевидно, что этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности (что зафиксировано и в Концепции национальной безопасности РФ), а традиционные формы духовности и национальной культуры - основанием общероссийской идентичности. Игнорирование государством развития процессов в сфере межнациональных, этноконфессиональных и межконфессиональных отношений, отсутствие системы мониторинга и прогнозирования этнополитических и религиозно-политических конфликтов является стратегической недооценкой мировой тенденции усиления социально-политической и социокультурной роли религиозной и этнической традиций.
Комплексно решить проблему социально-экономического, этнокультурного и духовного развития народов и регионов России одновременно с противодействием этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму не представляется возможным за счет использования исключительно рыночных механизмов в силу того, что эта проблема является составляющей частью проблемы национальной безопасности и предполагает формирование общероссийской идентичности.
Проблемам обеспечения потребности в услугах культуры и духовного развития, содействия развитию институтов гражданского общества, снижению угрозы и возможного ущерба от террористических угроз было уделено особое внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. Этим вопросам, выделенным в качестве приоритетных в Послании Президента, было уделено внимание и в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)» (п.2.1.7; раздел 4). Кроме того, шестое приоритетное направление социально-экономической политики — «развитие российских регионов, поддержка региональных стратегий социально-экономического развития» (п.1.5) должно предполагать меры по содействию в разработке региональных стратегий этнокультурного развития (как необходимого элемента региональных стратегий социально-экономического развития). Очевидно, что для решения этой проблемы необходима государственная поддержка.
Наконец, проблема этнокультурного развития народов России имеет еще и международное измерение, поскольку РФ несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, борьбы с экстремизмом и терроризмом.
В 2000-2004 гг. в России произошли серьезные позитивные изменения: укрепление российской государственности, формирование приоритетов государственного строительства и национального развития России, постепенное осознание необходимости консолидации различных этнических нерелигиозных (этнокультурных) сообществ вокруг задачи_национального масштаба – формирования единой российской нации. Однако вместе с упразднением в 2001 г. федерального Министерства, отвечающего за реализацию государственной национальной политики, было сокращено и государственное финансирование программ этнокультурного развития. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» ограничилась исключительно экономическими вопросами, не предусматривая выделение средств на социальную сферу, развитие национальной культуры и т.д. В последние годы недофинансировалась и, фактически, не реализовывалась Президентская программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг. Ряд проектов других федеральных целевых программ был отклонен. Вместе с тем не было федеральной целевой программы, которая бы реализовывала общие принципы и подходы государственной национальной политики в отношении регионов России и этнокультурных сообществ.
В сентябре 2004 г. было создано Министерство регионального развития РФ, за которым были закреплены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Для создания механизмов и инструментов
по реализации государственной национальной
политики и стратегий регионального этнокультурного
развития была разработана Концепция
Федеральной целевой программы «Этнокультурное
развитие регионов России (2006-2008 гг.)».
Ее разработчики исходили из того, что
не только национальный аспект, но и религиозный
- как важный и неотъемлемый элемент социокультурных
традиций и образа жизни народов России
- входит в понятие этнокультурное. Это
соответствует подходам, реализуемым
в Концепции государственной национальной
политики РФ, в которой государственно-
Исторический фактор Российской Федерации.
Многофакторность исторического и цивилизационного процессов является общепризнанной истиной для современной науки. Основными группами факторов всемирного исторического процесса являются: геополитические, природно-климатические, демографические, национально-психологические, государственные, экономические, социально-политические, культурные, конфессиальные, реформационные и др. История России – это часть мирового исторического процесса. Каждая из перечисленных групп факторов в истории России проявляется с определенными особенностями, связанными с расположением России и Европе и Азии и многонациональным характером государства. При этом на разных этапах истории России проявление тех или иных факторов имело различное значение. Российское общество – особая, евразийская цивилизация. Занимая бескрайние пространства Восточной Европы и северной половины Азии, находясь между Востоком и Западом, Россия обладает неповторимой спецификой, обусловленной природно-климатическими условиями, геополитическим положением, демографическим и национальным составом населения, культурно-историческими и другими факторами и обстоятельствами. Все это наложило отпечаток на исторический процесс развития российского социума, экономики России, характеризующийся определенными особенностями: прежде всего, огромная территория России при относительно небольшой плотности населения затрудняла торговлю, увеличивала транспортные расходы и тем самым тормозила формирование общенационального рынка. Обилие климатических поясов с преобладанием зон рисокванного земледелия обусловливало многоукладность экономики и ограниченность прибавочного продукта. Холодные зимы предопределяли увеличение энергозатрат, что существенно снижало уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, особенности геополитической ситуации, в частности многокилометровая протяженность границ со многими странами, требовали содержания значительных вооруженных сил, что всегда оказывалось тяжелым бременем для российской экономики. Эти объективные факторы обусловили особую, гипер-трофированную роль государства в соединении разнородных регионов, не свойственную странам Западной Европы и США.
2. Охарактеризуйте основные экологические проблемы, стоящие перед человечеством на данном этапе развития.
В конце ХХ века человечество вступило в такой период своего развития, когда обретает черты реальности предсказание великого русского естествоиспытателя В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека становится геологической силой, способной изменить мир, поставив на грань глобальной экологической катастрофы. Именно это и определяет исключительную актуальность проблем глобальной экологии и выдвижение политической концепции приоритета общечеловеческих ценностей.