Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:09, реферат
В условиях перехода к рыночной экономике хозяйственные планы на государственном уровне перестают играть роль директив, которым надо жестко следовать, а становятся индикаторами, определяющими эффективные пути достижения целей и решения задач организации в конкретной ситуации. Планирование на предприятии необходимо также, поскольку потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена возрастанием роли планирования в условиях рыночных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
Планирование – один из методов управления предприятием, представляющих собой процесс расчётов объекта планирования на заданный промежуток времени с определённым набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование - это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации».
Планирование завершается принятием директивного документа – плана, обязательного к исполнению. План становится основой организационно-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих.
В условиях социалистической системы управления основой методологии планирования на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных «сверху» целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников предприятия. Его главная черта - директивность - отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен был точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма управления. Общепризнано, что это сыграло положительную роль, так как без научно обоснованного планирования, сосредоточения усилий и ресурсов на приоритетных направлениях, строгой государственной дисциплины и подчинения личных и коллективных интересов государственным в стране не была бы ликвидирована безграмотность, не был бы создан второй в мире по величине индустриальный потенциал.
В условиях перехода к рыночной экономике хозяйственные планы на государственном уровне перестают играть роль директив, которым надо жестко следовать, а становятся индикаторами, определяющими эффективные пути достижения целей и решения задач организации в конкретной ситуации.
Планирование на предприятии необходимо также, поскольку потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена возрастанием роли планирования в условиях рыночных отношений.
1. СТРУКТУРА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Основу процесса планирования составляет разработка документов, содержащих цели и задачи, определяющих последовательность, ресурсы и сроки выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Планирование как процесс управления включает:
- постановку целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов для достижения поставленных целей;
- определение необходимых ресурсов и их распределение;
- определение сроков выполнения Поставленных показателей, задач, целей;
- определение основных показателей, позволяющих контролировать и оценивать выполнение задач;
- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планирование представляет собой непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявления новых возможностей, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов. Планированием деятельности занимаются в организациях всех форм собственности: государственной и частной, и всех размеров: на малых, средних и крупных предприятиях.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими основополагающими правилами менеджер руководствуется при сопоставлении планов.
Принципы планирования:
- Полнота планирования. При планировании должны использоваться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
- Точность планирования. При составлении планов должны использоваться современные методы, средства, методики, которые будут обеспечивать большую точность.
- Ясность планирования. Цель, задачи планирования должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом организации. Поняв, осмыслив их, любой сотрудник предприятия будет прикладывать усилия для скорейшего достижения цели организации.
- Непрерывность планирования. Планирование - это не одноразовый акт, а непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс.
- Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Все виды планов можно классифицировать по различным признакам (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация планов
Признак классификации |
Виды планов |
1. По длительности действия (времени) |
1)Стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени (5 и более лет); 2)тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период (от 1 года до 5 лет); 3)оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов (на 1 год и менее) |
2.По уровню иерархии |
1)Организации в целом; 2)структурных подразделений; 3)функциональных служб |
3. По содержанию |
1) Экономические; 2) социальные; 3) организационные; 4) научно-технические |
Таким образом, план представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Планирование позволяет принимать решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей.
Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов-планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
План тесно связан с конкретностью, он выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами.
Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:
- преемственность стратегического и текущего планов;
- социальная ориентация:
- ранжирование объектов по их важности;
- адекватность плановых показателей;
- согласованность с параметрами внешней среды;
- вариантность;
- сбалансированность;
- экономическая обоснованность;
- автоматизация системы планирования;
-обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрессивных технико-экономических нормативов;
-ресурсное обеспечение;
-наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.
Аппарат, осуществляющий планирование производства, состоит из работников высшего звена и работников функциональных подразделений различных уровней управления. Высшее звено подготавливает решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики, а также выполняет технические, координационные и аналитические функции, участвует в формулировании основных целей и задач. Подготовленные предложения, рекомендации выносятся на совет директоров, или руководителей высшего звена, и после проработки и одобрения включаются в перспективный план развития производства.
Под обеспечением действенности плана развития предприятия понимается:
-обоснованность плановых заданий системой прогрессивных технико-экономических норм;
необходимость обеспечения ресурсами в заданных пределах;
обеспечение разработанной системой учета, контроля, стимулирования за его выполнение;
-назначение квалифицированного специалиста, отвечающего за выполнение плана.
В разработке планов на предприятии принимают участие менеджеры различных уровней управления и плановые отделы.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ТЕКУЩЕЕ, ОПЕРАТВНОЕ.
2.1 Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Стратегические планы составляются в основном на среднесрочный период, обычно на три года. Долгосрочные стратегические планы имеют невысокую точность или достоверность, так как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной информации.
Стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен. Он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия. Он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия. Стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. План определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период и создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов. Демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.