Планирование природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 02:36, реферат

Описание работы

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
Планирование природопользования ………………………………..……4
Платежи за природопользование. ……..…………………………………5
Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов. ……………………………………………………………………8
Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов. ……………………………………………………………………9
Плата за пройденные ресурсы , сущность, стимулирующая функция..11
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности……15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………..……20

Файлы: 1 файл

экономика сурс.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

     Введение………………………………………………………………...…………3

  1. Планирование природопользования ………………………………..……4
  2. Платежи за природопользование. ……..…………………………………5
  3. Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов. ……………………………………………………………………8
  4. Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов. ……………………………………………………………………9
  5. Плата за пройденные ресурсы , сущность, стимулирующая функция..11
  6. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности……15

 Заключение………………………………………………………………………19

     Список использованной литературы…………………………………..……20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 
        Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать. 
        Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов. 
      В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.

 
       1 Планирование природопользования

       Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны. 
В условиях рыночных отношений цели планирования сохраняются. Новый подход к самостоятельности предприятий, переходящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования. 
С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы. 
       Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий

     2 Платежи за природопользование.

 
       Впервые в практику хозяйствования предполагается ввести систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли. 
       С каждым годом растут затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлагается создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласованию с природоохранными органами на совершенствование основного производства, обеспечивающее снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, проценты за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффективность функционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природопользованием достигается, с одной стороны за счет применения его для перераспределения денежных ресурсов между различными звеньями народного хозяйства, а с другой -- за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Применительно к обеспечению охраны природы и рационального использования природных ресурсов кредит может служить дополнительным источником финансирования ресурсосберегающих мероприятий.      Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предприятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обязательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональным природопользованием играет материальное стимулирование.  
       Применяемые долгое время командно-административные методы управления народным хозяйством ориентировали предприятия на эксплуативный рост промышленного производства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего труда. 
        Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического механизма рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависят от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты устанавливаются: за снижение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами -- в размере нормативной оценки предотвращенного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств (природоохранных фондов) федеральных и местных бюджетов; за сверхнормативное снижение забора воды из водных источников -в размере 75% действующего тарифа; за повышение кадастровой (балльной) оценки сельскохозяйственных земель и лесов в результате проведения соответствующих природоохранных (противоэрозионных, лесоохранных, восстановительных) мероприятий -- из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйственного оборота и в фонд (попенной) платы за лесопользование. Предусмотрены и другие поощрительные выплаты. Важное значение при работе предприятий в условиях налогообложения прибыли имеет система налоговых льгот от экологичности хозяйственной деятельности, которая стимулирует природоохранную деятельность. 
         Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м2 воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.  
Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования. 
        Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения. 
Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы рационального природопользования. На это направлены усилия многих экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       3  Экономические стимулы комплексного использования      природных ресурсов

 
       Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов. 
         В горнорудной промышленности в состав статей при регулировании себестоимости продукции исходя из доходов от обогащения включаются следующие статьи: при производстве щебня. вырабатываемого из скальных пород -- сырье (стоимость израсходованной на изготовление щебня, исходя из среднегодовой плановой себестоимости 1 м2), себестоимость передела переработки щебня, общекомбинатские и внепроизводственные расходы; при реализации отходов обогащения, песка -- затраты по подготовке к реализации; внепроизводственные расходы.  
Дополнительная прибыль от снижения против установленных норм потерь полезных ископаемых при переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи. 
        В развитие этого подхода в разработана методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов

 
     Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования. 
      В современных условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности основного звена промышленности -- предприятия -- открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях. 
В целях повышения заинтересованности рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих предприятий и организаций в эффективном использовании ресурсов в промышленности применяется система материального поощрения за экономично рациональное использование сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочие, мастера, технологи, конструкторы и другие специалисты премируются за экономию конкретных видов материальных ресурсов против установленных технически обоснованных (среднепрогрессивных) норм расхода. Разрешается выплачивать премии в размере до суммы экономии материальных ресурсов в зависимости от вида и стоимости. Премии рабочим за экономию материальных ресурсов выплачиваются сверх предельных премий. При этом сохраняется действующий порядок премирования за экономию топлива, энергии и других ресурсов в случаях, когда установлены более высокие размеры поощрения. 
      Экономия материальных ресурсов конкретных видов определяется по итогам работы за квартал по сравнению с теоретически обоснованными нормами расхода, утвержденными в установленном порядке. Сумма экономии, полученная в отмеченном периоде, уменьшается на сумму допущенного перерасхода в предыдущем периоде календарного года по тому же виду материальных ресурсов, но не более чем на 50 %. 
Важнейшее условие действенности системы экономического стимулирования -- достоверная оценка трудового вклада каждого работника в обеспечение экономии материальных ресурсов. При организации премирования необходимо точно выделить круг лиц, от которых зависит снижение затрат материалов, топлива и энергии. 
     Сумма премии за экономию материальных ресурсов по участку, агрегату распределяется руководителем структурного подразделения по согласованию с профсоюзной организацией между рабочими и специалистами с учетом их личного вклада в осуществление мероприятий по экономии. 
Существует специальная шкала размеров доли экономии или 
перерасхода) материальных затрат, на которую увеличиваются (или уменьшаются) фонды поощрения. Шкала позволяет нивелировать разную стоимость материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком премировании большие требования предъявляются к научной обоснованности расхода материальных ресурсов, обеспечению их систематического обновления, а также становится недопустимым применение технически необоснованных норм. 
      В целях усиления экономических стимулов для предприятий и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторичных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, остается в распоряжении предприятий независимо от их формы собственности. Размер отчислений зависит от уровня рентабельности (к издержкам производства при рентабельности до 25 % -- полностью, а в части, превышающей 25 %,-- в размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от стоимости всего сырья и материалов, не считая вспомогательных материалов). 
Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных металлов.  
       Результативность материального стимулирования зависит от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи -- внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство. 
     Выплату премий можно производить только в случае уменьшения выделяемых предприятию фондов на материальные ресурсы. Данное требование справедливо при прочих равных условиях. Так, некоторое увеличение фондов допустимо при опережающем росте объема производства, изменении ассортимента и др.

 

 

 

 

 
     5  Плата за пройденные ресурсы , сущность, стимулирующая функция

 
       В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает бесхозяйственное отношение к ним. До настоящего времени практически нет платежей за природные ресурсы исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей, поденная плата при отпуске лесозаготовителям запасов леса. В горнодобывающей промышленности для частичного погашение затрат на геологоразведочные работы установлены ставки возмещения затрат на эти работы, которые можно рассматривать как разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на геологоразведочные работы. 
      Проведение геологоразведочных работ, строительство и эксплуатация горного предприятия возможны лишь при условии предоставления специализированным организациям и предприятиям отвода земельных участков. В настоящее время порядок установления компенсационных выплат регламентируется постановлением <О возмещении убытков землепользователям от потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд>. В нем указывается, что предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и несельскохозяйственных нужд земельные участки, за сельскохозяйственными угодьями, возмещают (помимо возмещения убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваиваемых землях: мероприятий по их окультуриванию и повышению плодородности почв. 
В компенсационных ставках не учитываются потери, возникающие при изъятии земельных участков в других сферах народного хозяйства (затрат, связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др.) . 
В основе установления всех этих платежей (кроме процентной ставки) лежит <затратный> метод, т. е. принцип восполнения затрат государства на воспроизводство соответствующих природных ресурсов. Это позволяет уловить лишь часть приносимой дифференциальной ренты (издержек их замещения). 
      Один из главных принципов начального этапа рыночной системы -- равные условия работы для всех предприятий, различающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.  
     Таким образом, рентабельность и возможность самофинансирования предприятий зависит от объективных (природно-географических) и субъективных факторов, характеризующихся уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства продукции, уровень технического оснащения, уровень технологии и т. д.) . В этих условиях необходимо решить проблему устранения влияния природных факторов на показатели предприятия, чтобы гарантировать им равные экономические возможности социального и технического развития. Однако в промышленности нет единой системы учета и оценки природного фактора, позволяющей методически правильно изымать у <привилегированных> предприятий дифференциальную ренту, в результате устойчивых и значительных дифференцирований индивидуальных издержек, обусловленных различными природно-географических условиями производства. 
     Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некоторое количество природных ресурсов, используемых предприятиями и организациями бесплатно. К ним относятся сельскохозяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др. 
Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов. 
Для реализации такого подхода необходимо решить следующие задачи: преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуртирующих отраслей с целью регулирования ресурсосбережения в народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание условий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода нормально работающих предприятий, использующих природные ресурсы разного качества и местоположения. 
Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаимоотношений государства и хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается в создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природозксплуатирующих отраслей и стимулирование рационального использования природных ресурсов, т. е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования, который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости национального дохода. 
     Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности. 
      В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного ему природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели. 
      Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы разного богатства и местоположения. 
       В экономической литературе рекомендуется определять дополнительный доход (дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположения и продуктивности (ценности), одним из двух способов: как разность между оптовой ценой продукции и нормальными затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса; величиной общественно необходимых затрат, требуемых для воспроизводства полезного результата, приносимого данным природным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения. 
На основе этих способов определения дифференциальной ренты предложены конкретные методы установления ставок платежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов природных ресурсов. 
Исходя из роли в обеспечении производственного процесса предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы. 
      Для природных ресурсов универсального назначения дифференциальную ренту и соответственно платежи за их использование целесообразно устанавливать в виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соответствующими видами ресурсов. Например, дифференцированные по районам и качественным характеристикам республик нормативы на освоение новых земель, увеличение водоотстоя, нормативы затрат на охрану окружающей среды и т. п. 
       Установление платежей за природные ресурсы универсального назначения должно предшествовать разработке прейскурантов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитывается при формировании цен практически на все эти виды продукции и услуг и включается в себестоимость их производства.  
      При разработке системы платежей за специализированные виды природных ресурсов сохраняются платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необходимых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприятий, эксплуатирующих специализированные природные источники.  
             При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной (добываемой) продукции данного вида. Необходимая сумма в целом по отрасли (подотрасли) должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом ее распределение предприятиям-производителям следует не включать в нормативную себестоимость, как это делалось ранее, а определять по предприятиям пропорционально образующемуся у них дифференциальному рентному доходу. В этих условиях предприятия, использующие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроизводство с перераспределением <недобираемой> части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источники природных ресурсов.    

Информация о работе Планирование природопользования