Планирование природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 02:36, реферат

Описание работы

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
Планирование природопользования ………………………………..……4
Платежи за природопользование. ……..…………………………………5
Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов. ……………………………………………………………………8
Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов. ……………………………………………………………………9
Плата за пройденные ресурсы , сущность, стимулирующая функция..11
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности……15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………..……20

Файлы: 1 файл

экономика сурс.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

      Если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены. 
Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по одному виду минералъно-сыръевого ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене. 
     Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов. 
Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.  
Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями).

 

 6 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

 

Использование природных ресурсов с экономической точки зрения включает в первую очередь планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности. Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым возмещается вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения.

Планирование природоохранных мероприятий осуществляется с учетом государственных программ и требований природоохранного законодательства.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природы производится за счет республиканского и местного бюджетов. Могут быть поступления от банков (в виде кредитов), юридических лиц, общественных организаций, населения и других источников.

Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются республиканские, областные, городские внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы образуются за счет:

• средств, поступающих от юридических и физических лиц;

• платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

• платы за размещение отходов;

• штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;

• добровольных взносов юридических лиц;

• пожертвований граждан и других поступлений;

• долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;

• доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.

Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Лимиты на пользование природными ресурсами представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного типа пользования природных ресурсов, загрязняющих веществ, размещения отходов.

Оплата природных ресурсов включает два вида платежей:

1) платежи за пользование  природными ресурсами;

2) платежи за выбросы  загрязняющих веществ и плату  за размещение отходов.

Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду определяется законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами». За размещение отходов сверх установленных лимитов взимается в 5-кратном размере. С 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленной нормы - в 15-кратном. По данным Минприроды Республики Беларусь экологический налог в среднем по республике составляв 1,0-1,5% себестоимости продукции предприятий.

Экономический механизм природопользования представлен, в первую очередь, формами и методами экономического стимулирования. Оно направлено на создание у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер по охране природы. Экономическое стимулирование осуществляется методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Позитивные меры экономического стимулирования представлены в виде следующих элементов;

а) формирование источников финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;

б) установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;

в) предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации отходов;

г) совершенствование ценообразования (более полное отражение в ценах нормативных затрат на охрану окружающей среды, установление выгодных цен на отходы);

д) освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;

е) компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранных показателей;

ж) создание специализированных предприятий по переработке отходов, прямых длительных хозяйственных связей между различными предприятиями по использованию отходов производства;

з) включение показателей природоохранной деятельности в перечень фондообразующих показателей предприятий и подразделений предприятий;

и) совершенствование системы материального стимулирования работников предприятий.

Большое значение имеют следующие методы негативной мотивации:

♦ платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);

♦ платежи за загрязнение окружающей среды (нормативное и сверхнормативное);

♦ штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;

♦ возмещение нанесенного ущерба государству и другим природонользователям;

♦ прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятий (установлением специальных фондообразующих или фондокорректирующих показателей, отражающих качество природоохранной работы).

Экономические санкции могут, в лучшем случае, обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов. Они сокращают финансовые возможности предприятий. Осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для предприятий. Поэтому для производства и природоохранной деятельности предприятий предпочтительны позитивные методы экономического стимулирования.

В зарубежных странах применяются две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы — ценовое регулирование и собственно рыночные механизмы . В ведущих странах Запада ценовое экологическое регулирование представлено следующим образом:

1. Платежи за загрязнение  окружающей среды - это выплата  предприятиями-природопользователями  определенных сумм в государственный  бюджет за сброс сточных вод  в водоемы, выбросы в атмосферу, складирование твердых отходов. Уровень платежей относительно  невысок для непосредственного  воздействия на природопользователей. Высокие ставки экологических  платежей предприятий отрицательно  влияют на расширенное воспроизводство  хозяйства страны. Эти платежи  не нашли широкого применения  в зарубежных странах.

2. Платежи за пользование  муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных  органов власти. Применяются как  единые, так и индивидуальные  тарифы платежей в зависимости  от объемов и состава загрязняющих  веществ, переданных на очистные  сооружения и мусороперерабатывающие  заводы.

3. Ресурсные платежи: плата  за право пользования природными  ресурсами, их воспроизводство и  охрану. Для исчерпаемых ресурсов  применяется три вида платежей:

а) налог на объем продаж. Способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;

б) налог на прибыли или рентный, который способствует снижению темпов извлечения ресурсов;

в) ройялти - выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса.

4. Экологический налог  в ценах на продукцию: надбавка  к цене продукции, производство  которой или дальнейшее использование  отрицательно влияет на окружающую  среду. Так, в Гейдельберге (Германия) предложено ввести такой налог  на алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т.п.

5. Дифференциация налогов  на прибыль: применение льготных  налогов для предприятий, выпускающих  экологически чистую продукцию. Данный вид платежей во многих  странах используется для стимулирования  производства и потребления бессвинцового  бензина.

6. Субсидии — это государственная  помощь природопользователям в  проведении природоохранных мероприятий. Эта помощь осуществляется в  виде:

а) грантов — безвозмездной финансовой помощи государства предприятию для реализации проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;

б) низкопроцентных кредитов предприятиям на осуществление экологизации производства;

в) налоговых льгот (например, снижение налога на транспортные средства, использующие «незагрязняющие» виды топлива; налоговые скидки на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования).

7. Экологическое страхование - это страховые взносы предприятий  за нанесение экономического  ущерба другим производителям  и частным лицам по причине  аварийных и внезапных загрязнений  окружающей среды. В некоторых  странах, например, в Бельгии, Нидерландах  существует обязательное экологическое  страхование, осуществляемое Частными  компаниями. Цель экологического  страхования - компенсация ущерба, причиняемого  окружающей среде, и экономическое  стимулирование предотвращения  аварий, в результате которых  этот ущерб образуется.

В целом в развитых странах мира находят применение более 150 различных методов экономического стимулирования, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% - субсидии, 20% приходится на другие виды экономических стимулов. Усложнение экономических стимулов ведет к росту производственных затрат и к снижению экологических результатов, так как (реализуя принцип «загрязняй, но плати», предприятия могут ухудшить состояние природной среды. Поэтому получили распространение рыночные механизмы регулирования экологической сферой. природоохранный мероприятие экологический выброс

 В 70-80 гг. XX в. сформировался  особый рынок разрешений на  загрязнение. Рынком разрешений  на выбросы называют конкурентную  систему распределения нрав на  выбросы посредством купли-продажи  лицензий после их распределения  между участниками рынка.

 

 

 

Заключение

 
       К сожалению на современном этапе развитие рыночно- хозяйственных отношений значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе это относится и к стимулированию рационального природопользования. Но все же не будем торопиться с пессимистическими выводами, ибо уже несколько лет ведется разработка соответствующей законодательной базы, да и в сознании людей постепенно меняется отношение к окружающей среде и необходимости ее охраны. Экономические и правовые рычаги защиты природной среды и предупреждения ее загрязнения, описанные в моем реферате являются важным фундаментом для дальнейшего развития экономико-правовых отношений в области экологической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Черняк, В. З. Экономика и управление на предприятии (строительство): учебник. – М.: Кнорус, 2007. – 736 с.
  2. Экономика строительства: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Бузырев [и  др.];  под  общ.  ред.  В. В.  Бузырева. –  М.:  Издательский  центр «Академия», 2006. – 336 с.
  3. Акимов, В. В. Экономика отрасли (строительство): учебник / В. В. Акимов,  Т.  Н.  Макарова,  В. Ф. Мерзляков,  К.  А.  Огай. –  М.:  ИНФРА-М, 2008. – 304 с.

 

 

 

 


Информация о работе Планирование природопользования