Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:07, статья
В статье рассматриваются преимущества и недостатки директивного планового управления народным хозяйством в СССР. Приводятся аргументы необ- ходимости создания экономического механизма, с помощью которого можно было бы осуществлять индикативное планирование (Госплан России). Многие ученые-экономисты в создавшихся для России условиях видят выход в использовании прорывного вида развития, как это было применено в 1920-е годы в СССР. Изучая историю восстановления промышленности в те годы, которое шло на принципиально иной основе, с применением новейших современных технологий, необходимо отметить роль планирования как инструмента управления процессом развития.
ниципальных образований носят декларативный характер, и ответственность за их
выполнение предусмотрена лишь на административном уровне по отношению в нижестоящим чиновникам.
Составление прогнозов социально-экономического развития на основе межот- раслевого баланса (МОБ) или, иначе, таблицы «затраты-выпуск» предполагает при- менение ряда моделей. Основным выходным результатом последовательного приме- нения моделей МОБ в расчетах на перспективу является согласованная система пока- зателей прогнозных таблиц «затраты-выпуск» и оценок инвестиционных потребно- стей в сопоставимых ценах, а также в ожидаемых фактических ценах прогнозных лет, соответствующие прогнозные индексы их динамики и индексы-дефляторы. Стоимо- стные модели МОБ, такие как статическая, динамическая модель цен на основе МОБ, а также модель натурально-стоимостного баланса, не могут быть эффективными, так как отсутствует достоверная статистическая информация (мы не раз слышали по это- му поводу критику Минфина России), отсутствуют достоверные данные по значи- тельному сектору «теневой экономики» (по различным оценкам здесь занято до 5 млн человек) и регистрация огромного числа предприятий в оффшорных зонах уво- дит их из налоговой зоны России. Нужна не адаптация моделей планирования, а но- вая стратегия развития государства.
Стратегия развития страны (региона, муниципального образования) должна включать в себя следующие взаимосвязанные составные части:
– концепцию развития;
– макромодель стратегии развития;
– систему комплексных целевых программ.
Целевая комплексная стратегическая программа развития Российской Феде- рации – система взаимосвязанных целевых стратегических программ развития важ- нейших сфер и отраслей, направленных на решение ключевых проблем, содержа- щих спектр заданий и инновационно-инвестиционных проектов, увязанных по сро- кам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.
Анализ стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го-
да позволяет сделать следующие выводы.
1. Прогноз составлен на основе статического метода и в условиях, чрезвы- чайно благоприятных для устойчивого экономического роста (высокие цены на уг- леводородное сырье).
2. В прогнозе нет каких-либо предположений о влиянии конъюнктуры миро- вого рынка и изменений в позиции влиятельных мировых держав по отношению к России. Очевидно, нет и анализа возможных изменений в позиции стран СНГ.
Гуманитарные науки 41
3. Явно прослеживается стремление авторов прогноза выполнить негласный социальный заказ властных структур на построение максимально оптимистичного прогноза и укрепления авторитета власти.
4. Институт экономики РАН не смог подготовить руководство страны к вариан- ту мощного влияния финансового кризиса в США на положение России на мировом рынке и на предварительную подготовку мероприятий по предотвращению кризиса. Руководство страны просто применило те антикризисные меры, которые использовали у себя западные страны. У России должна быть своя собственная долгосрочная страте- гия, а это невозможно без компетентного планирующего органа, имеющего, может быть, такой же статус, который имеет Центробанк РФ или Минфин.
Для снятия противоречий между развитием бизнеса, с одной стороны, и раз- витием всего общества, с другой стороны, современной России, как и в 1920-е годы, нужен центральный орган стратегического планирования. Специалисты этого орга- на могли бы выступать и как эксперты различных институтов по прогнозированию развития с учетом внутренних и внешних экономических и политических факторов, а также разрабатывать согласованные направления интеграции и специализации ре- гионов с целью их развития, а не выживания.
Список использованных источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Россий- ской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.aqvatoria-vn.ru
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http:// www.rg.ru/2009/05/19/strategia
3. Об основах стратегического планирования в РФ : указ Президента Россий- ской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536. URL: http://www.matholimp.livejourn
198350.html
4. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е го- ды: темпы экономического роста, структура, организация производства и правле- ние. URL: http://www//militera.lib.ru/re
5. Бор М.З. Планирование народного хозяйства СССР / М.З. Бор, Г.В. Луки- на. М. : Высшая школа, 1980.
6. Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М. : Мысль, 1987.
7. Куда идет Россия / сост. С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев. М. :
Эксмо : Алгоритм, 2010.
8. Петров А.Н. Сущность понятия «планирование» в условиях рынка / А.Н. Петров; СПбГУЭФ // Известия СПбГУЭФ. 2010. № 4.
Информация о работе Планирование социально-экономического развития России на основе опыта СССР