Планирование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. Принципы и методы планирования 6
1.1 Виды планов 8
2. Границы планирования в рыночной экономике 13
3. Организация планирования в компании 16
3.1 Основные этапы процесса планирования в организации 19
3.2 Процесс выполнения плана 20
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

от.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам:

В зависимости  от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:

  • научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);
  • производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);
  • продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);
  • выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);
  • материально-технического обеспечения производства (план МТО);
  • осуществление инвестиций (план капитальных вложений);
  • план технического перевооружения и другие планы.

В зависимости  от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы:

  • организации (предприятия) в целом;
  • производственного отделения;
  • дочерней компании;
  • структурного подразделения и т.д.

Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику  – по составу задач, характеру  ориентиров и т.д.

 

2. Границы планирования в рыночной экономике

Возможности планирования социально-экономических систем ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них:

1) Неопределенность  рыночной среды. Любое предприятие  в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Без оценки настоящего и возможного будущего трудно предугадать последствия и предусмотреть соответствующие действия. Планирование и является одним из способов прояснения будущего. Но полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому предприятие стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами.

  • Первый способ - вертикальная интеграция. Означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, то есть объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия. Вертикальная интеграция имеет свои эффективные границы применения.
  • Второй способ контроля над рынком - контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля. Например, через установление монопольного влияния предприятия на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом - проведение эффективной маркетинговой деятельности.
  • Третий способ контроля над рынком - использование контрактных отношений. В странах с рыночной экономикой этот способ развит очень широко - более 2/3 всех товарных сделок осуществляется по контракту. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателей продукции, а затем после соответствующей подготовки производит для них товар. Сделка оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объем поставляемой продукции. Контракт выгоден для обеих сторон. Для производителя снижается риск произвести и не продать. Для потребителя - это возможность наиболее полно удовлетворить свои запросы.
  • Четвертый способ контроля над рынком - создание предпринимательских сетей. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, построенном на доверии, то есть участники таких сетей экономически независимы, свободны, их отношения подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Основой образования сетей может быть единая технологическая или коммерческая цепочка. Предпринимательские сети обеспечивают те же преимущества, что и вертикальная интеграция, но в то же время они позволяют сохранить более гибкие организационно-экономические структуры.

2) Издержки планирования. Это затраты на оплату труда  персонала, плата за аренду  помещений (если помещение собственное  - амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. Издержки планирования входят в состав совокупных затрат на производство продукции. Но нужны ли такие дополнительные затраты? Здесь, как и в других подобных случаях, необходимо соблюдать правило: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создают дополнительный положительный эффект. Отсюда следует, что минимальными затратами на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечить ее развитие.

  1. Масштабы деятельности организации. Крупные организации имеют большие финансовые возможности, более квалифицированный персонал, соответствующий опыт, крупные плановые подразделения в своем составе. Но даже они иногда обращаются в специализированные консультационные фирмы, называемые в странах с рыночной экономикой салонами стратегии. Малые организации имеют меньшие возможности: стратегическое планирование, как правило, не осуществляют. Производится лишь текущее технико-экономическое и оперативное планирование. Их преимущество - более простая и обозримая внутренняя среда, что упрощает процесс принятия плановых решений.

 

3. Организация планирования  в компании

Планирование  в организации - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль над реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:

-качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

-качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

-правильной оценки конкурентоспособности организации;

-выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Планирование  деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [6, c.43].

Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

По сути, и  содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса [11, c.54]:

1. В каком  состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком  направлении хочет двигаться  организация?

3. Каким образом  организация собирается сделать  это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей  и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и  работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов [1, c.76].

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

 

3.1 Основные этапы процесса планирования в организации

Деятельность, связанную с планированием, можно  разделить на несколько основных этапов [14, c.87]:

1.Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2.Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3.Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс  планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом [23, c.32]:

Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные  компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно  имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

 

3.2 Процесс выполнения плана

В целом процесс  планирования представляет собою замкнутый  цикл с прямой (от разработки стратегии  к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при планировании. Сформулировать миссию фирмы – наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Миссия – стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма, это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.

В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

Содержание  миссии может включать в себя следующие  основные пункты [25, c.87]:

  • описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых организацией;
  • характеристика рынка – организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;
  • цели организации, выраженные в терминах выживания, роста доходности;
  • технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
  • философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;
  • внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
  • внешний образ компании, ее имидж.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем.

Миссия организации  является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка  миссии компании должна отражать предвидение  компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее [19, c.43]:

1. Задача предприятия  с точки зрения его основных  услуг или изделий, основных  рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда  по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3. Культура организации.

Формулирование  миссии - это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле.

Формирование  целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии [10, c.65].

Информация о работе Планирование в рыночной экономике