Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:51, реферат
Последнее время можно уверенно назвать годами начинающего “карточного” бума в нашей стране. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран, однако динамика его роста весьма высока. Так, по данным группы по новым платежным инструментам Международного координационного комитета (МКК был создан в 1993 году под эгидой Центрального Банка РФ), объем средств, депонированных в банках в связи с операциями на основе пластиковых карт только за 7 месяцев 1998 года (февраль-август) возрос для юридических лиц в 30 раз (с 3,15 млн. до 96,63 млн. руб.), а для физических лиц - почти в 346 раз (с 310 тыс. до 107,2 млн. руб.).
Введение …………………………………………………………………………………...…… 3
Субъекты платежной системы …………………………………………………………..……. 4
Пластиковые карточки в банковской системе России …………………………..……..……. 8
Классификация пластиковых карт …………………………………………………..... –
Перспективы развития пластиковых карточек России и история развития индустрии пластиковых платежных средств в России …………………….………. 12
Заключение ………………………………………………………………………..…………... 18
Список литературы ……………………………………………………………..…………….. 19
2) на той же карте
может быть записана в
3) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).
4. По эмитентам:
- банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;
- частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.
Может показаться, что компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать их более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается и будет выпускаться компаниями самостоятельно.
5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:
- автономный “электронный кошелек”;
- “Электронный кошелек”
с дублированием счета у
- “ключ к счету” - средство
идентификации владельца счета,
Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки “VISA”, “Eurocard/MasterCard”, “American Express”, российские “Юнион кард” и “СТБ Карт”. Следует отметить, что карты с магнитной полосой очень редко используются в качестве “кошелька”, так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются карты с чипом. С этой точки зрения выражение “пластиковые деньги” не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами.
6. По категории
клиентуры, на которую
- обычная карточка;
- серебряная карточка;
- золотая карточка;
- электронная карточка.
Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это “Classic Visa” и “Mass (Standard) Eurocard/MasterCard”.
Серебреная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов.
Кроме того, в системе Виза есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: “Electron Visa”, “Cirrus/Maestro”. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
Перспективы развития пластиковых карточек России и история развития индустрии пластиковых платежных средств в России.
Карты международных систем
появились в СССР еще в 1969 году.
Но это были карты, эмитированные
зарубежными компаниями и банками.
Иными словами, в Советском Союзе
начала создаваться сеть предприятий,
принимающий эти карты в качестве платежного
средства. Именно в 1969 году было подписано
первое соглашение такого рода с компанией
“Дайнерс Клаб”. В 1974 году на нашем рынке
появилась “Америкэн Экспресс”, в 1975
году - “Виза” (тогда еще “БэнкАмерикард)
и “Еврокард”, в 1976 году - японская “Джей-Си-Би
Интернэшнл”. С советской стороны все
эти соглашения подписывались ВАО “Интурист”,
которое и организовывало расчеты по пластиковым
карточкам в валютных магазинах “Березка”
и гостиницах. За исключением “Аэрофлота”,
“Интурист” был единственной организацией,
предлагающей услуги торговым предприятиям
в этой сфере. “Интурист” не занимался
выпуском карточек, а торговые расчеты
от имени “Интуриста” осуществлялись
Внешторгбанком/
Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году “золотые” карточки “Еврокард”. Однако до сих пор точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы. Ясно только, что их было ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более, чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.
Заметным событием на карточном рынке стало создание компании “Дайнерс клаб - Россия”, российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк “Империал”. В настоящее время ими ведется активная компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки “Diners Ciab” займут свою нишу на российском рынке.
В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70% (более точные цифры не известны, поскольку AmEx не публикует своих цифр по России). В общей сложности российские банки выпустили более 50 тыс. карточек “Виза” и около 15 тыс. карточек “Еврокард/Мастеркард”. AmEx также начал выпуск карточек через Межрегионбанк, но пока в очень небольшом объеме, под залог больших страховых депозитов.
В погоне за международными
карточками и в условиях препятствий
со стороны соответствующих
За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время начнет работать внутрироссийский клиринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.
Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка “Столичный”, откуда и происходит название.
В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. “Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны - сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Системе “Юнион Кард” удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.
Особого внимания заслуживает система “Золотая корона”. Во-первых, это единственная крупная платежная система, центр которой находится не в Москве. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы.
Остановимся на лидирующих платежных системах современного рынка пластиковых карточек:
1. VISA INTERNATIONAL - самая крупная
международная платежная
2. EUROCARD/MASTERCARD - консорциум, состоящий из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично “Визе” - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс. членов). Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн. карточек, около 10 млн. точек обслуживания. Член Совета Директоров от России - г-н А.Поляков (“Мост-банк”).
3. AMERICAN EXPRESS - третья по
величине компания на рынке
пластика, приблизительно 18%. Компания
была организована более 100 лет
назад и первоначально
4. DINERS CLUB INTERNATIONAL - американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году, вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Clab распространилась по всему миру, специализируясь, также как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников. В настоящее время на 100% принадлежит Citicorp. Штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через франчайзы (организации, которым предоставлены права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и агентства (организации, подписавшие с DCI агентские соглашения). В России таким агентом является АО “КОКК”. В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карточек. Diners Club занимает небольшую долю на мировом рынке, приблизительно 1,5%. Выпущено около 7 млн. карточек, которые принимаются в 3 млн. предприятий.
5. JCB INTERNATIONAL - основана в 1961 году. Карточка, выпускаемая несколькими крупными японскими банками в основном для внутри японского использования, но принимаемая по всему миру в основном на базе агентских соглашений. За пределами Японии выпускается только в США и Великобритании, в основном для японцев, проживающих в этих странах. Несмотря на сравнительно большое количество карточек - 29 млн. в 1997 году - и 3,6 млн. точек приема в 142 странах, занимает небольшую часть мирового рынка - приблизительно 35 млрд. долларов США оборота, что соответствует приблизительно 0,3% общемирового оборота.
6. STB-Card - была образована
в 1991 году. Ее учредителями были
АКБ Столичный, Московский