Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:45, контрольная работа
Цель работы — ознакомиться с сущностью платежного баланса и его структурой, факторами, влияющими на платежный баланс.
Второй вопрос, который будет рассмотрен в данной работе — это административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств всех стран мира, их экономических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю торговлю, вывоз капитала, миграции рабочей силы, заключение экономических соглашений, создание международных экономических организаций, обмен научно-технической информацией. Ни одно из современных обществ уже не может существовать изолированно, потому что в этом случае прерывается вся цепочка экономических связей. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.
Цель работы — ознакомиться с сущностью платежного баланса и его структурой, факторами, влияющими на платежный баланс.
Второй вопрос, который будет рассмотрен в данной работе — это административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
1 Платежный баланс государства:
сущность, структура, регулирование.
Динамика международных
1.1 Понятие платежного баланса
Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.
Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.
Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».
Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.
Существеннейшая особенность платежного баланса состоит в том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что совершаются между субъектами валютных отношений разных стран – резидентами (лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями зарубежных государств).
1.2 Структура платежного баланса
Структура платежного баланса состоит из 2 разделов:
- нефинансовых активов,
приобретаемых за рубежом или
реализуемых в ходе
- финансовых активов (купля-продажа акций, облигаций и всех иных ценных бумаг, предоставление торговых кредитов и авансов, ссуд и займов, движение наличной валюты и пр.)).
Платежный баланс включает:
1.Торговый баланс.
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе.Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.
2. Баланс услуг и некоммерческих платежей.
Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.
Особую позицию в платежном балансе занимают односторонние переводы. В их числе:
организации)
- частные операции (переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину). Этот вид операций имеет большое экономическое значение.
3.Баланс движения капиталов и кредитов
Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. Эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.
1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса.
Платежный баланс издавна
является одним из объектов государственного
регулирования. Это обусловлено тем, что
платежным балансам присуща неуравновешенность,
прояавляющаяся в длительном и крупном
дефиците у одних стран и чрезмерном активном
сальдо у других. Государственное регулирование
платежного баланса - это совокупность
экономических, в том числе валютных, финансовых,
денежно-кредитных мероприятий государства,
направленных на формирование основных
статей платежного баланса, а также покрытие
сложившегося сальдо. Существует разнообразный
арсенал методов регулирования платежного
баланса, направленных либо на стимулирования
экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических
операций в зависимости от валютно-экономического
положения и состояния международных
расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом
обычно предпринимаются следующие мероприятия
с целью стимулирования экспорта, сдерживания
импорта товаров, привлечения иностранных
капиталов, ограничения вывоза капиталов.
Нестабильность баланса международных
расчетов влияет на динамику валютного
курса, миграцию капиталов, состояние
экономики. Поэтому выравнивание
платежного баланса требует целенаправленных
государственных мероприятий.
В условиях интернационализации
хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса
в системе государственного
регулирования экономики, наряду с обеспечением
темпов экономического роста, сдерживанием
инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования
платежного баланса служат:
1) государственная собственность, в том
числе официальные золото -
валютные резервы; 2) возрастание доли
(до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого
через государственный бюджет ; 3) непосредственное
участие государства в международных
экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта,
заемщика; 4) регламентация
внешнеэкономических операций с помощью
нормативных актов и органов
государственного контроля.
Дефляционная
политика. Направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает
ограничение бюджетных расходов преимущественно
на гражданские цели, замораживание цен
и заработной платы. Одним из важнейших
ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры:
уменьшение бюджетного дефицита, изменения
учетной ставки центрального банка (дисконтная
политика), кредитные ограничения, установление
пределов роста денежной массы.
Девальвация. Понижение
курса национальной валюты направлено
на
стимулирование экспорта и содержание
импорта товаров. Девальвация стимулирует
экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных
товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Валютные ограничения.
Блокирование инвалютной выручки экспортеров,
лицензирование продажи иностранной валюты
импортерам, сосредоточение валютных
операций в уполномоченных банках направлены
на устранение дефицита платежного баланса
путем ограничения экспорта капитала
и стимулирования его притока, сдерживания
импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.
Важным объектом регулирования
является торговый баланс.
В современных условиях государственное
регулирование охватывает не только сферу
обращения, но и производства экспортных
товаров. Стимулирование экспорта на стадии
реализации товаров осуществляется путем
воздействия на цены (предоставление экспортерам
налоговых, кредитных льгот, изменение
валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной
заинтересованности экспортеров в вывозе
товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты,
страхует их от экономических и политических
рисков, вводит льготный режим амортизации
основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные
льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную
экспортную программу.
В поисках источников погашения дефицита
платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют
средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских
консорциумов, облигационных займов. В
этой связи активно участвуют коммерческие
банки (особенно евробанки) в покрытии
дефицита платежного баланса. Однако банковские
кредиты относительно дорогие и труднодоступны
для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
В связи с активным привлечением
иностранных кредитов для балансирования
платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.
Окончательным методом балансирования
платежного баланса служит использование
официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото
как всеобщее платежное средство используется:
во-первых, в ограниченных размерах и лишь
в последнюю
очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.
Главным средством окончательного
балансирования платежного баланса служат резервы
конвертируемой иностранной валюты.
Вспомогательным средством балансирования
платежного баланса является продажа
иностранных и национальных ценных бумаг
на иностранную валюту.
Активное сальдо платежного
баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней
задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным
государствам, увеличения официальных
золотовалютных резервов, вывоза капитала
в целях создания второй экономики за
рубежом.
Новым явлением стало межгосударственное регулирование
платежного баланса с середины 70-х годов.
Оно возникло как следствие интернационализации
хозяйственных связей и недостаточной
эффективности национального регулирования.
К межгосударственным средствам регулирования
платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного
кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты,
краткосрочные взаимные кредиты центральных
банков в национальных валютах по соглашениям
«своп»;
3.Кредиты международных
валютно-кредитных и
Превышение допустимой в
мировом сообществе нормы задолженности
страны ставит проблемы экономического,
а затем политического характера.
Поэтому в целях уменьшения риска подобной
ситуации страны-должники, в том числе
промышленно развитые, переориентируют
экономическую политику в целях уменьшения
внешнего государственного долга.
Мировой опыт регулирования
платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения
внешнего и внутреннего равновесия национальной
экономики. Это усиливает две тенденции
– партнерство и разногласия - во взаимоотношениях
стран с активным и пассивным платежным
балансом.
Информация о работе Платежный баланс государства: сущность, структура, регулирование