Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:45, контрольная работа
Цель работы — ознакомиться с сущностью платежного баланса и его структурой, факторами, влияющими на платежный баланс.
Второй вопрос, который будет рассмотрен в данной работе — это административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
1.4 Динамика международных резервов России.
Золотовалютные резервы – это запасы золота и иностранных валютных средств, хранящиеся в государственном центральном резервном банке, находящиеся в распоряжении правительственных органов государственной власти и использующиеся для осуществления платежных операций по международным государственным, расчетам, внешнеторговым сделкам, инвестиционным проектам, погашению внутренних и внешних долговых обязательств государства и других случаях, предусмотренных законодательством. Золотовалютные запасы создаются для покрытия временных превышений платежей над поступлениями по международным расчётам. Наличие и объем золотовалютных резервов определяет так называемую международную ликвидность страны, то есть её способность бесперебойно производить платежи по внешним расчётам.
По позиции на 1 марта 2014 г. размер российских международных резервов упал с 498,926 млрд долларов до 493,326 миллиардов, что составило 1,1%.
Такую информацию опубликовал Центральный банк РФ. При рассмотрении динамики более крупного временного отрезка общая картина выглядит таким
же образом. С окончания 2013
года сокращение резервов составило 3,2%
(по отчету на 1 января текущего года сумма
равнялась 509,595 миллиардам долларов).
В течение прошедшего года было зафиксировано
общее понижение суммы резервов международного
характера на 6,2% (на начало марта 2013 года
их объем составлял 526,172 миллиардов). Объем
монетарного золота, составляющего часть
указанного резерва, в прошедшем месяце
был определен в
9% (для сравнения –
январь 2014 года показал 8,4%). Стоимость этой доли резерва на
начало текущего месяца оценивается в
44,588 миллиардов долларов. Таким образом,
наблюдается динамика роста на 6,9% за месяц:
по состоянию на 1 февраля 2014 года эта сумма
составляла 41,715 млрд. долл.
Общий показатель за восемь недель
текущего 2014 года равен 11,5% (стоимость
части резервов, представленных монетарным
золотом, по документам на 1 января составляла
$39,990 миллиардов). Финансовые активы, определяемые
как международный резерв РФ, отличаются
высокой степенью качества и находятся
в ведении правительства и Банка России.
Их размер оценивается и опубликовывается
регулярно по окончанию каждого подотчетного
отрезка времени. Резервы страны международного
характера – это золотовалютные внешние
активы, контролируемые специальными
органами регулирования денежно-кредитных
отношений.(Таблица 1)
Эти ресурсы являются эффективными инструментами, используемыми уполномоченными структурами в любой момент, требующий дополнительного финансирования при ликвидации дефицита платежного баланса. Другие области применения указанных фондов – интервенции валютных рынков для регулировки влияния на колебания курса национальной валюты. Помимо монетарного золота, к международным резервам входят специальные права заимствования, иностранная валюта и резервная позиция в МВФ.
Таблица 1 - Основные показатели международных резервов
Дата |
За период, млн.долл. |
В % к предыдущему периоду |
В % к соотв. периоду |
2014 год |
|||
на 01.01.2014 |
509595 |
98,84 |
94,79 |
на 01.02.2014 |
498926 |
97,91 |
93,76 |
на 01.03.2014 |
493326 |
98,88 |
93,76 |
на 01.04.2014 |
486131 |
98,54 |
92,12 |
2013 год |
|||
на 01.01.2013 |
537618 |
101,78 |
107,81 |
на 01.02.2013 |
532155 |
98,98 |
105,30 |
на 01.03.2013 |
526172 |
98,88 |
102,37 |
на 01.04.2013 |
527708 |
100,29 |
102,77 |
на 01.05.2013 |
533218 |
101,04 |
101,69 |
на 01.06.2013 |
518431 |
97,23 |
101,57 |
на 01.07.2013 |
513772 |
99,10 |
99,89 |
на 01.08.2013 |
512834 |
99,82 |
100,45 |
на 01.09.2013 |
509674 |
99,38 |
99,04 |
на 01.10.2013 |
522580 |
102,53 |
98,62 |
на 01.11.2013 |
524284 |
100,33 |
99,53 |
на 01.12.2013 |
515590 |
98,34 |
97,6 |
2 Административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Диалектика их взаимодействия.
2.1 Государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики – это комплекс мер, воздействий государства на деятельность хозяйствующих субъектов в целях обеспечения нормальных условий рыночного механизма, а также для корректировки и установления основных экономических процессов.
Среди методов регулирования государственной экономики по форме влияния выделяют прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования осуществляются путем использования административных средств, которые основаны на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. В свою очередь косвенное регулирование экономики осуществляется с помощью различных мер экономической политики.
Административные — это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, природной среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.
Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования. Другими словами применение экономических методов государственного регулирования экономики дает возможность создавать экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.
Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики государства, других направлений государственной экономической политики.
Деятельность предприятий (организаций) с государственной формой собственности регулируется, в основном, административными методами, а с негосударственной – экономическими. Хотя и использование административных рычагов управления, особенно в условиях России, на предприятия второго типа не исключаются.
2.2Различие между методами государственного регулирования.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами
экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.
15
Подведя итоги данной работы, в которой было рассмотрено два вопроса, можно сделать следующие выводы.
1. Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как Центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.
Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий платежный баланс, главным образом за счет положительного торгового баланса.
Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитала платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России.
Важными компонентами государственного регулирования экономики – это его методы в первую очередь. С их помощью формируются ресурсы, обеспечивающее организующее воздействие государства на экономику.
По характеру выделяют два основных метода: административный и экономический. Экономические методы направлены на многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, также создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющие балансировать частные и общественные интересы.
Информация о работе Платежный баланс государства: сущность, структура, регулирование