Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа
Экономический анализ — это комплексный метод изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на состояние и динамику развития экономического субъекта.
Предметом изучения экономического анализа является предприятие, его организационная структура, активы и обязательства. Экономический анализ, по своему определению, имеет дело с хозяйственными процессами, которые включают в себя производство и реализацию продукции с использованием основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли и так далее. Следовательно, объектом изучения экономического анализа можно считать хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Введение……………………………………………………………….стр.3
1. Периоды в экономическом анализе………………………………стр.4
2. Метод сравнительной статики……………………………………стр.7
3. Показатели эластичности………………………………………..стр. 13
Заключение…………………………………………………………...стр.24
Список использованной литературы……………………………….стр.25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Периоды в экономическом анализе………………………………стр.4
2. Метод сравнительной статики……………………………………стр.7
3. Показатели эластичности………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….стр.25
Введение
Экономический анализ —
это комплексный метод
Предметом изучения экономического анализа является предприятие, его организационная структура, активы и обязательства. Экономический анализ, по своему определению, имеет дело с хозяйственными процессами, которые включают в себя производство и реализацию продукции с использованием основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли и так далее. Следовательно, объектом изучения экономического анализа можно считать хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Объективный характер имеют такие факторы как изменения рыночных цен на сырьё, материалы, оборудование, происходящие в соответствии с определёнными экономическими законами. Факторы, которые носят субъективный характер, зависят от решений и действий человека, связаны с его конкретной деятельностью. Например, неправильно определенные позиция предприятия на рынке, перспективы развития рыночной ситуации и перспективы развития предприятия приведут к отрицательным финансовым и другим результатам. Успех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, таким образом, зависит от умелого планирования, качества оперативных решений, принимаемых конкретными исполнителями.[2]
В данной курсовой работе рассмотрим для чего нужны временные периоды в экономическом анализе, изучим один из методов экономического анализа - метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
Краткосрочный период – в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности, но в то же время достаточный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.
Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.[3]
В отличие от долгосрочного
в краткосрочном периоде объем производственных
мощностей остается неизменным. В течение
краткосрочного периода производитель
не успевает изменить размер производственных
площадей, количество применяемого оборудования.
В краткосрочном периоде число фирм на
рынке не изменяется, поэтому остается
неизменной рыночная цена. Экономическая
прибыль не может быть на нулевой отметке.
В долгосрочном же периоде производитель
может изменить и количество применяемого
оборудования, и размер производственных
мощностей. Кроме того, в долгосрочном
периоде может измениться число фирм на
рынке, поскольку отсутствуют какие-либо
барьеры экономического или юридического
характера для вступления на рынок. В результате
процесса свободного входа и выхода на
рынок новых фирм возможна нулевая экономическая
прибыль.
Каково же будет поведение конкурентной
фирмы в краткосрочном периоде, если фирма
встанет перед выбором - прекращать производство
или производить некоторое количество
продукции? В краткосрочном периоде конкурентная
фирма может работать с убытками, поскольку
рассчитывает получить прибыль в будущем.
Каково же условие прекращения производства?
Для того чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо проанализировать соотношение
цены (Р) и средних переменных издержек
(AVC). Если цена окажется выше средних переменных
издержек, то соответственно доход, приносимый
каждой единицей выпуска, будет полностью
покрывать переменные издержки и частично
постоянные. Однако постоянные издержки
должны покрываться всегда: и когда продукция
выпускается, и когда ее выпуск приостановлен.
Поэтому возникает необходимость продолжать
производство для их частичной оплаты.
В случае если цена окажется ниже средних
переменных издержек, то как постоянные,
так и переменные издержки не смогут оплачиваться
полностью. В данной ситуации производство
продукции целесообразнее приостановить.
Однако это не означает полного закрытия
производства. Но если фирма в состоянии
оплачивать постоянные издержки, то она
может оставаться на рынке и продолжать
производство в случае повышения цен.
Конечно, некоторые фирмы, не выдержав
столь жесткого положения долго, вынуждены
будут покинуть отрасль. Если представить
данную ситуацию графически, то точкой
ухода фирмы с рынка будет точка А (рис.
9.6).
Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде
экономическая прибыль
Рис. 9.7. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Выводы
1. Фирма - это объединение однородных
или смежных предприятий, использующее
ресурсы для производства товаров и услуг
с целью получения прибыли.
2. Рыночная
структура представляет собой совокупность
отраслевых признаков организации рынка,
которые обусловливают способы установления
цен и объем выпуска продукции, а также
определяют характер взаимодействия фирм
конкретной отрасли.
3. Рыночная власть представляет
возможность для фирмы оказывать на цену
влияние и повышать экономическую прибыль,
ограничивая при этом объем производства
и сбыта.
4. Краткосрочный
период деятельности совершенно конкурентной
фирмы отличается от долгосрочного неизменностью
объема производственных мощностей и
количества фирм на рынке.
5. В краткосрочном
периоде совершенно конкурентная фирма
прекратит свое производство в случае
равенства цены минимуму средних переменных
издержек.
6. Экономическая
прибыль совершенно конкурентной фирмы
в долгосрочном периоде равна нулю, поскольку
это обеспечивает фирме возможность сохранения
своих позиций на рынке и получения в краткосрочном
периоде максимальной прибыли. [4]
В статических моделях
фактор времени явно не учитывается.
Они представляют собой как бы
мгновенные "фотоснимки" динамических
процессов. Сравнение таких мгновенных
состояний называют методом сравнительной
статики. При этом обычно сравниваются
различные равновесные
Хотя многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.
Метод сравнительной статики
можно проиллюстрировать
Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют "нормальный" (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.6,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2- На рис. 2.6,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании
метода сравнительной статики принято
различать три периода. Первый, в
котором все факторы
В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7,а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 2.7,6). При цене РEo продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK- Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например РE2, объем предложения составит QE2 тогда как количество товара в размере QK - QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.
В течение короткого периода
неизменными считаются
В коротком периоде линия предложения (рис. 2.8) также состоит из двух сегментов.
Первый, имеющий положительный
наклон, ограничен по оси абсцисс
точкой, соответствующей
Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения - размером производственных мощностей.
Наконец, в длительном периоде
производитель может не только варьировать
интенсивность использования
В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены.
В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.
На рис. 2.10 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0- линия предложения, a D0D0 - линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK. Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1D1, лежащей правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0, но ниже, чем Р1, и объеме производства Q2 большем, чем QK.