Полезность блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Известно, что, потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, например, ограниченность потребительского дохода. Но, несмотря на это, потребитель нацелен на максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретаемых им товаров и услуг, ориентируясь на имеющийся доход, личные пристрастия с учетом цен на эти товары или услуги.

Содержание работы

Введение.
Полезность блага и её виды………………………………………..5
Предпочтения потребителей и их графическое изображение…..13
Границы потребления…………………………………………..….22
Рациональный выбор потребителя.………………………….……27
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 256.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение.

  1. Полезность блага и её виды………………………………………..5
  2. Предпочтения потребителей и их графическое изображение…..13
  3. Границы потребления…………………………………………..….22
  4. Рациональный выбор потребителя.………………………….……27

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

         В процессе своей жизнедеятельности человек должен утолять голод, жажду, потребность в одежде, в крыше над головой, защищаясь от неблагоприятных погодных условий, противостоять болезням и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности.

Известно, что, потребности  человека практически неутолимы, поскольку  всегда существуют ограничения для  их полного удовлетворения, например, ограниченность потребительского дохода. Но, несмотря на это, потребитель нацелен  на максимальное удовлетворение своих  потребностей, получение максимальной полезности от приобретаемых им товаров  и услуг, ориентируясь на имеющийся  доход, личные пристрастия с учетом цен на эти товары или услуги.

А производитель, стремится  получить максимальную прибыль в  процессе хозяйственной деятельности с учетом спроса на создаваемую им продукцию, цен на ресурсы и т.д.

Поэтому возникает необходимость  экономически эффективного выбора, то есть «эффективного использования  ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью  достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём  использования различных благ и  ресурсов. Известно, что экономические  ресурсы взаимопереплетены, мобильны, и главное, взаимозаменяемы, хоть и  не полностью. Это позволяет в  условиях ограниченности ресурсов найти  наиболее рациональное их сочетание.

Ограниченный ресурс денежного  дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что вопросы, затронутые в ней, имеют огромное практическое значение как для каждого  отдельного человека или группы людей, в виде потребителей или производителей,  так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической  системы.

 «Теория потребительского  выбора» поможет разобраться,  каким образом потребители распределяют  свои доходы, приобретая различные  товары и услуги, на что ориентируют  свое внимание и почему отдают  свои предпочтения той или  иной группе товаров.  

Не пользуясь или попросту не владея знаниями о «теории потребительского выбора» производитель, совершает  большую ошибку, которая приводит к неориентированному на потребителя  производству товаров или услуг, что влечет за собой нерентабельность и как следствие – недополучение  прибыли.

Так, большинство производителей не изучают теорию потребительского выбора, а действуют «по ситуации», которая ясно отражена в теории, т.е. учатся на своих собственных  ошибках, когда их можно было бы легко  избежать….     

Цель написания работы: изучение теории потребительского выбора,  как одной из теорий поведения  потребителя. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского выбора в рамках теории поведения потребителя; проанализировать роль и значение теории полезности; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя.

 

 

           1.  Полезность блага и её виды.

 

   Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности ≈ ютилах (от англ. utility ≈ полезность).

     В частности, предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок ≈ 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты ≈ 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина ≈ 63 ютила и т.д.

      Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности ≈ для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора.           Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

       Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze ≈ нем.). "Потребность в наркотических веществах, ≈ писал он, ≈ несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, ≈ они только годны как вещество для опьянения".1

       Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, образованным им от греческого iojelimoz, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite ≈ фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".2

      В поддержку термина "желаемость" высказывался и известный американский экономист и статистик И. Фишер. "Полезность, ≈ считал он, ≈ является наследием Бентама и его теории удовольствия и страдания".3 Фишер указывал и на предпочтительность антонима "нежелательность" по сравнению с "бесполезностью". (Совсем неудачен употребляемый в нашей современной литературе антоним "антиполезность").

    Тем не менее термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.

    Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

                             TU = F(QA, QB, ..., QZ),        (3.1)

где TU ≈ общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ ≈ объемы потребления товаров  А, В, ..., Z в единицу времени.

Большое значение имеют предположения  о характере функции общей  полезности.

           Зафиксируем объемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара А (например, яблок). В верхней части рис. 3.1,a изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 3.1,а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).        

      В нижней части рис. 3.1,а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

      Предельная полезность ≈ это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная  общей полезности товарного набора (3.1) по объему потребления г-того товара:

 

 

 

     

     Предельная полезность ≈ это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная  общей полезности товарного набора (3.1) по объему потребления г-того товара:

 

 

 

      Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q▓'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

       Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г.4 Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

      Принцип убывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основному психофизическому закону Вебера-Фехнера,5 характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.

       Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая ≈ отрицательна:

 

 

      Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая.

       Такая ситуация показана на рис. 3.1,6. В интервале от нуля до Q'A общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q▓'A общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L') до нуля. Математически это означает, что на участке от нуля до Q'A и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:

 

 

 

   Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрицательна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке не отдельные акты потребления (в нашем примере ≈затяжки), а определенные блага (в нашем примере ≈ сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынке товаров первый закон Госсена (3.3) выполняется.

      Предположим теперь, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары A, B, ..., Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA, PB, ┘,PZ товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.).

При этих предположениях потребитель  достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров  таким образом, что:

  1. для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,... имеет место

 

 

 

где MUA, MUB, MUC ≈ предельные полезности товаров А, В, С; l ≈ некоторая  величина, характеризующая предельную полезность денег;6

  1. для всех непокупаемых им товаров Y, Z,... имеет место

 

 

Докажем первую часть утверждения.

    Предположим обратное: товары А и В реально покупаются потребителем, но MUA/PA > MUB/PB. Для определенности предположим, что МUA = 40 ютилов в расчете на килограмм, PA = 2 руб. за килограмм, МUB = 20 ютилов в расчете на килограмм, PB = 4 руб. за килограмм. В результате

Информация о работе Полезность блага