Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа
Известно, что, потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, например, ограниченность потребительского дохода. Но, несмотря на это, потребитель нацелен на максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретаемых им товаров и услуг, ориентируясь на имеющийся доход, личные пристрастия с учетом цен на эти товары или услуги.
Введение.
Полезность блага и её виды………………………………………..5
Предпочтения потребителей и их графическое изображение…..13
Границы потребления…………………………………………..….22
Рациональный выбор потребителя.………………………….……27
Заключение.
Список литературы.
Лишь I квадрант интересовал создателей теории и лишь в I квадранте существует проблема выбора и ее оптимальное решение.
Количественная и порядковая теории полезности ≈ это теории, построенные на основе различных предположений о поведении потребителей. Тем не менее в этих теориях можно обнаружить много общего.
В частности, кривые безразличия в порядковой теории можно рассматривать как линии уровня функции общей полезности TU = F(X,Y) в количественной теории.
Предположение об уменьшающейся предельной норме замещения в порядковой теории имеет тот же смысл, что и предположение о понижающейся предельной полезности в количественной теории. Только во втором случае полезность товаров оценивается в ютилах. В первом же случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается объемом другого товара, которым потребитель согласен пожертвовать.
Кроме того, можно показать, что
MUX/MUY = MRSXY (3.8)
Увеличим количество товара X в наборе на очень незначительную величину DX. В результате общая полезность набора увеличится на MUXDX. Определим теперь, на сколько единиц необходимо сократить количество товара Y, чтобы общая полезность товарного набора не изменилась. Для этого MUXDX нужно разделить на MUY:
DY = MUXDX/MUY
Знак минус необходим, поскольку X и Y меняются в противоположных направлениях. Последнее равенство можно преобразовать к виду
MUX/MUY = -DY/DX (3.9)
Напомним, что DX и DY выбраны такими, что общая полезность набора остается неизменной. Следовательно,
.
3. Граница потребления.
Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.
Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:
I = PXX + PYY (3.10)
Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (3.10) к следующему виду:
Y= I/РXХ +I/ PYY (3.11).
Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 3.8 эта линия первоначально занимает положение KL.
Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход / израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести I/PX единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна I/PX. Аналогично можно показать, что длина отрезка ОК равна 1/РY. Наклон бюджетной линии равен ≈РX/РY ≈ коэффициенту при X в уравнении (3.11).
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно / руб. и являются потому доступными для нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Как изменится положение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и цен на товары? Допустим сначала, что доход потребителя уменьшается до I < I, цены на товары при этом остаются неизменными. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение К'L'. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Предположим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же товара Y понизилась до РY < РY. Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и РX. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К". Читатель может без труда определить, что случится с бюджетной линией при повышении РY, повышении или понижении РX.
Совместим теперь на рис. 3.9 карту безразличия нашего потребителя с его бюджетной линией KL.
Какой товарный набор выберет потребитель? Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия, ведь при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. По аналогичным причинам потребитель не выберет точку В. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается некоторой кривой безразличия U2. Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит XE единиц товара X и YE единиц товара Y.
В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен ≈РX/РY, наклон кривой безразличия равен ≈MRSXY. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство
РX/РY = MRSXY (3.12)
Условие оптимума потребителя (3.12) можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.
Равенство (3.12) в порядковой теории полезности имеет такой же смысл, что и равенство (3.4) в количественной теории. Действительно, согласно MRSXY = MUX/MUY
Подставив MUX/MUY = MRSXY в (3.12), получаем условие оптимума потребителя в следующем виде:
РX/РY = MUX/MUY или MUX/РX = MUY/РY (3.13)
Последнее равенство совпадает с равенством (3.4).
Оптимальное решение, представленное на рис. 3.9, называют часто внутренним, поскольку точка Е лежит "внутри" двумерного пространства товаров, точнее ≈ его I квадранта. Однако в некоторых ситуациях бюджетная прямая и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и, значит, точки касания их вообще не существует. В этом случае оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой, одной из осей координат и кривой безразличия.
На рис. 3.10 бюджетная прямая KL ограничена точками К, где X = 0, и L, где Y = 0. Оптимум потребителя достигается либо в точке К (рис. 3.10,о), если
MRSXY ≤ РX/РY
либо в точке L (рис. 3.10,б), если
MRSXY ≥ РX/РY
В первом случае наклон кривой безразличия в точке К меньше или равен наклону бюджетной прямой, во втором наклон кривой безразличия в точке L больше или равен наклону бюджетной прямой.
Из всех доступных потребителю наборов набор К (рис. 3.10,а) и набор L (рис. 3.10,6) лежат на наиболее удаленных от начала координат кривых безразличия. Набор К не содержит товара X, набор L ≈ товара Y. Естественно, для точек К и L условие (3.12) может и не выполняться. Угловое решение в порядковой теории полезности соответствует условию (3.5) в количественной теории.
4. Рациональный выбор потребления.
Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый — потребности потребителя не ограничены. Второй — финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами.
Ограниченные возможности
потребителей определены
В свою очередь,
потребительский бюджет есть
часть семейного бюджета,
Из формулы видно,
что потребительский бюджет
|
Рис. 4.1. |
Пропорция, в которой доходы распадаются на расходы и сбережения, зависит прежде всего от величины дохода. Как правило, выше доход — больше доля сберегаемых средств (рис. 4.1). Рисунок показывает когда доходы, откладываемые на оси X, достигают определенной величины (0Y1), появляется возможность сберегать часть их. Например, при доходах в 0Y2 сберегается сумма величиной 0S1. Остальное идет на потребление, определяя величину потребительского бюджета.
|
Рис. 4.2. |
Размеры бюджета предстают
в качестве фактора,
Для простоты понимания смысла бюджетного ограничения предполагается, что весь бюджет используется для приобретения двух товаров — У и X. Бюджет можно использовать либо для приобретения товара У в количестве ОУ, либо товара X в количестве ОХ, либо того и другого, например, в количестве 0X1 и0У1.
Рисунок показывает,
что возможны различные
Конкретный выбор
между разными товарами в
Прежде всего, на него влияют потребности, требующие удовлетворения. Есть потребности, удовлетворение которых не представляется обязательным в данный период времени. Их удовлетворение можно перенести на будущее, не тратя средства текущего бюджета. Очевидно, что чем настоятельнее потребность, тем настоятельнее необходимость использования средств на приобретение соответствующих товаров. Так что не только весь полученный доход может быть направлен в потребительский бюджет, но и те средства, которые ранее сберегались. При таких условиях в данный период времени расходы потребителя могут складываться из текущих доходов и сбережений: С = Y + S.
Потребительский выбор
зависит и от цен на товары,
которые предполагается
На выбор влияет и
качество товаров, отражающее
их полезность. Здесь немаловажную
роль играет информация о
Следует особо указать
на то, что часто выбор делается
не просто исходя из оценки
полезности товара вообще, а из
оценки предельной полезности
товара, то есть полезности
Завершая данный вопрос,
напомним, что каждый потребитель,
имея ограниченный бюджет, стремится
максимизировать степень
Итак, у каждого потребителя
есть свой бюджет, используемый
для приобретения необходимых
ему товаров. Как он его