Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Процесс принятия решения потребителем состоит из этапов:
1) осознание потребителем наличия проблемы;
2) информационный поиск
3) оценка и выбор альтернатив покупки;
4) покупка;
5) использование покупки;
6) оценка решения;
7) освобождение.

Содержание работы

Введение

1 Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности……..
4
2 Проблема потребительского выбора……………………………………...
5
3 Количественный (кардиналистский) подход полезности………………
6
4 Порядковый (ординалистский) подход полезности……………………
9
5 Кривые безразличия и бюджетная линия………………………………
11
6 Равновесие (оптимум) потребителя………………………………………
15
7 Практическая часть………………………………………………………...
17
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ординалистская теория полезности.docx

— 194.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1 Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности……..

4

2 Проблема потребительского выбора……………………………………...

5

3 Количественный (кардиналистский) подход полезности………………

6

4 Порядковый (ординалистский) подход полезности……………………

9

5 Кривые безразличия и бюджетная линия………………………………

11

6 Равновесие (оптимум) потребителя………………………………………

15

7 Практическая часть………………………………………………………...

17

Заключение

 

Список использованной литературы

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают  люди во время приобретения, потребления  товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение  потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» – в том смысле, что  продавцу легче разрабатывать стратегии  влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают  определенные товары или марки.

Содержательную основу поведения  потребителей составляют процессы принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой поведения потребителей является жизненный (организационный) стиль. Отмечено, что  конечные потребители покупают для  того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.

Процесс принятия решения  потребителем состоит из этапов:

1) осознание потребителем  наличия проблемы;

2) информационный поиск

3) оценка и выбор альтернатив  покупки;

4) покупка;

5) использование покупки;

6) оценка решения;

7) освобождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности

 

Потребности людей, порождаемые  биологическими, духовными, социальными  и другими обстоятельствами, безграничны. Все потребности одновременно удовлетворить  невозможно. Человек стремится удовлетворить  в первую очередь те потребности, которые принесут ему наибольшую выгоду, или, как принято говорить в экономике, полезность.

Полезность блага (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.

В микроэкономике существует два подхода к определению  полезности блага: количественный (кардиналистская теория) и сравнительный (ординалистская теория).

Количественный подход построен на непосредственном изменении полезности благ в условных единицах полезности — ютилях (utility — U).

В сравнительном подходе  конкретные цифровые значения полезности не рассматриваются, а сравнивается отношение потребителя к различным  комбинациям благ.

Закон убывающей предельной полезности: в процессе увеличения количества потребленного  товара или услуги его полезность от потребления каждой дополнительной единицы уменьшается (I закон Госсена).

 

Потребитель приобретает  разные товары, расходуя определенные суммы денег. Поэтому ему надо учитывать не только полезность, но и цену товара. При этом потребитель  стремится достичь равного удовлетворения от каждой суммы денег, потраченной  на каждый приобретенный товар.

При рациональном поведении  потребителя на рынке выполняется  условие равенства предельных полезностей  на единицу цены каждого товара (II закон Госсена).

Математическое выражение  потребительского равновесия:

 

где MU (marginal utility) — предельная полезность; Р (price) — цена.

2 Проблема потребительского выбора

 

Теория спроса должна давать ответ на следующие важнейшие  вопросы: сколько единиц каждого товара будет закупать потребитель при тех или иных условиях (данном доходе и данных ценах) и как будет изменяться объем закупок потребителя при изменении этих условий (дохода и цен)? Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, экономисты должны вначале обратиться к поведению потребителя и описать каким-то образом механизм потребительского выбора.

Вообще говоря, каждый из нас постоянно и ежедневно  сталкивается с множеством самых  различных, связанных с выбором  ситуаций (причем не только в области  потребления) от относительно простых (как провести свободный вечер? каким способом добраться до работы? брать ли на улицу зонтик? и т. д.) до значительно более сложных.

Во-первых, ситуация выбора предполагает, что есть из чего выбирать, или, иными словами, имеются несколько (по крайней мере два) возможных вариантов выбора. Вариантов выбора может быть очень много, однако лишь в сказках, когда добрый волшебник предлагает герою исполнение любого желания, возможности выбора могут быть безграничны. В действительности наши возможности всегда ограничены тем или иным образом, а, следовательно, ограничено и множество доступных вариантов выбора. Так, для человека, выбирающего профессию, отсутствие слуха делает недоступной профессию музыканта, а слабое зрение профессию шофера. Если у вас в распоряжении три часа свободного времени, то имей вы хоть миллиард долларов в кармане, вам все равно не удастся совершить кругосветное путешествие.

Очевидно, что и в потребительском  выборе множество доступных потребителю  наборов благ ограничено доходом  потребителя и ценами благ.

Во-вторых, ситуация выбора подразумевает, что из всего множества  доступных вариантов необходимо выбрать какой-либо один вариант. Задача эта, как мы отмечали, в общем нелегка и в принципе может быть решена двумя способами: либо выбирающий, имея в голове некий критерий выбора, сравнивает все доступные альтернативные варианты и выбирает вариант, самый предпочтительный по этому критерию; либо он, не имея критерия выбора или не будучи способен сравнить доступные варианты, вынужден совершить выбор каким-либо случайным образом.

Итак, потребитель выбирает самый предпочтительный для себя набор благ из всего множества  доступных ему наборов (которое  определяется доходом потребителя  и ценами благ).

 

 

 

 

 

3 Количественный (кардиналистский) подход полезности

 

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворения, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921) и Л. Вальрас (1834–1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Сторонником этой теории был А. Маршалл.

Экономисты считали, что  полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами  труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения  потребности в нем.

Количественный подход к  анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую  теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов  выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

 

TU = F (QA, QB, …, Qz),

 

где TU – общая полезность данного набора благ; Q,A, Qв, Qz – объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 1,2).

Полезность, выраженная в  денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

 

Рисунок 1- Общая полезность

Рисунок 2 - Предельная полезность

 

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рисунке  3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь Qв дополнительной полезности.

 

Рисунок 3 - Убывающая предельная полезность

Принцип (закон) убывающей  полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810–1859), сформулировавшего его в 1854 г.

Данный закон заключает  в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что  по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая  полезность возрастает замедленно.

Следует отметить, что закон  убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев  предельная полезность последующих  единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших  порций делимых благ.

Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Порядковый (ординалистский) подход полезности

 

Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845–1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848–1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867–1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель  измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости  поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Информация о работе Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности