Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Процесс принятия решения потребителем состоит из этапов:
1) осознание потребителем наличия проблемы;
2) информационный поиск
3) оценка и выбор альтернатив покупки;
4) покупка;
5) использование покупки;
6) оценка решения;
7) освобождение.

Содержание работы

Введение

1 Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности……..
4
2 Проблема потребительского выбора……………………………………...
5
3 Количественный (кардиналистский) подход полезности………………
6
4 Порядковый (ординалистский) подход полезности……………………
9
5 Кривые безразличия и бюджетная линия………………………………
11
6 Равновесие (оптимум) потребителя………………………………………
15
7 Практическая часть………………………………………………………...
17
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ординалистская теория полезности.docx

— 194.42 Кб (Скачать файл)

 

Определите:

- какой объем производства  выберет монополия и соответствующий  ему уровень цены;

- прибыль и сверхприбыль монополии, которую она получает за счет возможности контроля над ценой.

 

Решение:

 

Поскольку цена, выраженная из линии спроса, равна Р = а – bQ, то составим уравнение выражающее спрос на продукцию монополии:

Подставив пару значений (P,Q) = (20,0) найдем коэффициент а в уравнении:

20 = a – b*0

а=20

Подставив пару значений (P,Q) = (17,1) найдем коэффициент b в уравнении:

17 = 20 – b*1

b=3

Таким  образом уравнение прямой описывающей спрос на продукцию монополии имеет вид:

P=20-3Q

 

Общая выручка 

TR = Р × Q = aQ - bQ2

TR = Р × Q = -9*Q – 0,00005*Q2 ,тогда предельная выручка

MR = -9 - 2bQ

 

Условие максимизации прибыли для монополиста:

MC = MR

Предельные издержки из-за отсутствия уравнения описывающего ТС рассчитаем по формуле:

МС = ∆ТС / ∆Q

 

ТС, тенге

10

15

18

25

35

49

68

ΔТС

-

5

3

7

10

14

19

ΔQ

-

1

1

1

1

1

1

МС

 

5

3

7

10

14

19


 

Решим данную задачу графически:

Из графика видно что монополист максимизируя свою прибыль выберет объем производства Q=2,5 при цене P=20-3Q=20-3*2,5=12,5.

 

На конкурентном рынке  равновесие было бы достигнуто в точке  пересечения МС и D при Рс=МС, но при монополии выпуск будет ниже и цена выше МС.

Доход получаемый монополистом:

TR=2,5*12,5=31,25

Прибыль монополиста:

П = 12,5*2,5 – 21,9 = 9,35

ТС(2,5) = 21,9 определено по графику

Сверхприбыль:

СП= Пмонопольн – Пконкурент = (2,5*12,5-22) – (3,6*9- 30,5) = 7,45

 

Задача 6.

Какую цену выгодно установить монополисту, если постоянные издержки составляют 250 тысяч тенге в год,  переменные затраты на единицу товара - 5 тенге, а величина спроса при цене, равной 6 тенге достигает 300 тысяч  штук в год и падает на 10 тысяч  штук при увеличении цены на каждые 50 тиын? Учтите, что по данным исследования рынка, кривая спроса представляет собой отрезок прямой.

 

Решение:

 

Совокупные издержки монополиста  состоят из постоянных и переменных издержек:

ТС = TFC + TVC

ТС = 250 000 + 5*Q

MC = dTC / dQ = 5

 

Составим уравнение прямой описывающей спрос:

P = a-bQ

Для этого составим систему  уравнений:

6 = а - b * 300 000

21 = а - b * 0

а= 21; b= 0,00005

P = 21 – 0,00005*Q

TR = Р × Q = aQ - bQ2

тогда предельная выручка

MR =21 – 2*0,00005*Q

MR = 21- 0,0001Q

Условие максимизации прибыли  для монополиста:

MC = MR

5 = 21 – 0,0001Q

Q = 160 000 шт.

Таким образом монополист установит объем выпуска Q= 160 000 соответствует цене P=13 тенге за ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Поведение потребителя зависит  от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность (total utility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу.

Основами кардиналистской концепции являются:

  1. Спрос определяется полезностью
  2. Полезность имеет абсолютное измерение.

Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

  1. Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.
  2. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.
  3. Инструментальный анализ спроса потребителя.

Инструментами анализа выступают  кривые безразличия и бюджетная  линия.

Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Макконнелл, К. Экономикс / К. Макконнелл, С. Брю – М.: Инфра-М, 1992. – 504 с.
  2. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: учебник для ВУЗов /под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 1999. – 544 с.
  3. Бункина, М.К. Макроэкономика (основы макроэкономической политики): учеб. пособие / М.К. Бункина, В.А. Семенов. - М.: ДИС, 1996. – 320 с.
  4. Долан, Э. Дж. Макроэкономика: [пер. с англ.] /Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. - СПб., 1994. – 448 с.
  5. Костюк, В.Н. Макроэкономика: курс лекций /В.Н. Костюк. - М.: Дело, 1998. – 321 с.
  6. Ларрен, Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход /Ф.Б. Ларрен,  Дж. Д. Сакс. -  М.: Юрайт - Издат, 1996. – 504 с.
  7. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник /Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича  - 6 изд., перераб. и доп.  - М.: Изд-во МГУ: Дело и Сервис, 2004. – 446 с.
  8. Бугаян, И.Р. Микроэкономика: учеб. пособие для ВУЗов /И.Р. Бугаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 208 с.
  9. Мэнкью, Н.Г.  Принципы макроэкономики:[пер. с англ.] /Н.Г. Мэнкью. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 576 с

 


Информация о работе Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности