Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:51, научная работа
Экономические отношения Украины и РФ рассматриваются в моей работе как отношения между двумя суверенными государствами, которые образовались в границах бывшего единого экономического пространства СССР и должны строить качественно новые взаимоотношения в экономической сфере на равноправных основах, взаимном уважении государственных суверенитетов, территориальной целостности и национальных экономических интересов обеих сторон.
Введение
Раздел 1. Анализ проблем и перспектив развития российско-украинских экономических отношений…………………………………………………………………….
Современное состояние внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией…………………………………………………………………..
Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений……………………………………………………………...
Раздел 2. Соглашения и договоры, подписанные для улучшения торгово-экономических отношений между Россией и Украиной……………………………………………………………………...
Раздел 3. Причины и последствия первого и второго торгово-экономического кризиса между Украиной и Россией……………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………………………………
2. В Украине отсутствует
реально работающее
Одним из путей решения указанных проблем должна стать организация активного взаимодействия парламентариев двух стран с целью гармонизации законодательно-нормативной базы государств и исключения возможности принятия нормативных правовых актов, нарушающих принципы договоров и соглашений, подписанных в рамках двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Украиной, сдерживающих развитие товарооборота между обеими странами.
3. В настоящее время назрела острая необходимость задействования тех направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными. Речь идет о реальном развертывании двустороннего межрегионального сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса. Очевидно, что надо и расширять «географию» связей украинских регионов с Россией, и насыщать их конкретным содержанием.
Следует особо отметить, что недопустимо медленно осуществляется реализация решений по вопросам развития межрегиональных связей обеих стран, принятых на межправительственном уровне. Кроме того, хозяйствующие субъекты российских и украинских регионов (особенно на среднем и малом бизнес-уровнях) испытывают острый недостаток в информации о часто меняющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, в подборе надежных деловых партнеров, их коммерческих предложениях, в юридическом сопровождении сделок, о возможностях участия в приватизации объектов хозяйствования в Украине и России. Все это существенно сдерживает процессы образования и развития устойчивых деловых связей и, как следствие, товарообмена на этом уровне.
4. Необходимо также решить комплекс вопросов, связанных с упрощением действующих процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров на украинско-российской границе. В настоящее время значительная часть времени на российской и украинской таможнях тратится на таможенные (практически дублирующие друг друга) процедуры.
Правовой базой торгово-
- авиастроение;
- металлургия;
- топливно-энергетический комплекс;
- ракетно-космическая и химическая промышленности;
- сельское хозяйство.
Этими документами предусматривается проведение мероприятий по согласованию стратегии осуществления экономических реформ, углублению экономической интеграции на основе гармонизации хозяйственного законодательства, согласованию финансовой, инвестиционной и таможенной политики, сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации при разработке и изготовлении современной наукоемкой продукции.
В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, модель экономических отношений должна строиться на основах равноправного партнерства и взаимовыгодной интеграции рыночно ориентированных экономических систем суверенных государств. Реализация положений указанных документов дает возможность наладить сотрудничество в различных областях экономики, расширить поставки оборудования, строительных машин и товаров отечественной промышленности; реализовать проекты по созданию совместных предприятий; выполнять совместные научно-технические разработки и внедрять новейшие технологии; реализовывать межгосударственные экономические программы и т.п.
Раздел 2.
Соглашения и договоры, подписанные для улучшения торгово-экономических отношений между Россией и Украиной.
Созданная за семнадцать лет
независимости нормативно-
Несколько важнейших базовых нормативных документов, подписанных для организации межэкономических отношений Украины и России:
1. «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве», подписанный в 1997 г. ;
2. « Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг.» был подписан в 1998 г. ;
3. « Программа межрегионального и пограничного сотрудничества на 2001-2007 гг.», принятая в 2001 г. ;
4. «Соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере», подписанное в 2002 г. ;
5. « Договор об украино-российской государственной границе» был взаимосогласован в 2003 г. ;
6. « Программа экономического сотрудничества на 2008-2010 гг.», созданная в 2007 г. .
Широкий круг документов призван
регулировать сотрудничество в гуманитарной,
политической, информационной и консульской
сферах деятельности украинского и
российского обществ. Однако качественного
улучшения двустороннего
Также между РФ и Украиной было заключено множество соглашений в различных сферах экономики:
- тяжёлой промышленности (металлургии);
- транспорта и транзита
природных ископаемых(газа и
- топливно-энергетического комплекса.
Раздел 3.
Причины и последствия первого и второго торгово-экономического кризиса между Украиной и Россией.
Первый торгово-экономический кризис
Тесная взаимосвязь России и Украины обосновывается как их геополитическим положением, так и общей историей, повлекшей за собой тесное переплетение этнических, языковых, экономических, а также множества других связей.
Россия объективно является
важнейшим стратегическим партнером
Украины, прежде всего в основополагающем
- экономическом - аспекте; на протяжении
всех лет независимости она прочно
удерживает первое место в числе
основных внешнеэкономических партнеров
Украины: на нее приходится около 40%
украинского внешнеторгового
Важным фактором, воздействующим на отношения РФ и Украины, является политика балансирования последней на противоречиях между США и РФ. Для России позиция Украины особенно значима в связи с тем, что после продвижения НАТО на восток она оказывается на линии нового раздела Европы, и от ее политики во многом будет зависеть безопасность России. Тем не менее отношения этих двух государств носят противоречивый характер, поскольку, с одной стороны, государства имеют давние тесные связи, а с другой - в основе позиции Украины лежит желание максимально избавиться от российского влияния. Так, первый кризис в отношениях двух государств возник в связи с постановлением и заявлением относительно Республики Крым от 21 и 22 марта 1992 года, которым Верховный Совет РФ фактически поставил под сомнение территориальную целостность Украины. Видимо, стремлением избавиться от российского влияния объясняется политика Украины в отношении СНГ. Украина, став одним из организаторов СНГ, сторонницей создания широкого интеграционного поля при разработке и подписании Беловежского соглашения, буквально через два-три месяца после этого отходит от общих инициатив: в мае 1992 года устраняется от подписания в Ташкенте Договора о коллективной безопасности; в январе 1993 года не подписывает Устав СНГ; отказывается от полноправного участия в Договоре об экономическом союзе, устраняется от участия в коллективных решениях, за исключением тех, которые сулят выгоды. Спорными моментами в отношениях Украины и России, кроме того, являются вопрос внешнего долга бывшего СССР, а также проблема задолженности Украины "Газпрому". Проблема внешнего долга СССР пока остается нерешенной, так как, несмотря на то, что в 1994 году украинское правительство подписало с российской стороной договор о "нулевом варианте", Верховная Рада Украины до сих пор отказывается ратифицировать документ. Что касается долгов Украины "Газпрому", то здесь вопрос стоит также довольно остро. Дело в том, что Украина является крупнейшим должником "Газпрома", который намерен ужесточить свое отношение к данной проблеме. Именно монополия на транзит газа привела к возникновению неприемлемого для России механизма торговли с Украиной. Проблема имеет два аспекта: несанкционированный отбор Украиной газа из транзитной системы и долги, достигшие, по российским данным, $1,9 млрд. к октябрю 1999 года. Проблема осложняется также тем, что сумма долга в последние годы имеет тенденцию к возрастанию, что, в свою очередь, порождает вопрос о способности и желании Украины платить.
Обращаясь к вопросу об
отношениях двух стран в экономической
сфере, следует отметить падение
интенсивности торгово-
Однако в силу объективных причин Украина не может не развивать отношения с Россией, с которой ее связывает многовековая история. В связи с этим как на уровне общественного мнения, так и на уровне властных институтов украинско-российские отношения выделяются в качестве особо значимых, о чем свидетельствует создание Указом президента Украины от 23.06.1997 года Национального института украинско-российских отношений при СНБО Украины. В 1997 году между Украиной и Россией были подписаны широкомасштабный двусторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и Соглашение о статусе Черноморского флота. Украиной и Россией также были проведены переговоры по вопросам оборонного сотрудничества и военного производства. В сентябре 1997 года состоялся визит в Украину министра обороны РФ генерала армии И.Сергеева, в результате было подписано соглашение о противодействии иностранным разведкам и сохранении секретов двух стран.
Важность отношений с Россией для Украины резко возросла в 2000 году с началом в стране политического кризиса, который носил очевидно "заказной", прозападный характер. Резкая активизация правой прозападной оппозиции и явное охлаждение отношений Украины с Западом неизбежно подталкивала президента Леонида Кучму к активизации российско-украинских отношений, регулярными становятся встречи президентов Украины и России, симптоматичным является визит в Киев на празднование 10-летия провозглашения независимости Украины президента России Владимира Путина.
Второй торгово-экономический кризис
Второй торгово-экономический кризис ознаменовался оранжевой революцией и приходом к власти русофоба президента Ющенко в 2004 г. Его приход к власти сразу затронул вопрос газовых отношений Украины и РФ. Ющенко с первых месяцев своей власти успел разрушить те крепкие дружеские отношения между двумя родственными странами, которые налаживались на протяжении многих лет правительством Л. Кучмы. Ющенко, который находился при поддержке США, прийдя к власти сразу же начал развязку «антироссийской» кампании, подпитываемую националистическими движениями и политикой «украинизации», принявшей экстрималистский характер. Его обвинения России во всех преступлениях против Украины, таких как, так называемый «генноцид» и ещё ряд ужастнейших преступлений, от которых Россия тем не менее пострадала не меньше, с каждым днём ухудшали отношение российского правительства к украинскому. «Контрольным выстрелом» в торгово-экономические и политические отношения между Россией и Украиной стало назначение на пост премьер-министра Юлии Тимошенко.
Тимошенко появилась на украинской политической сцене еще в 1996г. Надо отметить что с самого начала своей политической карьеры и до сегодняшнего дня Тимошенко не была крепко связана ни с одной политической силой. Она использовала, а затем кидала самых разных людей и самые разные политические силы. Глава компании "ЕЭСУ" , премьер- министр «Оппозиционного Кабинета Министров», лидер парламентской фракции «громада» которая была то оппозиционной режиму Кучмы то наоборот лояльной, затем лидер «батькивщины», вице-премьер-министра Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК), и борец с режимом Кучмы после своей отставки в 2001, оранжевая принцесса майдана 2004г, премьер 2005-2006г и 2007-2010, человек сделавший президента Ющенко президентом и ставший его злейшим врагом, экономическая аферистка 1996-2000г и Украинская националистка 2001-2010г. Такой удивительный путь могла проделать только Тимошенко, каждый раз подставляя тех кто послужил ей ступенькой для следующего восхождения, или уберег от поражения на предыдущем этапе. Она последовательно сдала Лазаренко, Кучму, Ющенко. Это уже состоявшиеся этапы политической жизни Украины.
Именно Юлия Тимошенко
усугубила отношения, которые и
так становились всё хуже и
хуже своей неграмотностью и антироссийской
пропагандой. Следствием такой «антироссийской»
политики и открытым национализмом
стал отказ российского
Заключение
На мой взгляд, украинско-российские торговые отношения являются заложником политических и бюджетных процессов двух стран, поэтому говорить о нормальных экономических отношениях между Украиной и Россией сейчас не приходится.Обе стороны зачастую действуют, исходя из своих представлений о приоритетности наполнения бюджета и защиты своих производителей. Обеим сторонам надо поступиться какими-то интересами и пойти на определенные мелкие жертвы для того, чтобы развивались долгосрочные перспективы сотрудничества. Политически Украина и Россия пока не готовы к этому шаг, и это главная причина наших нестабильных торгово-экономических отношений. Что касается законодательной базы, то она существует, и здесь фактически нет никаких помех для нормального развития торговли. В частности, Договор о свободной торговле между Украиной и Россией. Однако в этот договор лоббисты двух стран постоянно вносят какие-то изменения и дополнения, защищая свои интересы. Но, все эти попытки защитить внутренний рынок - в долгосрочной перспективе не эффективны, и, кроме того, порождают проблемы в торговых отношениях между двумя странами.
Информация о работе Политическое влияние на украинско-русские торгово-экономические отношения