Политика доходов и заработной платы – основа повышения уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….......3
1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы…………………4
1.1 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике………………...4
1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизма……………………………………………………………………6
1.3 Результативность политики доходов……………………………………………...7
1.4 Валовой внутренний продукт……………………………………………………...8
1.5 Национальный доход……………………………………………………………...10
1.6 Уровень и качество жизни населения……………………………………………12
1.6.1 Сущность доходов населения…………………………………………………..12
1.6.2 Сущность заработной платы…………………………………………………...15
1.6.3 Индикаторы уровня и качества жизни населения…………………………….16
1.7 Прожиточный минимум…………………………………………………………..20
1.8 Государственное регулирование доходов и заработной платы………………..21
2. Исследование политики доходов и заработной платы в современной России………………………………………………………………………………….23
2.1 Современное состояние уровня и качества жизни в России…………………...23
2.2 Интегральные показатели уровня жизни………………………………………..24
2.2.1 Реальные доходы населения России: структура, динамика………………….24
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России…………..26
2.4 Дифференциация доходов населения России и уровень бедности……………29
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………....34
Приложения……………………………………………………………………….…...36

Файлы: 1 файл

Политика доходов курсовая.docx

— 92.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации Технического института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» в

г. Нерюнгри

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Политика доходов и заработной платы

На тему: Политика доходов и заработной платы – основа повышения уровня жизни населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ЭТ-12 (3,5)

Нелюбова А. И.

Проверил: к.э.н., доцент

Каратаева Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нерюнгри, 2014г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….......3

1. Теоретические аспекты  политики доходов и заработной  платы…………………4

1.1 Политика доходов и  заработной платы в рыночной  экономике………………...4

1.2 Механизм осуществления  политики доходов и заработной  платы. Основные элементы механизма……………………………………………………………………6

1.3 Результативность  политики доходов……………………………………………...7

1.4 Валовой внутренний  продукт……………………………………………………...8

1.5 Национальный  доход……………………………………………………………...10

1.6 Уровень и качество  жизни населения……………………………………………12

1.6.1 Сущность доходов  населения…………………………………………………..12

1.6.2 Сущность заработной  платы…………………………………………………...15

1.6.3 Индикаторы уровня  и качества жизни населения…………………………….16

1.7 Прожиточный минимум…………………………………………………………..20

1.8 Государственное регулирование  доходов и заработной платы………………..21

2. Исследование политики  доходов и заработной платы  в современной России………………………………………………………………………………….23

2.1 Современное состояние  уровня и качества жизни в  России…………………...23

2.2 Интегральные показатели  уровня жизни………………………………………..24

2.2.1 Реальные доходы населения  России: структура, динамика………………….24

2.3 Заработная плата  как важнейшая часть доходов  населения России…………..26

2.4 Дифференциация  доходов населения России и  уровень бедности……………29

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………....34

Приложения……………………………………………………………………….…...36

 

Введение

 

Уровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания.

На современном этапе развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна. Показатели уровня жизни отражают не только общее социально-экономическое благосостояние населения и степень дифференциации общества, но и эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на уровень жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России.

Задачи курсовой работы:

раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России. 
1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы

1.1 Политика доходов и  заработной платы в рыночной  экономике

 

В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:

* установление ставок  налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное  обслуживание и услуги транспорта  для населения;

* единая тарифная сетка  оплаты труда работников бюджетной  сферы;

* утверждение размера, порядка  начисления и расчета пенсий  и пособий;

* упорядочение системы  предоставления пособий и компенсаций;

* индексация доходов и  сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

* эмиссию денег;

* контроль над инфляцией  и валютным курсом;

* налоговые льготы благотворительным  организациям, а также фирмам  и частным лицам, вносящим средства  на благотворительные цели;

* налоговые льготы малому  предпринимательству;

* тарифно-квалификационные  справочники рабочих и служащих.

В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер[1].

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов – от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства – труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов[12].

Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов.

 

1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизм

 

Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.

Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.

Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределения доходов.

Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества.

Социальный трансферт – это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.

Государство также оказывает влияние на доходы населения с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму натуральных доходов[15].

Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов должны быть минимизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граждан не наносило ущерба другим.

Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за нанесение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о защите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.

 

1.3 Результативность политики доходов

 

О результативности действующей политики доходов и заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям – благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.

Важным результатом политики доходов и заработной платы является изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается – политика эффективна[16].

О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.

Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности – участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.

 

1.4 Валовой внутренний продукт

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается[9].

Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.

ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.

ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.

Информация о работе Политика доходов и заработной платы – основа повышения уровня жизни населения