Политика доходов и заработной платы – основа повышения уровня жизни населения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:03, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….......3 1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы…………………4 1.1 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике………………...4 1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизма……………………………………………………………………6 1.3 Результативность политики доходов……………………………………………...7 1.4 Валовой внутренний продукт……………………………………………………...8 1.5 Национальный доход……………………………………………………………...10 1.6 Уровень и качество жизни населения……………………………………………12 1.6.1 Сущность доходов населения…………………………………………………..12 1.6.2 Сущность заработной платы…………………………………………………...15 1.6.3 Индикаторы уровня и качества жизни населения…………………………….16 1.7 Прожиточный минимум…………………………………………………………..20 1.8 Государственное регулирование доходов и заработной платы………………..21 2. Исследование политики доходов и заработной платы в современной России………………………………………………………………………………….23 2.1 Современное состояние уровня и качества жизни в России…………………...23 2.2 Интегральные показатели уровня жизни………………………………………..24 2.2.1 Реальные доходы населения России: структура, динамика………………….24 2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России…………..26 2.4 Дифференциация доходов населения России и уровень бедности……………29 Заключение…………………………………………………………………………….33 Список литературы…………………………………………………………………....34 Приложения……………………………………………………………………….…...36
Министерство образования и
науки Российской Федерации Технического
института (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К.Аммосова» в
г. Нерюнгри
Курсовая работа
По дисциплине: Политика доходов
и заработной платы
На тему: Политика доходов и
заработной платы – основа повышения
уровня жизни населения
Выполнила: ст. гр. ЭТ-12 (3,5)
Нелюбова А. И.
Проверил: к.э.н., доцент
Каратаева Т.А.
г. Нерюнгри, 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….......3
1. Теоретические аспекты
политики доходов и заработной
платы…………………4
1.1 Политика доходов и
заработной платы в рыночной
экономике………………...4
1.2 Механизм осуществления
политики доходов и заработной
платы. Основные элементы механизма……………………………………………………………………6
1.3 Результативность
политики доходов……………………………………………...7
1.6.3 Индикаторы уровня
и качества жизни населения…………………………….16
1.7 Прожиточный минимум…………………………………………………………..20
1.8 Государственное регулирование
доходов и заработной платы………………..21
2. Исследование политики
доходов и заработной платы
в современной России………………………………………………………………………………….23
2.1 Современное состояние
уровня и качества жизни в
России…………………...23
2.2 Интегральные показатели
уровня жизни………………………………………..24
2.2.1 Реальные доходы населения
России: структура, динамика………………….24
2.3 Заработная плата
как важнейшая часть доходов
населения России…………..26
2.4 Дифференциация
доходов населения России и
уровень бедности……………29
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………....34
Приложения……………………………………………………………………….…...36
Введение
Уровень жизни является одной
из самых важных социальных категорий.
Под уровнем жизни понимаются обеспеченность
населения необходимыми материальными
благами и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень удовлетворения
разумных потребностей. В широком смысле
понятие «уровень жизни населения» включает
еще условия жизни, труда и занятости,
быта и досуга, его здоровье, образование,
природную среду обитания.
На современном этапе развития
экономики России тема уровня жизни населения
и доходов, как главного показателя уровня
жизни, очень актуальна. Показатели уровня
жизни отражают не только общее социально-экономическое
благосостояние населения и степень дифференциации
общества, но и эффективность государственной
политики в области экономического развития.
Всестороннее изучение этих показателей,
а также факторов, влияющих на уровень
жизни, способствуют правильной выработке
мер, направленных на дальнейшие преобразования
в стране, и, в конечном счете, установлению
экономической стабильности в обществе.
Целью данной курсовой работы
является изучение структуры и динамики
основных показателей уровня жизни и доходов
населения России.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие уровня жизни,
отобразить основные показатели уровня
жизни в России, в том числе доходов, как
главного показателя, а также определить
уровень дифференциации доходов и бедности
в России.
1. Теоретические аспекты политики доходов
и заработной платы
1.1 Политика доходов и
заработной платы в рыночной
экономике
В рыночной экономике политика
доходов и заработной платы осуществляется
на макро- и микроуровнях. На макроуровне
она проводится государством, органами
законодательной и исполнительной власти.
Политика доходов и заработной платы представляет
собой совокупность установленных государством
норм и правил, воздействующих на уровень
доходов, инфляцию и цены. Она включает
законодательные и нормативные меры, направленные
на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной
и малообеспеченной групп населения, снижение
инфляции, социальную защиту нетрудоспособных
и безработных.
На этом уровне устанавливаются
общие институциональные нормы для страны,
отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых
форм предприятий. Они закрепляются в
различных нормативных документах, генеральных,
отраслевых и территориальных соглашениях.
Разграничиваются федеральный, региональный
и муниципальный уровни регулирования
доходов.
На микроуровне происходит
купля-продажа рабочей силы; субъекты
хозяйствования устанавливают системы
оплаты труда, социальных выплат и социальных
услуг, отчисляют средства на благотворительные
цели, оплачивают обучение своих сотрудников
по контрактам, формируется предпринимательский
доход. На том же уровне заключаются коллективные
договоры между администрацией фирмы
и профсоюзом.
Государство с помощью налоговых,
бюджетных, кредитных и административных
мер осуществляет перераспределение доходов
в целях повышения обороноспособности,
охраны общественного порядка, развития
науки, культуры, образования, обеспечения
эффективной занятости, содержания нетрудоспособной
части населения.
В рыночной экономике государство
сочетает меры прямого и косвенного регулирования
доходов и заработной платы. К мерам прямого
регулирования относятся:
* установление ставок
налогообложения физических лиц,
минимальных социальных стандартов,
тарифов на жилищно-коммунальное
обслуживание и услуги транспорта
для населения;
* единая тарифная сетка
оплаты труда работников бюджетной
сферы;
* утверждение размера, порядка
начисления и расчета пенсий
и пособий;
* упорядочение системы
предоставления пособий и компенсаций;
* индексация доходов и
сбережений.
Меры косвенного регулирования
доходов и заработной платы включают:
* эмиссию денег;
* контроль над инфляцией
и валютным курсом;
* налоговые льготы благотворительным
организациям, а также фирмам
и частным лицам, вносящим средства
на благотворительные цели;
* налоговые льготы малому
предпринимательству;
* тарифно-квалификационные
справочники рабочих и служащих.
В частном секторе государство
косвенно регулирует доходы и заработную
плату, поскольку его нормативные акты
носят рекомендательный характер[1].
Важным условием эффективной
политики доходов и заработной платы является
определение оптимальных границ государственного
и рыночного регулирования. В рыночной
экономике граждане свободно выбирают
источники доходов – от трудовой и предпринимательской
деятельности, от собственности на факторы
производства. Доходы населения формируют
платежеспособный спрос и в то же время
зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования
устанавливает цену факторов производства
– труда, земли, капитала, предпринимательских
способностей. Государственное регулирование
доходов и заработной платы создает условия
для установления взаимосвязи доходов
с факторами производства, корректирует
рыночный механизм и не подрывает заинтересованности
граждан в увеличении личных доходов[12].
Политика доходов и заработной
платы оказывает непосредственное воздействие
на мотивации и ценностные ориентации,
отношение к труду. Она играет важную роль
в развитии обратных связей государства,
общества и индивидов.
1.2 Механизм осуществления политики
доходов и заработной платы. Основные
элементы механизм
Механизм осуществления политики
доходов и заработной платы многообразен.
Он включает взаимодействие государственных
и рыночных, административных и правовых,
экономических и социальных нормативов.
Рыночное регулирование доходов
и заработной платы осуществляется с помощью
соотношения спроса и предложения на рабочую
силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
Государственное регулирование
доходов и заработной платы проводится
посредством налогов и трансфертных платежей
(социальных трансфертов). Они составляют
основной механизм перераспределения
доходов.
Под налогами понимаются нормативные,
срочные и обязательные отчисления государству
со стороны граждан как получателей доходов
и собственников имущества.
Социальный трансферт – это
сумма средств, безвозмездно переданных
от одних юридических и физических лиц
другим. Социальные трансферты предоставляются
населению из федеральных, региональных
и местных бюджетов, государственных внебюджетных
социальных фондов, а также средств общественных
организаций. Они включают все виды пенсий,
стипендий, пособий, компенсационные выплаты,
льготы и благотворительную помощь.
Государство также оказывает
влияние на доходы населения с помощью
льготных цен и тарифов, например на электроэнергию,
услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В этом случае социальные трансферты могут
приобретать форму натуральных доходов[15].
Политика доходов и заработной
платы строится с учетом издержек перераспределения
доходов, включающих затраты на осуществление
самого перераспределения и его влияние
на эффективность производства. Издержки
перераспределения доходов должны быть
минимизированы, чтобы повышение уровня
и качества жизни одних граждан не наносило
ущерба другим.
Механизм политики доходов
и заработной платы должен обеспечивать
защиту доходов и сбережений граждан от
убытков в ходе рыночных реформ: работников
неплатежеспособных предприятий, вкладчиков
рухнувших банков и т.д., установить ответственность
за нанесение убытков и порядок их компенсации
за счет виновной стороны. Во многих странах
это осуществляется в соответствии с законом
о защите вкладов населения и другими
нормативно-правовыми актами.
1.3 Результативность политики
доходов
О результативности действующей
политики доходов и заработной платы можно
судить по макроэкономическим показателям
– благосостоянию, уровню и качеству жизни,
производству ВВП на душу населения, уровню
доходов на душу населения, сокращению
их дифференциации, уровню реальной заработной
платы, уровню занятости и т.д. Конечно,
на эти показатели влияет не только политика
доходов и заработной платы, но также политика
занятости, научно-техническая политика
и т.д. Но главным источником экономического
роста является человеческий капитал,
интеллектуальная собственность, реализация
трудовых и предпринимательских способностей
каждого человека.
Важным результатом политики
доходов и заработной платы является изменение
доли граждан, живущих за чертой бедности.
Если она растет, это означает, что государство
проводит неэффективную политику доходов
и заработной платы, если она сокращается
– политика эффективна[16].
О результатах политики доходов
и заработной платы можно судить по удельному
весу среднего класса. Если он превышает
половину населения, доходы в обществе
распределены достаточно равномерно и
созданы условия для роста благосостояния.
В развитых странах удельный вес среднего
класса достигает 70%.
Результаты политики доходов
и заработной платы отражаются в динамике
социальной напряженности – участии в
забастовках, акциях протеста и т.п. Их
снижение свидетельствует об эффективности
политики доходов и заработной платы.
Для ее оценки важен также показатель
соотношения легальных и нелегальных
доходов, доли теневой экономики в ВВП.
1.4 Валовой внутренний продукт
Валовой внутренний продукт
(ВВП) – это объем продукции и услуг по
рыночной стоимости, созданный за определенный
период в результате производственной
деятельности экономических единиц, являющихся
резидентами страны. Под резидентами понимаются
экономические единицы (предприятия и
домашние хозяйства) с центром хозяйственной
деятельности на экономической территории
данной страны. ВВП определяется как стоимость
произведенных в стране конечных товаров
и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых
для конечного потребления. Стоимость
промежуточных товаров и услуг, приобретенных
и использованных в производстве, в ВВП
не включается[9].
Поскольку конечная продукция
в основной своей части потребляется населением,
а накопление обеспечивает экономическое
развитие, ВВП используется в качестве
показателя, характеризующего уровень
благосостояния.
ВВП может быть также определен
как валовая добавленная стоимость. Добавленная
стоимость характеризует вклад в стоимость
продукции, сделанный на предприятиях.
Добавленная стоимость, исчисленная по
отдельному предприятию, характеризует
его вклад в производство продукта или
услуги в условиях, когда их создание вследствие
разделения труда является результатом
кооперированной деятельности многих
предприятий.
ВВП создается с использованием
основного капитала, который в процессе
производства изнашивается и морально
устаревает. На долю потребленного основного
капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически
износ основного капитала следовало бы
исключить из состава ВВП, поскольку он
не представляет собой добавленной стоимости,
а характеризует стоимость потребленного
в производстве капитала. Однако определение
износа сопряжено с труднопреодолимыми
проблемами расчетов восстановительной
стоимости основных фондов. Поэтому стоимость
потребленного основного капитала принято
включать в объем ВВП. Исключение износа
позволяет определить чистую добавленную
стоимость, характеризующую непосредственное
приращение стоимости в производстве
и величину образующихся и распределяемых
доходов. При этом затраты на производство
продукции представляют собой доходы
экономических субъектов, которые участвовали
своими ресурсами в производстве. С этих
позиций чистая добавленная стоимость
соответствует сумме первичных доходов.