Понятие безработицы и причины ее возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:37, реферат

Описание работы

Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Безработица становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, по и на политическую ситуацию в стране. Она влечет за собой расточение рабочей силы, сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Файлы: 1 файл

Реферат(экономика).docx

— 127.95 Кб (Скачать файл)

Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется ее фактический уровень. Фактический уровень безработицы меньше ее естественного уровня в период бума (точка А на рис.3) и превышает естественный уровень в период рецессии (точка D на рис.3). Величина безработицы, равная разнице между фактическим (u) и естественным (u*) уровнем безработицы называется циклической безработицей о которой   говорилось ранее.

 

 

 

2.2 ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную  проблему. Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на людей. Вместе с тем в отличие от инфляции, которая затрагивает всех, безработица является проблемой индивидуальной.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

 

 

 

2.2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Экономические последствия безработицы проявляются в следующем.

На индивидуальном уровне они заключаются:

– в потере дохода или части дохода в настоящем;

– в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП:                             GDP gap =  100 %.       (8)

Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена.

100 % = –
( u – u*)     (9)

    где: u – фактический уровень безработицы,

 u *– естественный уровень безработицы,

( u – u*) – уровень циклической безработицы

  – коэффициент Оукена ( > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Отклонение фактического ВВП (Yf) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Уf – 1) Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

      100 % = 3%-2 (uf – uf-1)          (10)   

    где uf – фактический уровень безработицы данного года;

uf-1– фактический уровень безработицы предыдущего года;

3% – среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;

2 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы.

Это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2%. Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

На основе этой формулы можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике: 8

(uf – uf-1) =

100 %   – 3%)            (11)

 

Кризис 2008-2009 годов привел к снижению занятости примерно на 2 млн человек, притом что численность экономически активного населения в последние четыре года в первом приближении стабилизировалась. 9

 

 

 

2.2.2. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Неэкономические последствия безработицы  – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечнососудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества они выступают в форме:

– роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. 
Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя 
причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из 
Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица  
(в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что 
тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, 
военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

– роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности.10 По расчетам американских ученых, повышение уровня безработицы на 1%, сохраняющееся в течение 6 лет, вызывает рост (в %) практически всех явлений современной «социальной патологии» в обществе: общей смертности – на 2,0; числа самоубийств – на 4,1; числа убийств – на 5,7;

числа заключенных в тюрьмах – на 4,0; числа психически больных –  на 4,0 11.

– потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а следовательно, окупить.

Все это и многое другое дает основание практически всем экономистам и политикам относиться к безработице с большим опасением и быть единодушными в крайне отрицательной оценке ее последствий.

Еще в конце 1930-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна из приоритетных задач макроэкономической политики государства.

 

3.  БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ И  СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ.

 

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.12

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на мировом рынке труда. Компании, находящиеся в кризисных условиях, увольняют сотрудников или практикуют систему длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, в странах сформировалась скрытая безработица и масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Главными стратегическими целями регулирования занятости являются  повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создать условия для организации новых рабочих мест. 

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений в условиях кризиса.

Информация о работе Понятие безработицы и причины ее возникновения