Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития украинского общества является проблема безработицы.
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины………….4
1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие………………………….4
1.2. Методика расчета потребительской корзины…………………………………8
1.3. Уровень жизни и потребительская корзина. Сущность социальной политики. Качество жизни ……………………………………………...…………10
2. Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды………………...…13
2.1. Понятие безработицы…………………………………………………………..13
2.2 Причины безработицы…………………………………………………………13
2.3.Виды безработицы и их специфика………………………………….………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование»

Специализация «Менеджмент персонала»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине:     «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

Вариант

 

Зачетка

 

Группа

 

Исполнитель:

 

Преподаватель:

 

 

 

 

2013-2014 учебный год

г.Харьков

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы  формирования продовольственной  корзины………….4

1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие………………………….4

1.2. Методика расчета потребительской корзины…………………………………8

1.3. Уровень жизни и потребительская корзина. Сущность социальной политики. Качество жизни ……………………………………………...…………10

2. Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды………………...…13

2.1. Понятие безработицы…………………………………………………………..13

2.2 Причины безработицы…………………………………………………………13

2.3.Виды безработицы и их специфика………………………………….………..15

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………….19

Расчетное задание…………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первой целью даной контрольной работы является ознакомление с задачами оптимизации продовольственной корзины.

Первейшей естественной и  социальной потребностью человека и  общества является потребность в  пище. Это вечная мировая проблема по настоящее время остается актуальнейшей, ее острота нарастает вместе с ростом численности населения. Мировое сообщество, несмотря на громадный научно-технический прогресс, не справляется с голодом и голодной смертью многих миллионов людей. Если в 1996 г. в мире число голодающих насчитывалось 812 млн. человек, то в октябре 2009 года – более миллиарда. Это шестая часть населения планеты.

Второй целью даной  контрольной работы является ознакомление с безработицей, её причинами и  выдами.

Одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа развития украинского общества является проблема безработицы.

Эта проблема нуждается в  глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке  на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной  экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости  трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

 

1 Теоретические  основы формирования продовольственной  корзины

1.1 Продовольственная  корзина: сущность и понятие

Современный уровень развития общества тесным образом связан с  уровнем развития экономики, которая  выступает базисом социального  развития. Соответственно, качество жизни  человека, обуславливаемое различными параметрами, во многом определяется обеспеченностью  как отдельного члена того или  иного общества, так и общества в целом располагаемым набором  экономических благ.

На современном уровне общественного развития государство, концентрируя за счет налогообложения  финансовые ресурсы, получает возможность  осуществлять свою социальную функцию  по отношению к его гражданам. Реализация государством социальной функции  зависит от выполнения принятых на себя социальных гарантий, которые  отражают его обязанности и ответственность  перед гражданами, что зафиксировано  законодательством государства.

Социальные гарантии государства  являются одним из ключевых элементов  современной системы социальной защиты, характеризующей возможности  государства по осуществлению социальной функции. Помимо социальных гарантий в  систему социальной защиты входят также  такие составляющие как социальное страхование и социальная помощь.

Социальные гарантии воплощаются  в социальных стандартах, отражающих представления общества об уровне и  качестве жизни; совокупность этих представлений, выраженных в виде требований общества, и определяет стандарт жизни, или  социальный стандарт. Как известно, экономические ресурсы обладают свойством ограниченности, поэтому  непосредственное претворение в  жизнь социальных гарантий государства  больше связано с понятием минимальных  социальных стандартов, нежели с социальными  стандартами в широком смысле. Именно минимальные социальные стандарты характеризуют возможности государства по обеспечению всех граждан минимальным уровнем дохода, определенным уровнем образования, установленным набором услуг здравоохранения, а также по предоставлению всем гражданам жилья и т. д.

Выделяются два направления  социальной стандартизации:

· минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по отношению к денежным доходам граждан и направленные на обеспечение каждого гражданина необходимым уровнем дохода для  приобретения минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе;

· минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по обеспечению граждан  на безвозмездной основе установленным  минимумом социально значимых благ и услуг.

Таким образом, государственный  минимальный социальный стандарт в  общем виде – это законодательно установленный для каждого гражданина государства минимум дохода и  состав социально значимых услуг, предоставляемый  гражданам на безвозмездной основе.

В Украине концепция минимального потребительского бюджета сводится к понятию прожиточного минимума. Прожиточный минимум характеризуется как стоимостная оценка потребительской корзины, в которую включается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Поэтому бюджет прожиточного минимума можно рассматривать в качестве минимального социального стандарта, который ориентирован на физическое выживание человека.

Содержание второго направления  социальной стандартизации во многом связано с понятием социально  значимых общественных благ. Последние  относятся к смешанным общественным благам и в большей степени  обладают свойствами частных благ, чем общественных, поэтому, теоретически, должны производиться и распределяться рыночным способом. Однако в результате их потребления населением в массовом порядке возникает значительный положительный эффект, что объясняет производство и распределение этих благ с помощью общественного сектора.

Продовольственная корзина - минимальный набор продуктов  питания, учитывающий диетологические  ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. Это  набор продуктов питания одного человека в месяц, которые соответствуют  физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ  и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

По сравнению с прожиточным  минимумом и минимальным потребительским  бюджетом, потребительская корзина  в денежном выражении представляет собой наименьшую из величин.

Прожиточный минимум характеризует  стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Наряду с продовольственной корзиной, в прожиточный минимум входят непродовольственные товары и услуги.

Расчет по непродовольственным  товарам производится по трем группам: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).

Объем и структура потребления  важнейших материальных благ и услуг, отраженная в составе прожиточного минимума, предусмотрена на минимально допустимом уровне, обеспечивающем необходимые  условия для поддержания активного  физического состояния взрослых, для социального и физического  развития детей и подростков.

Минимальный потребительский  бюджет — самое широкое из трех представленных определений, отражает расходы на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека, семьи.

Показатели продовольственной  корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета используются государством в качестве инструментов социальной политики. С помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения, эти цифры используются в качестве одного из критериев определения  малообеспеченности, дающей право на социальные выплаты и пособия. Кроме  того, при помощи минимального потребительского бюджета должны определяться размеры  минимальной заработной платы и  минимальной пенсии по старости, однако, на практике этого, к сожалению, не происходит.

Очевидно, что определение  величины минимума - одна из важных задач, необходимый ориентир при разработке мер по социальной защите населения. Однако, надо помнить, что любой «минимум»  отражает лишь минимально необходимые  нормы потребления товаров и  услуг, и даже в своем расширенном  виде не может являться стандартом для определения оптимального уровня жизни.

1.2 Методика расчета  потребительской корзины

Предлагаем рассмотреть  довольно болезненную тему для нынешней ситуации украинского народа – потребительская  корзина или как прожить на прожиточный минимум. Верховная  Рада Украины приняла бюджет на 2013 год, который предусматривает минимальную  зарплату с 1 января на уровне 1147 грн  в месяц, а с 1 декабря - 1218 грн, в  почасовом измерении с 1 января - 6,88 грн, с 1 декабря - 7,3 грн. Таким образом, с 1 января 2013 года прожиточный минимум  на одного человека составит 1108 грн  в месяц, а с 1 декабря увеличить  его до 1176 грн. А вот в бюджете  страны наверняка не предусмотрены  услуги типографии для печати пособий по выживанию на этот самый прожиточный минимум.

Рассчитывается прожиточный  минимум по стоимости потребительской  корзины, в которую входит набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности, удовлетворения основных социальных и  культурных нужд.  То есть минимальная  зарплата и пенсия не должны быть ниже прожиточного минимума.

В большинстве развитых стран  стоимостью потребительской корзины  определяется уровень жизни граждан. Так, в США месячный прожиточный  минимум составляет 700 долларов при  минимальной заработной плате 1230 долларов. Стоимость украинской потребительской  корзины на сегодняшний день равна  размеру минимальной заработной платы. В ООН существует так называемая международная граница, за чертой которой  начинается бедность, этой границей считается  сумма в 510 долларов в месяц. И  по статистическим данным этой методики, трое из четырех украинцев живут  бедно. В нашей стране есть такое  явление, как бедность работающих, когда  за черту бедности попадают не безработные, а тяжело трудящиеся люди. Это является самой показательной характеристикой  бедной страны.

Украинскую потребительскую  корзину составили еще в 2000 году. И хоть по закону перечень товаров  и услуг должен пересматриваться каждые пять лет, в нашу корзину уже  почти 13 лет никто не заглядывает.

На сегодняшний день ситуация обстоит так, что потребительская  корзина Украины не имеет никакого отношения к реалиям жизни. А  именно: по закону для трудоспособного  гражданина предусмотрены в день 277 граммов хлеба, 260 г картошки, 301 г овощей, 175 г фруктов и ягод, 145 г мяса, 24 г колбасы, 36 г рыбы, 10 г сыра, 14 г сливочного масла, 66 г сахара, подсолнечного масла  и маргарина — 25 г, сала -  5 г, 4 кг макаронных изделий на год, гречки — 2 кг в год, 1 кг овсянки — тоже в год, 4 кг селедки (пенсионеру — 700 г селедки в год). Для взрослых людей не предусмотрены чай, кофе, какао, соки, алкоголь, майонез, кетчуп. Видимо это товары роскоши.

Пересмотр корзины означает для государства увеличение прожиточного минимума и соответственно, минимальной  заработной платы. Однако, на днях Наталья  Королевская пообещала пересмотреть состав потребительской корзины, так  как считает ее несовременной  и через три месяца подготовить  свои предложения относительно обновления. Рядовым гражданам остается надеяться  на то, что состав корзины будет  улучшен, а документ на утверждение  будет подписан.

1.3. Уровень жизни и потребительская корзина.

Сущность социальной политики. Качество жизни

Информация о работе Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды