Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:58, контрольная работа
Цель государственного управления является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находитьсяфункции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция. В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия». При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Цель государственного
управления является одним из ключевых
понятий. В зависимости от того, какая
цель реализуется, будут находитьсяфункции государственного управления, определяться структура государственных орга
Как справедливо отмечает Н.И. Глазунова,
политика переходного периода России,
курс реформ могут потерпеть крах, если цели,национальные приоритеты так
и останутся невыясненными, не понятыми
и не принятыми обществом.
Главная цель государственного
управления определяется его сущностью,
понятием, а именно — совершенствование
системы управления,изменение ее качественных характеристик,
которые, в свою очередь, призваны обеспечить
оптимальную организацию, реализацию
руководства процессов, происходящих
в отношениях субъекта и объекта управления. Цели — это то, на что направлена
деятельность органовгосударственного управления. Следует полностью согласиться с мнением
Г.В. Атаманчука, утверждающего, что «смысл
и цели нормального государства состоят
в том, чтобы благоприятствовать материальному
и духовному развитию своего народа».
Примерно такой же точки зрения придерживается
и большинство других исследователей
в области государственного
управления. К примеру, Н.И. Глазунова формулирует
масштабной целью государственного
управления в контексте повышения качества
жизни, называя его «показателем интеллекта
власти», выраженную через упрочение правового
и общественного порядка, удовлетворения
наиболее важных материальных и духовных
потребностей граждан, права народа на
достойное человеческое существование.
Цели государственного
управления конкретизируются в зависимости
от предлагаемых исследователями критериев
классификации. Профессор Ю.Н. Старилов,
выбрав главным критерием общее и специфическое
содержание управленческой деят
«социально-экономические цели,
политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание
процессов в обществе и государстве, способствующих
совершенствованию государствен
обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод
граждан, законности в обществе, общественного
порядка и безопасности, необходимого
уровня благосостояния;
организационно-правовые цели,
При таком подходе перечисленные цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся
в теории права и государства классификации функций государс
При таком подходе, как правило, выделяют
пять функций государства.
Экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том
числе посредством охраны существующих
форм собственности, организация общественных
работ, планирование производства, осуществление
внешнеэкономических связей и др.
Политическая функция — обеспечение государственной и общественной безопасности, социального
и национального согласия, подавление
сопротивления противоборствующих социальных
сил, охрана суверенитета государства
от внешних посягательств и т.п.
Социальная функция — охрана прав и свобод населения,
осуществление мер по удовлетворению
социальных потребностей людей, поддержанию
необходимого уровня жизни населения,
обеспечению необходимых условий труда,
его оплаты, быта и т.д.
Идеологическая функция — поддержка определенной, в
том числе религиозной, идеологии, организация
образования, поддержание науки, культуры
и др.
Экологическая функция (
Таким образом, функции государства являются не постоянными,
а непрерывно трансформирующимися категориями.
Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно
меняют объем и содержание, а следовательно,
и значимость. Кроме того, появляются новые,
неизвестные ранее функции государства. Изменяется также
их соотношение в единой системе, которую
они образуют.
Функции государства не следует отождествлять
с функциями его отдельных органов или же государственных организаций
При этом важно учитывать, что государство
в целом выступает субъектом государственного
управления, а основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти.
Следовательно, функции государственного
управления определяются целями и функциями государства, в свою очередь, функции исполнительно
Возвращаясь непосредственно
к понятию «функции управления», необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности.
Функция — широко распространенное слово,
имеющее множество значений. Функция (лат.
functio) — это исполнение, обязанность, круг
деятельности, назначение, отображение,
роль, совершение, соответствие. Данное
понятие
используется во всех областях знаний
и во всех сферах деятельности. В социально-экономических
системах понятие «функция» также широко применяется к
системе в целом, объекту и субъектууправления, отдельным подсистемам и видам
деятельности. Функции занимают особое
место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.
Функция управления как возможная область формирования
управляющего воздействия предполагает
осуществление непрерывных взаимосвязанных
между собой действий по выработке средств
и методов воздействия и их реализации
применительно к решению конкретной проблемы.
Поэтому функция рассматриваетс
Применительно к государственному
управлению, под функциями государственного
управления принято понимать объективно
обусловленные виды властных, целеполагающих,
организующих и регулирующих воздействий
государства на общественные процессы.
К общим функциям управления, как правило, относятся:
сбор и обработка (анализ) социальной информации;
прогнозирование, т.е. научное предвидение
изменений в развитии каких-либо явлений
или процессов на основе объективных данных
и достижений науки;
планирование, т.е. определение направлений,
целей управленческой деятельно
организация, т.е. формирование системы управления, упорядочен
регулирование или распорядительство,
т.е. установление режима деятельности
по достижению целей и задач управления, регулировани
координация и взаимодействие, осуществляемые
для достижения общих целей управления;
контроль и учет, состоящие в том, чтобы
установить, соответствует или не соответствует
фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.
Древо целей и принципы государственного управления
ления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления.
Построение организационно-функциональной структуры управления начинается с определения его целей. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.
Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет практически ни одного политического режима, который хотя бы формально, демагогически не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства. В этом отношении характерен пример России. Исторические условия ее развития, геополитическое положение, трагические последствия политических экспериментов XX в. предопределили традиционный подход к человеку не как к цели, а как к средству, с помощью которого власти предержащие решали выдвигаемые ими задачи, которые, несмотря на всю их грандиозность, так и не привели Россию к экономическому процветанию. Однако, даже учитывая все сложности нынешней экономической и политической ситуации, можно с большой долей уверенности и надежды утверждать, что в России возобладала тенденция отношения к народу как субъекту формирования целей государственного управления.
Согласно
ныне действующей Конституции
При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное управление или терминальное управление. Первый представляет собой систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеет место при тиранических режимах.
Содержание целей зависит от трёх причин:
1. объективных законов развития элементов макроуровня - политико-правовой, экономической, демографической, культурной, природной и научно - технической сред на территории РФ и её отдельных регионов как географических рынках;
2. маркетинговых возможностей
3. используемых системой
Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности - программно - целевым.
Основные требования к формулировке целей
Требования, предъявляемые к целям можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно - целевой подход.
Так, по признаку «уровень управления» цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным - цели 89 систем управления субъектами РФ. Поскольку в настоящее время регион не имеет своего юридического статуса и этот уровень ещё не создан, то процессы, происходящие на уровне федеральных округов, образованных указом президента РФ от 13 мая 2000Г. №849 «О полномочном представительстве Президента российской Федерации в федеральном округе», регулируется в основном общественными объединениями или группами гражданских действий, ассоциациями и союзами, которые формируют программы развития региона в определённых отраслях, сферах деятельности. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.
Информация о работе Понятие целей государственного управления