Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:58, контрольная работа
Цель государственного управления является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находитьсяфункции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция. В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия». При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Следующим классификационным признаком является «принадлежность к объекту управления», по которому цели делятся на два вида: объективные и субъективные. Первые разрабатываются для объектов управления - процессов основного и вспомогательного производства продукции и услуг, обеспечивающих, маркетинговых, научно - исследовательских, природоохранных, сбытовых и др. Вторые служат для обоснования целесообразности прохождения управленческих процессов.
Цели классифицируются и по такому
признаку, как «элемент внешней микросреды»,
к ним относятся политические,
экономические, демографические, культурные,
природоохранные и научно - технические.
Каждый вид целей направлен на
создание такой среды, которая бы
соответствовала установленным
международным или
На локальном уровне, или уровне хозяйствующего субъекта, классификацию можно осуществить по признаку «объект управления» или «вид процесса», согласно которому выделяются следующие группы целей: основного производства, вспомогательного производства, обслуживающего хозяйства, научных исследований и опытно - конструкторских разработок, маркетинговые, инновационные, финансовые, сбытовые, природоохранные, коммуникативные и др., в соответствии с выделенным сферами управленческой деятельности.
Кроме того, по признаку «функция управления» можно выделить следующие группы целей: прогнозирования, программирования, планирования, контроля, регулирования, учёта, организации, координирования, нормирования, руководства, активации трудовой деятельности.
По признаку «срок реализации» цели разделяются на долгосрочные, краткосрочные и текущие. Следует обратить внимание на то, что для различных уровней управления длительность реализации целей, входящих в одну группу, различная. Так цели макроуровня - федеральные, федеральных округов и субъективные - считаются долгосрочными, если имеют длительность реализации 25 лет, среднесрочными - 10-15 лет, краткосрочными - 3 года. Для микроуровня - районного, муниципального и локального - долгосрочные цели имеют период существования 5 лет, среднесрочные - 3-4 года, а краткосрочные - 1 год. Текущие цели рассчитаны на период до одного года.
По признаку «степень активности системы управления» в условиях динамично развивающихся рынков производителей продукции и потребителей товаров все цели можно разделить на две группы: развития и стабилизации.
Цели развития направлены на достижение
таких ресурсов и состояний, которыми
внутренняя среда в данный период
не располагает, но желает обладать в
будущем. Они актуальны для
Цели стабилизации направлены на сохранение имеющих ценность ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный момент обладает и желает остаться на этом же уровне в будущем. Данные цели применяются на фазе стагнации и насыщения рынка продукцией и услугами и позволяют осуществлять более глубокое проникновение со старыми товарами на уже освоенные рынки потребителей.
Однако система управления одновременно для различных видов ресурсов, продукции и услуг, а также различных географических и демографических рынков может применять как цели развития, так и стабилизации, несмотря на то, что главная стратегическая цель принадлежит к группе целей развития.
По признаку «направленность цели» все цели также подразделяются на два вида - стратегические и тактические.
Под стратегическими понимаются цели развития, реализация которых обеспечивает достижение объекта управления новых состояний. Их количественная оценка зависти от прогнозируемых изменений элементов внешней среды, создающих условия для перспективного развития хозяйствующего субъекта. По сроку реализации стратегические цели разделяются на долго-, средне- и краткосрочные, исключая текущие.
Под тактическими понимаются цели, направленные на удовлетворение текущих потребностей клиентурных рынков в товарах определённого ассортимента, необходимых качеств и свойств, по приемлемой рыночной среде, пользующихся повышенным спросом. Следует отметить, что при использовании тактических целей повышение уровня спроса заранее не прогнозируется.
Таким образом, стратегические цели базируются
на прогнозах будущих состояний
внутренней и внешней сред и служат
основой программно - целевого или
учреждающего управления. Тактические
цели являются ответной реакцией внутренней
среды на текущие изменения внешней,
которые по отношению к деятельности
системы управления хозяйствующим
субъектом оказывает
По признаку «очерёдность внедрения» цели можно разделить на первой, второй, третьей очереди и т.д.
По признаку «отражение интересов различных уровней» различают цели трёх видов - общие, особенные, частные.
Так, к общим относятся цели, выражающие интересы всего коллектива как внутренней среды хозяйствующего субъекта. К такому виду, например, принадлежит внутренняя составляющая главной стратегической цели - обеспечить получение доходов (прибыли) в запланированном объёме или норме.
К особенным относятся цели подразделений - производственных, обслуживающих и управленческих. Любое из них, представленное цехом, отделом, службой, преследует свои собственные интересы в получении и распределении общих доходов хозяйствующего субъекта. Причём интересы одного, конкретного подразделения могут противоречить как интересам подразделений, находящимся на одном горизонтальном уровне управления, так и общим интересам всего коллектива.
Частными являются цели каждой отдельной личности (сотрудника), которые также могут вступать в противоречия с частными целями других сотрудников, особенными целями подразделения и общими целям всего коллектива.
Рассмотренный пример принадлежит к локальному уровню управления. Для федерального уровня классификация целей распределяется следующим образом: национальные цели являются общими, субъектов РФ - особенными, а хозяйствующих субъектов, расположенных на территории отдельных субъектов РФ - частными.
По признаку «необходимость создания условий для достижения» цели подразделяются на три вида - условные, нейтральные и безусловные.
Условные цели предполагают создание определённых, имеющих количественные и качественные характеристики условий для их реализации. Создаваемые условия могут способствовать более успешному (рациональному, эффективному) достижению конечных результатов либо препятствовать этому. Однако существуют условия, которые можно назвать индифферентными к процессу достижения конкретной нейтральной цели. Для системы управления хозяйствующим субъектом свойственны условные цели, для достижения которых необходимо создать условия развития во внешней среде. Примером безусловных целей могут служить цели человека как личности, достигаемые при любых условиях.
Проблема управленческих функций позволяет создать опти мальную
структуру и систему управления, определить
объек тивные потребности органов управления в различных материа лах и средствах.
Функция управления —
это конкретное направление управ-ляющего
(организующего, регулирующего, контролирующего
и пр.) воздействиягосударственного управления на
объект управления. Функции упр
В учебнике функции управления рассматриваются
как функции органов исполнительной власти
(государственного управления).
В самом общем виде функции государства и его органов —
это основные направления деятельности
государства, обеспечи вающие его социальное
благосостояние, гарантирующие реали
зацию прав и свобод человека и гражданина,
стабильное и эф-фективное управлениегосудар
Функции государственного
управления обусловливаются объективными
закономерностями. Содержание каждой
функ ции предопределено стоящими перед
государством и государст венным управлением целями и спецификой объекта
государст венного управления и включает
конкретное направление орга-
низационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.
Основные функции государственного
управления — это все общие, типичные, имеющие
специальную направленность ви ды взаимодействия
между субъектами и объектами управления,характерн
К основным функциям государственного
управления можно отнести следующие.
Информационное обеспечение деятельности государственных о
Прогнозирование и моделирование развития
системы госу дарственного управления, государственных органов,
стандартов государственного
управления. Прогнозирование — предвиде
ние изменений в развитии и результате
каких-либо событий или процессов в системе государственной деятел
Планирование — это определение направлений,
пропор ций, темпов, количественных и качественных
показателей раз вития тех или иных процессов
в системе государственного
управления и, в частности, реализации государственных фун
Организация — это формирование
системы государствен ного упра
Распорядительство, т. е. оперативное регулирование
управ ленческих отношений, возникающих
по поводу осуществления полномочий государственных орг
Руководство — это установление правил
и нормативов деятельности и отдельных
действий государственных орган
Координация — это согласование деятельности
различных государственных орга
Контроль — это установление соответствия
или несоответ-ствия фактического состояния
системы государственного
управления и ее структуры требуемому стандарту
и уровню, изучение и оценка результатов
общего функционирования го
сударственных органов, а также конкретных
действий субъек товуправления; установление соотношения намечаемого
и сде ланного в системе государственного
управления. Контроль — это наблюдение за
качеством управленческой деяте
9. Регулирование — использование методов
и способов управ ления в процессе организации
системы государственного управ
ления и ее функционирования. Регулиров
Полный перечень направлений реализации функции госу дарственного регулирования
достаточно велик; укажем лишь некоторые
из них: определение правил поведения
и действия в конкретной сфере посредством
нормативного правового акта; установление
конкретных процедур управления (
Содержание государственного ре
полнением установленных законом требований
и положений; координационное управление; ре
В некоторых отраслях государственного
управления государ ственное руководство
и управление невозможно, да и нецеле сообразно заменять государственным регул
Государственное регулирование характеризуется
как «поло жительное» государственное
управление, т. е. непрерывное ре-шение вопросов
общественной и государственной жизни госу дарством и его исполнительно-
10. Учет — это фиксация информации, выраженной
в коли чественной форме, о движении материальных
ресурсов государ ственного управления, о результатах реализации управленче ских отношений, полномочий государственных орг
кументов, фактов; система учета, как правило,
включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном
и муниципальном уровнях, информационно-аналитические
орга низации и центры сбора, обработки
и передачи информации, инженерно-технические
средства, а также нормативные право вые
акты, регламентирующие деятельность
в соответствующей области.
Информация о работе Понятие целей государственного управления