Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении государственного регулирования ВЭД.
Задачи:
- определить понятие, изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;
- рассмотреть правовые основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
- изучить методы государственного регулирования ВЭД;

Содержание работы

Введение…………………..………………………………………………………3
1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД…………4
2.Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6
3. Методы государственного регулирования ВЭД……………………...……...7
4.Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

вал операции.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание

 

Введение…………………..………………………………………………………3

1. Понятие, цели, принципы  государственного регулирования  ВЭД…………4

2.Правовые основы и  участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6

3. Методы  государственного  регулирования ВЭД……………………...……...7

4.Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

 

     В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка.

     Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

Поэтому изучение государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую актуальность.

     Цель работы состоит в изучении государственного регулирования ВЭД.

     Задачи:

- определить понятие, изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;

- рассмотреть правовые основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

-    изучить методы  государственного регулирования ВЭД;

-    рассмотреть особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

 

 

 

   1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД

 

     Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

    Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает:

- законодательно-правовую  базу регулирования;

- институционно-организационную  структуру регулирования;

- государственное программирование  ВЭД;

- квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок;

- сертификацию импортных  товаров;

- регистрацию некоторых  экспортных контрактов;

- обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

- таможенное регулирование;

- валютное и кредитно-денежное  регулирование ВЭД.

    Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

- использование внешнеэкономических  связей для ускорения создания  в России рыночной экономики;

- содействие повышению  производительности труда и качества  национальной продукции путем  приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных  комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий  в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа  российских предпринимателей на  мировые рынки посредством оказания  государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных  внешнеэкономических интересов, защита  внутреннего рынка;

- создание и поддержание  благоприятного международного  режима во взаимоотношениях с  различными государствами и международными  организациями.

     Государственное регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- единство внешнеэкономической  политики и национальной (внутренней) экономической политики;

- единство системы государственного  регулирования и контроля за  его реализацией;

- перенос центра тяжести  регулирования ВЭД с административных  на экономические методы;

- четкое разграничение  прав и ответственности Федерации  и ее субъектов в области управления ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые основы  и  участники регулирования внешнеэкономической  деятельности в России

     Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика.

     Эта совокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами, а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон «О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Большое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органов власти, её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

     Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.

     К органам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.

     Однако наиболее значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительная власть. Также в контексте рассмотрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и Президента РФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти.

 

             3. Методы  государственного регулирования ВЭД

 

      Выделяют следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

   -таможенно-тарифное регулирование;

   -нетарифное регулирование;

   -запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

   -меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

     Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

     Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

     Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

     Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

     Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

     Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

     По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

     По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

     Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.

     Другая категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности – это нетарифные меры:

     Финансовые  способы ограничения, заложенные  в механизме платежей в виде  различных прямых и косвенных  сборов, покрывающих государственные  затраты, связанные с решением  организационно-экономических проблем  за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых  способов ограничений:

   1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

   2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы);

   3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

   4) Импортные депозиты – это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).

     Экспортная субсидия или субсидия на производство:

   1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов;

   2)     Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными;

   3)   Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Информация о работе Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД