Понятие денежного оборота, его структура и содержание
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 14:32, курсовая работа
Описание работы
Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений. Сейчас же, человек уже не может обойтись без огромной финансово-экономической системы, охватывающей его. Актуальность данной темы выражена тем, что денежное обращение является неотъемлемой частью современной экономической системы. В реальной хозяйственной жизни оно обеспечивает непрерывность и быстроту процесса производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и жесткую связь хозяйствующих субъектов экономики. Стабильное денежное обращение способствует оптимальному использованию редких материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированное денежное обращение разрушает кругооборот доходов и расходов, что, в свою очередь, дезорганизует экономическую систему в целом. Поэтому проблема эффективной организации денежного обращения является актуальной для экономики страны.
Содержание работы
ВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 4 1.1 Денежное обращение и его показатели 4 1.2 Модели кругооборота денег 8 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ 11 2.1 Денежная масса и денежные агрегаты 11 2.2 Прогнозирование и контроль денежной массы 14 3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20 3.1 Инструменты денежно-кредитной политики 20 3.2 Денежно-кредитная политика Банка России 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
2) минимальные резервы
являются инструментом, используемым
Центральным банком для регулирования
объема денежной массы в стране.
Посредством изменения норматива
резервных средств Центральный
банк регулирует масштабы активных
операций коммерческих банков (в
основном объем выдаваемых ими
кредитов), а, следовательно, и возможности
осуществления ими депозитной
эмиссии. Кредитные институты могут
расширять ссудные операции, если
их обязательные резервы в
Центральном банке превышают
установленный норматив. Когда масса
денег в обороте (наличных и
безналичных) превосходит необходимую
потребность, Центральный банк проводит
политику кредитной рестрикции
путем увеличения нормативов
отчисления, то есть процента
резервирования средств в Центральном
банке. Тем самым он вынуждает банки сократить
объем активных операций.
Изменение нормы обязательных
резервов влияет на рентабельность кредитных
учреждений. Так, в случае увеличения обязательных
резервов происходит как бы недополучение
прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается
в том, что некоторые учреждения, в основном
специализированные банки, имеющие незначительные
депозиты, оказываются в преимущественном
положение по сравнению с коммерческими
банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия
произошло уменьшение роли указанного
метода кредитно-денежного регулирования.
Об этом говорит тот факт, что повсеместно
(в западных странах) происходит снижение
нормы обязательных резервов и даже ее
отмена по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов
приведет к увеличению денежного мультипликатора,
а, следовательно, увеличит объем той денежной
массы, которую может поддерживать некоторое
количество резервов. Если Центральный
банк увеличивает норму обязательных
резервов, то это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и к мультипликационному
уменьшению денежного предложения. Этот
процесс происходит очень быстро. Ибо,
как только подписывается решение об увеличении
резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает
недостаточность своих резервов. Он срочно
продаст часть своих ценных бумаг и потребует
возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной
политики является наиболее мощным, поскольку
он затрагивает основы всей банковской
системы. Он является настолько мощным,
что в действительности его применяют
раз в несколько лет, а не каждый день,
как в случае с операциями на открытом
рынке.
Рефинансирование
коммерческих банков. Рефинансирование означает
получение денежных средств кредитными
учреждениями от Центрального банка.
Центральный банк может выдавать
кредиты коммерческим банкам, а также
переучитывать ценные бумаги, находящиеся
в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время
был одним из основных методов денежно-кредитной
политики Центральных банков Западной
Европы, которые предъявляли определенные
требования к учитываемому векселю, главным
из которых являлась надежность долгового
обязательства.
Векселя переучитываются по
ставке редисконтирования. Эту ставку
называют также официальной дисконтной
ставкой, обычно она отличается от ставки
по кредитам (рефинансирования) на незначительную
величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2,0
процентных пункта). Центральный банк
покупает долговое обязательство по более
низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Центральным
банком ставки рефинансирования, коммерческие
банки будут стремиться компенсировать
потери, вызванные ее ростом (удорожанием
кредита) путем повышения ставок по кредитам,
предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение
учетной (рефинансирования) ставки прямо
влияет на изменение ставок по кредитам
коммерческих банков. Последнее является
главной целью данного метода денежно-кредитной
политики Центрального банка. Например,
повышение официальной учетной ставки
в период усиления инфляции вызывает рост
процентной ставки по кредитным операциям
коммерческих банков, что приводит к их
сокращению, поскольку происходит удорожание
кредита, и наоборот.
Изменение официальной процентной
ставки оказывает влияние на кредитную
сферу:
1) затруднение или облегчение
возможности коммерческих банков
получить кредит в Центральном
банке влияет на ликвидность
кредитных учреждений;
2) изменение официальной
ставки означает удорожание или
удешевление кредита коммерческих
банков для клиентуры, так как
происходит изменение процентных
ставок по активным кредитным
операциям.
Также изменение официальной
ставки Центрального банка означает переход
к новой денежно-кредитной политике, что
заставляет коммерческие банки вносить
необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования
рефинансирования при проведении денежно-кредитной
политики является то, что этот метод затрагивает
лишь коммерческие банки. Если рефинансирование
используется мало или осуществляется
не в Центральном банке, то указанный метод
почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных
ставок рефинансирования и редисконтирования
Центральный банк устанавливает процентную
ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам,
выдаваемым под какой-либо залог, в качестве
которого выступают обычно ценные бумаги.
Следует учесть, что в залог могут быть
приняты только те ценные бумаги, качество
которых не вызывает сомнения. В практике
зарубежных банков в качестве таких ценных
бумаг используются обращающиеся государственные
ценные бумаги, первоклассные торговые
векселя и банковские акцепты (их стоимость
должна быть выражена в национальной валюте,
а срок погашения - не более трех месяцев),
а также некоторые другие виды долговых
обязательств, определяемые Центральными
банками.
Центральный банк проводит
политику учетной ставки (которую еще
называют иногда дисконтной политикой),
выступая в роли «заимодателя в последней
инстанции». Он представляет ссуды наиболее
устойчивым в финансовом отношении банкам,
испытывающим временные трудности. Федеральная
резервная система (ФРС) США иногда осуществляет
долгосрочное кредитование на особых
условиях. Это могут быть ссуды мелким
банкам для удовлетворения их сезонных
потребностей в денежных средствах. Иногда
также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся
в сложном финансовом положении и нуждающимся
в помощи для приведения в порядок своего
баланса.
Когда банк берет ссуду, он переводит
ФРС выписанное на себя долговое обязательство,
обычно обеспеченное государственными
ценными бумагами. При возвращении ссуды
ФРС взыскивает процентные платежи, размер
которых определяется процентной ставкой.
Давая ссуду, ФРС увеличивает
резервы коммерческого банка, причем для
ее поддержания не нужны обязательные
резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные
резервы банка, его способность к кредитованию.
Если ФРС уменьшает учетную
ставку, то это поощряет банки к приобретению
дополнительных резервов путем заимствования
у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения
денежной массы. Напротив, повышение учетной
ставки соответствует стремлению руководящих
кредитно-денежных учреждений ограничить
предложение денег.
Изменив учетную ставку, можно
лишь ожидать соответствующих действий
банков. Нельзя заставить банки взять
кредит на сумму, необходимую государству.
В своей дисконтной политике Центральный
банк может играть лишь пассивную роль.
Только в операциях на открытом рынке
Центральный банк может играть активную
роль. Но никогда не стоит недооценивать
роль учетной ставки: изменяя ее, Центральный
банк имеет большую силу для того, чтобы
оказать ограничивающее влияние на банки.
И все же по эффективности применения
политика учетной ставки стоит после операций
на открытом рынке.
Операции на открытом
рынке. Главным инструментом денежно-кредитной
политики стали интервенции Центрального
банка, получившие название операций на
открытом рынке.
Этот метод заключается в том,
что Центральный банк осуществляет операции
купли-продажи ценных бумаг в банковской
системе. Приобретение ценных бумаг у
коммерческих банков увеличивает ресурсы
последних, соответственно повышая их
кредитные возможности, и наоборот, Центральные
банки периодически вносят изменения
в указанный метод кредитного регулирования,
изменяют интенсивность своих операций,
их частоту.
Операции на открытом рынке
впервые стали активно применяться в США,
Канаде и Великобритании в связи с наличием
в этих странах развитого рынка ценных
бумаг. Позднее этот метод кредитного
регулирования получил всеобщее применение
и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные
операции Центрального банка с ценными
бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет
собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается
в купле-продаже ценных бумаг с обязательным
совершением обратной сделки по заранее
установленному курсу. Гибкость обратных
операций, более мягкий эффект их воздействия,
придают популярность данному инструменту
регулирования. Так доля обратных операций
Центральных банков ведущих промышленно-развитых
стран на открытом рынке достигает от
82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть,
что по своей сути эти операции аналогичны
рефинансированию под залог ценных бумаг.
Центральный банк предлагает коммерческим
банкам продать ему ценные бумаги на условиях,
определяемых на основе аукционных (конкурентных)
торгов, с обязательством их обратной
продажи через 4-8 недель. Причем процентные
платежи, начисленные по данным ценным
бумагам в период их нахождения в собственности
Центрального банка, будут принадлежать
коммерческим банкам.
Главное отличие данного метода
– это использование более гибкого регулирования,
поскольку объем покупки ценных бумаг,
а также используемая при этом процентная
ставка могут изменяться ежедневно в соответствии
с направлением политики Центрального
банка. Коммерческие банки, учитывая указанную
особенность данного метода, должны внимательно
следить за своим финансовым положением,
не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Наряду с экономическими методами,
посредством которых Центральный банк
регулирует деятельность коммерческих
банков, им могут использоваться в этой
области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных
кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования
представляет собой количественное ограничение
суммы выданных кредитов. Контингентирование
кредита является прямым методом воздействия
на деятельность банков. Также кредитные
ограничения приводят к тому, что предприятия
заемщики попадают в неодинаковое положение.
Банки стремятся выдавать кредиты в первую
очередь своим традиционным клиентам,
как правило, крупным предприятиям. Мелкие
и средние фирмы оказываются главными
жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь
при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного
роста денежной массы, государство способствует
снижению деловой активности. Поэтому
метод количественных ограничений стал
использоваться не так активно, как раньше,
а в некоторых странах вообще отменен.
Также Центральный банк может
устанавливать различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны поддерживать
на необходимом уровне. К ним относятся
нормативы достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального размера риска
на одного заемщика и некоторые дополняющие
нормативы. Перечисленные нормативы обязательны
для выполнения коммерческими банками.
Также Центральный банк может устанавливать
необязательные, так называемые оценочные
нормативы, которые коммерческим банкам
рекомендуется поддерживать на должном
уровне.
При нарушении коммерческими
банками банковского законодательства,
правил совершения банковских операций,
других серьезных недостатках в работе,
что ведет к ущемлению прав их акционеров,
вкладчиков, клиентов Центральный банк
может применять к ним самые жесткие меры
административного воздействия, вплоть
до ликвидации банков.
Очевидно, что использование
административного воздействия со стороны
Центрального банка по отношению к коммерческим
банкам не должно носить систематического
характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных
инструментов денежной политики, государство
также иногда использует второстепенное
селективное регулирование, которое касается
фондовой биржи, потребительского кредита
и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции
на фондовой бирже, государство устанавливает
предписываемую законом «маржу», т.е. процент
от продажной цены ценной бумаги, который
должен быть оплачен при покупке либо
наличными либо ценными бумагами, в то
время как на другую часть может быть выписана
долговая расписка. Маржу повышают при
желании ограничить спекулятивную скупку
акций и понижают при желании оживить
фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить
увеличения денежной массы, то оно может
всеми возможными средствами отбивать
желание брать потребительский кредит:
повысит ставку процента по нему или предпишет
делать беспроцентный вклад в Центральный
банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице Центрального
банка может влиять на банки путем словесного
убеждения. Могут быть политические заявления,
общие решения, просто призывы к тому или
иному действию.
3.2 Денежно-кредитная
политика Банка России
Денежно-кредитная политика
ЦБ РФ является составной частью государственного
регулирования экономики.
Денежно-кредитная политика
ЦБ РФ может быть направлена на стимулирование
кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия),
либо на их сдерживание и ограничение
(кредитная рестрикция).
В результате первой увеличиваются ресурсы
коммерческих банков, которые при выдаче
кредитов увеличивают общую массу денег
в обращении. Вторая вызывает ограничение
возможности коммерческих банков по выдаче
кредитов и влияет на насыщение экономики
деньгами.
При проведении денежно-кредитной
политики Центральный банк использует
комплекс инструментов, которые можно
классифицировать по форме воздействия
на прямые и косвенные;
объектам воздействия – предложение денег
и спрос на деньги; характеру регулируемых
параметров – количественные
и качественные.
Денежно-кредитные методы регулирования
экономики применяются в стране с 1991 г.
после принятия и введения в действие
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». В настоящее
время основные направления денежно-кредитной
политики разрабатываются ЦБ РФ на основе
ст. 44 данного закона.