Понятие денежного оборота, его структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений. Сейчас же, человек уже не может обойтись без огромной финансово-экономической системы, охватывающей его.
Актуальность данной темы выражена тем, что денежное обращение является неотъемлемой частью современной экономической системы. В реальной хозяйственной жизни оно обеспечивает непрерывность и быстроту процесса производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и жесткую связь хозяйствующих субъектов экономики. Стабильное денежное обращение способствует оптимальному использованию редких материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированное денежное обращение разрушает кругооборот доходов и расходов, что, в свою очередь, дезорганизует экономическую систему в целом. Поэтому проблема эффективной организации денежного обращения является актуальной для экономики страны.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 4
1.1 Денежное обращение и его показатели 4
1.2 Модели кругооборота денег 8
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ 11
2.1 Денежная масса и денежные агрегаты 11
2.2 Прогнозирование и контроль денежной массы 14
3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
3.1 Инструменты денежно-кредитной политики 20
3.2 Денежно-кредитная политика Банка России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

Файлы: 1 файл

Курсовая ДО.docx

— 187.22 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. С 70-х годов во многих странах было введено таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Таргетирование - (от англ. target - цель) - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов, в каком виде устанавливаются целевые ориентиры - в виде «вилки» («коридора») или определенной контрольной цифры.

Денежное таргетирование на практике означает, что Центральный банк поддерживает заданные параметры изменения денежной массы. Такая стратегия основана на двух предпосылках:

  • если существует стабильная связь между деньгами и уровнем цен, то ценовой стабилизации можно достичь ограничением денежной массы;
  • объем денег должен быть контролируемым денежной политикой на ограниченном временном горизонте.

При прямом таргетировании инфляции стратегия Центрального банка фокусируется непосредственно на динамике инфляции. Политика Центрального банка в этом случае сводится к более или менее механической реакции на отклонения прогнозных значений инфляции от заданных значений на определенном временном горизонте.

Таргетирование валютного курса предполагает его фиксирование на заданном уровне путем корректировки процентных ставок и денежной базы.

Таргетирование денежной массы же предполагает установление ориентиров роста денежной массы.

В принципиальном плане определение оптимальных ориентиров денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен. В качестве ориентиров денежной массы может быть выбран «широкий» или «узкий» показатель денег.

Денежная база не является ни одним из агрегатов денежной массы, но включает в себя денежный агрегат М0 (наличная национальная валюта в обращении за пределами кредитных организаций). Помимо М0 денежная база всегда включает в себя наличную национальную валюту в кассах кредитных организаций и счета кредитных организаций в центральном банке (обязательные резервы R), которые могут выступать в качестве обязательных резервов по привлечённым депозитам и средства проведения расчётов. Другие обязательства центрального банка перед финансовыми и нефинансовыми корпорациями, резидентными домохозяйствами и некоммерческими организациями, обслуживающими домохозяйства, а также обязательства центрального банка перед другими органами государственной власти в форме наличных денег также могут включаться в состав денежной базы. Национальные определения понятия «денежная база» могут несколько различаться. Более того, в национальной статистике могут выделяться несколько показателей денежной базы.

В России рассчитываются показатели «денежная база в узком определении» и «денежная база в широком определении» (Приложение 3).

Денежная база в узком определении включает в себя выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учётом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов кредитных организаций по привлечённым средствам в национальной валюте, депонируемые в Банке России. Информация об объёме денежной базы в узком определении публикуется Банком России еженедельно в форме пресс-релизов.

Денежная база в широком определении включает в себя:

    1. Выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, в том числе остатки средств в кассах кредитных организаций;

    1. Остатки на счетах обязательных резервов, по привлечённым кредитными организациями средствам в национальной и иностранной валюте, депонируемые в Банке России;

    1. Средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усреднённые остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России;

    1. Вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости);

    1. Иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Так, в Швейцарии рассматривается «узкий» показатель - денежная база, в других странах, например США, Италии, используются более «широкие» показатели. В Швейцарии и Германии выбор «узких» ориентиров денежной массы аргументируется в основном высокой степенью контролируемости данного показателя со стороны центрального банка. Банк Англии выбрал агрегат МЗ в фунтах стерлингов, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, исследования английских экономистов показали, что наибольшей устойчивости спроса на деньги можно добиться с применением именно этого показателя. Во-вторых, статистика в этой стране свидетельствовала о наличии стабильной связи между агрегатом МЗ и уровнем номинальных ставок процента.

Кроме того, «узкий» агрегат используется в тех странах, где сравнительно легко можно разграничить сферу налично-денежного обращения и кредит и, во-вторых, где обнаружена четкая связь между денежной базой и всей денежной массой (денежный мультипликатор стабилен). Денежный мультипликатор (от лат. multiplicare - множить, преумножать, увеличивать) - экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Денежный мультипликатор проявляет себя двояко - как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор.

Сущность кредитного мультипликатора заключается в том, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс - кредитное сжатие.

В свою очередь депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков.

 Выбор  целевого показателя также зависит  от конечной задачи, которую ставит  перед собой центральный банк. Если он предполагает бороться  в основном только с инфляцией, тогда выбор падает на «узкий»  показатель. При решении же круга  задач (борьба с инфляцией, сокращение  бюджетного дефицита, улучшение  платежного баланса) центральный  банк обычно выбирает в качестве  цели «широкий» показатель.

Осуществляя денежно-кредитное регулирование, центральные банки государств устанавливают контроль не только за принятыми целевыми ориентирами, но и за депозитно-ссудными операциями кредитных учреждений. Регулируя их, центральные банки воздействуют на кредитный потенциал коммерческих банков, что в свою очередь сказывается на динамике денежных показателей, так как кредит является важнейшим источником создания денежной массы. Несмотря на то что в течение контрольного периода таргетирования установленные ориентиры могут корректироваться, задача центральных банков и других органов, ответственных за проведение единой государственной денежно-кредитной политики, состоит в правильном, экономически обоснованном определении ориентиров денежной массы и стремлении к их достижению с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Вместе с тем важно, чтобы цели денежной политики были ясны всем участникам рынка и населению. То, насколько экономические агенты в своих расчетах смогут учесть установленные параметры, служит одним из решающих факторов в достижении поставленных целей. Сам факт широкого освещения целей центрального банка по регулированию денежного обращения превращается в самостоятельный и далеко не маловажный инструмент реализации его политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

3.1 Инструменты денежно-кредитной  политики

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Цели кредитно-денежной политики:

    • устойчивые темпы роста национального производства;
    • стабильные цены;
    • высокий уровень занятости населения;
    • равновесие платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:

1. По непосредственным  объектам воздействия. В зависимости  от конкретных целей денежно-кредитная  политика направлена либо на  стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

2. По форме инструменты  денежно-кредитной политики разделяются  на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.

3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

4. По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитной политики  разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране).

Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются:

    • изменение нормы обязательного резервирования;
    • изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
    • операции на открытом рынке.

Политика обязательных резервов. Минимальные (обязательные) резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

1) они как ликвидные  резервы служат обеспечением  обязательств коммерческих банков  по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных  резервов Центральный банк поддерживает  степень ликвидности коммерческих  банков на минимально допустимом  уровне в зависимости от экономической  ситуации;

Информация о работе Понятие денежного оборота, его структура и содержание