Понятие и формироване государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Каждая семья  ежемесячно продумывает свои расходы  из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей  жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого  города, района, государства.

Для каждого  государства необходим такой  процесс, как роспись доходов, поступающих  в распоряжение органов государственной  власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления - до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими лицами и населением и  заключаются в перераспределении  национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.  
Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный бюджет

 

1.1. Понятие  и роль государственного бюджета

 

Центральное место  в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с  помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

По своему материальному  содержанию бюджет - это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли - регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».[1].

Бюджет выступает  в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики. Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

    • перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
    • государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
    • осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
    • контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

 

 

 

1.2. Бюджетная политика

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий  в сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для  выполнения своих функций. Бюджетная  политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.[2].

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

В качестве критериев  оценки эффективности бюджетной  политики выступают следующие показатели:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

  • уровень выполнения бюджетных обязательств;

  • величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

  • уровень монетизации бюджетного дефицита;

  • величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

  • динамика валового внутреннего продукта;

  • уровень безработицы;

  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджетная политика государства как часть налоговой  политики находит свое выражение  в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государствен-ным доходам и расходам. Инвестиционная политика - составная часть финансовой и бюджетной политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направления их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технологического уровня.[3].

Проводимая  бюджетная политика в РФ ориентирована на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения  позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Основными направлениями бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

  • обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде;

  • усовершенствование политики аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационный фонд;

  • повышение результативности бюджетных расходов.

  • расходы всех бюджетов должны быть ориентированны на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

  • повышение роли среднесрочного планирования;

  • расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств;

  • совершенствование межбюджетных отношений;

  • эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

При определении  целей и задач бюджетной политики на 2009-2011 годы следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.[4].

Внешние факторы  оказывают серьезное воздействие  на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Наиболее острой проблемой в настоящее время  является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.[5].

Для повышения  эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:

Бюджетная политика должна сохранить свое значение как  важнейший инструмент макроэкономического  регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного  развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом. Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.

Необходимо  усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу. К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики. Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе. При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами. На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям. В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.[6].

Информация о работе Понятие и формироване государственного бюджета