Понятие и формироване государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Принцип эффективности  и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного  покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
  • обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает:

  • надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
  • реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.[16].

 

3. Сбалансированность бюджета

 

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты  на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.[17].

Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.[18].

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако, именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Ахутин, А. В. Экономическая теория [Текст] / А. В. Ахутин // Вестник Московского университета. – 2007. − № 2. − С. 23-25.

2. Бакина, В. И. Государственный бюджет [Текст] / В. И. Бакина // Вестник Московского университета. − 2007. − № 4. − С. 42-55.

3. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / А. М. Годин // Экономика. − 2008. − № 1. − С. 11-17.

4. Горегляд, В. П. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / В. П. Горегляд // Финансы и кредит. − 2006. − № 4. − С. 48-53.

5. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория [Текст] / Г. М. Гукасьян // Вестник Московского университета. . − 2009. − № 5. − С. 59-66.

6. Глазьев, С. А. Бюджетный дефицит [Текст] / С. А. Глазьев // Финансы и кредит. − 2009. − № 9. − С. 93-101.

7. Дроздов, О. И. Бюджетная политика Российской Федерации [Текст] / О. И Дроздов // Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». − 2008. − № 3. − С. 28-33.

8. Илларионов, А. А.  Бремя государства [Текст] / А.  А. Илларионов // Вопросы экономики. − 2005. − № 1. − С.9-18.

9. Кабисов, Р. С. Финансовые проблемы бюджета [Текст] / Р. С. Кабисов // Финансы. − 2007. − № 10. − С. 135-154.

10. Коков, Ф. Х. Проблемы бюджета [Текст] / Ф. Х. Коков // Экономика. − 2006. − № 5. − С. 94-100.

11. Лавров, А. И. Финансовая  стабилизация  [Текст] / А. И. Лавров // Вопросы экономики. − 2009. − № 3. − С. 142-146.

12. Лившиц, А. Я. Основные  ориентиры бюджетной политики [Текст] / А. Я. Лившиц // Финансы. − 2009. − № 4. – С. 41-45.

13. Любимцев, Е. И. Бюджетный  дефицит [Текст] / Е. И. Любимцев // Финансы. − 2009. − № 5. –  С. 44-51.

14. Муравьев, С. Н. Экономическая теория [Текст] / С. Н. Муравьев // Вестник Московского университета. − 2006. − № 3. − С. 36-52.

15. Павлова, Л. А. Бюджетное финансирование [Текст] / Л. А. Павлова // Экономика. – 2009. − № 7. − С.78-84.

16. Подпорина, И. И. Современные проблемы бюджетного регулирования [Текст] / И. И. Подпорина // Финансы и кредит. – 2009. − № 11. − С.100-107.

17. Сумароков, Е. М. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования [Текст] / Е. М. Сумароков // Финансы и статистика. 2010. − № 2. − С.28-35.

18. Хурсевич, Ю. Н. Сбалансированность  бюджета [Текст] / Ю. Н. Хурсевич // Госкомстат. 2009. − № 7. − С.62-70.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и формироване государственного бюджета