Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:56, реферат
Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень — сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию.
Введение 2
1. Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства 4
2. Структура механизма мирового хозяйства 10
3. Мировой экономический порядок 17
4. Проблемы механизма мирового хозяйства 21
Заключение 28
Список литературы 30
Каждое социально-экономическое явление имеет свою институциональную структуру, которую определяют образующие ее институты и подсистемы. В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях. Это государства, интеграционные объединения, транснациональные корпорации и международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.
Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Данное направление встречает сопротивление «своих» и «чужих» транснациональных корпораций. Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.
Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это
• таможенные тарифы, которые
по характеру своего воздействия
относятся к регуляторам
• нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.
Приспосабливаясь к
Хозяйственным субъектам свойственна полная или почти полная самостоятельность в решениях и действиях. Цель каждого из них — максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что ведет к борьбе с другими хозяйственными субъектами за лучшие условия и рост производства. По отношению друг к другу хозяйственные объединения выступают конкурентами. Хозяйственные отношения между ними, а также (любые отношения, которые они поддерживают в рамках хозяйственной деятельности, за некоторыми исключениями являются конкурентными отношениями.
В то же время на уровне транснациональных корпораций (микроуровне) проводится планомерная организация производства, широко развита сеть внутрифирменного планирования. Элементы «слепой» конкуренции, при которой предприниматели сначала производят, а затем ищут потребителя производственной продукции, сохранились только в сравнительно ограниченных сферах хозяйства, где действуют мелкие и средние предприятия. Планировать производство товаров и услуг можно лишь с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность компаний. В число основных факторов входят:
• общие тенденции мирового экономического развития;
• развитие отдельных отраслевых и региональных рынков;
• социально-культурные условия на отдельных рынках или в отдельных группах стран;
• политико-правовые условия;
• природная среда.
В современных условиях крупнейшие транснациональные корпорации планируют свою деятельность не в региональном, а в мировом масштабе.
Основанный на таком подходе глобальный маркетинг ведет к возрастающему международному переплетению экономических, социальных и политических структур.
Эти процессы значительно изменяют условия международной деятельности компаний, деформируют рынок.
Руководствуясь все больше глобальными интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке и увеличения массы прибыли, транснациональные корпорации в зависимости от изменения хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах или регионах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами в масштабах всего мирового хозяйства, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую. Свыше 30% мировой торговли представляют собой внутрифирменные поставки транснациональных корпораций, осуществляемые не по международным, а по внутрифирменным, трансфертным ценам.
Сочетание рыночных и плановых элементов на микро- и макроуровнях не предотвращает появления диспропорций и нарушений в хозяйственных связях. Для функционирования хозяйства на глобальном уровне характерно непостоянное развитие пропорций, наличие неравновесий, неоднозначность реакции одного элемента системы на другой, разрывы в связях. Эти особенности производственной самоорганизации вызывают необходимость регулировать хозяйственный процесс, корректировать его.
Такой силой выступают
Многосторонний компонент структуры межгосударственной координации мирохозяйственных процессов имеет двухступенчатую систему.
Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых, таможенных и других, объединений. На их уровне идет согласование экономической политики, совместных антициклических, дефляционных и других акций, разработка прогнозов и среднесрочных индикативных программ социально-экономического развития, разрабатываются мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между участниками группировок и с третьими странами.
Наиболее далеко этот процесс продвинулся в Западной Европе. В рамках Европейского Союза создан разветвленный механизм согласования экономической политики. Он включает встречи глав правительств и государств (три раза в год), ежегодное проведение свыше 60 сессий Совета министров в составе руководителей внешнеполитических и других ведомств, постоянное функционирование Европейской Комиссии и многочисленных комиссий. Инструментами достижения целей выступают согласование экономических политик, установление общих принципов регулирования рынков и т.п.
Вторая ступень — общемировая, представленная международными экономическими организациями, большинство из которых возникло после Второй мировой войны. В основе разработки всей концепции послевоенной мировой экономической политики лежали идеи Дж. Кейнса, которые и получили практическое воплощение в создании специализированных организаций ООН — Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Вопросы стабилизации мировой экономической системы во все большей степени сосредоточивались в рамках Мирового Валютного Фонда и Мирового банка, при этом ведущая роль принадлежала Фонду. В последние десятилетия Фонд концентрировал свое внимание на средне- и долгосрочных подходах к проблемам экономической политики стран-членов, на вопросах разработки экономической стратегии в рамках мировой системы. Представители МВФ принимают участие в многосторонних встречах представителей ведущих стран Запада по вопросам развития экономических связей и проблем мирового хозяйства.
Регулирующая роль Фонда осуществляется
главным образом через
Позиция Фонда определяет отношение других субъектов мирового хозяйства к той или иной стране. Это связано с тем, что МВФ приобрел определенные черты международного рейтингового агентства, которое дает оценку рискованности вложений в те или иные страны. Он также осуществляет оценку мирового хозяйства и государств-членов в отдельности, выполняя роль международного полицейского на международных кредитных рынках.
Важным институтом регулирования
мировых хозяйственных
Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО — Международная организация гражданской авиации, МОТ — Международная организация труда, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО — Всемирная торговая организация и др.).
Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО, сфера деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию торгового обмена и соблюдение правил ведения мировой торговли. Оно имеет целью не только понижать тарифы, но и соблюдать режим наиболее благоприятствуемой нации, или режим национального отношения, т.е. свободного от дискриминации отношения к импортным товарам.
Немаловажную роль в
регулировании хозяйственных
Уникальное место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт — «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.
Политическая острота
экономических проблем
• пути оздоровления экономики;
• проблемы энергетики;
• международная торговля;
• пути стабилизации валютной системы;
• отношения промышленно развитых и развивающихся стран;
• проблемы стран с переходной экономикой.
Усложнение проблем в валютно-финансовой области вызвало необходимость образования дополнительного органа. В 1985г. в Венеции была учреждена отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им вменено в обязанность ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.
Анализ организационной структуры хозяйственного механизма показывает, что мировое хозяйство в определенной мере является управляемым, поскольку значительная часть спроса формируется на основе внутрифирменной торговли транснациональных корпораций, протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных заказов и программ, целенаправленных действий межправительственных организаций. Современному хозяйству свойственна регулируемая конкуренция, которая сосуществует с нерегулируемой, свободной конкуренцией. Оба вида конкуренции тесно переплетены, часто являясь формами хозяйственной деятельности одних и тех же агентов. Неопределенность регулируемой системы делает условным и процесс регулирования. Реакция глобальной экономической системы на различные воздействия оказывается неоднозначный, и эффективность регулирующих мер зависит от восприимчивости систем и соответствия их объективным потребностям. Глобальная хозяйственная система стремится к равновесию, но такое стремление не отрицает неравновесия, а соседствует с ним.
Интернационализация производства
способствуют росту неопределенности
воспроизводства в мировом
Информация о работе Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства