Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень — сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства 4
2. Структура механизма мирового хозяйства 10
3. Мировой экономический порядок 17
4. Проблемы механизма мирового хозяйства 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

2. Структура механизма мирового  хозяйства

 

Каждое социально-экономическое явление имеет свою институциональную структуру, которую определяют образующие ее институты и подсистемы. В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях. Это государства, интеграционные объединения, транснациональные корпорации и международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства.

Каждое государство  стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Данное направление встречает сопротивление «своих» и «чужих» транснациональных корпораций. Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование  внешней сферы осуществляется с  помощью широкого круга мер. Это

• таможенные тарифы, которые  по характеру своего воздействия  относятся к регуляторам внешней  торговли;

• нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и  экономической политики, включая  лицензирование, антидемпинговые и  компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации  хозяйственной жизни, государство  осуществляет сейчас регулирование  более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.

Хозяйственным субъектам свойственна  полная или почти полная самостоятельность  в решениях и действиях. Цель каждого  из них — максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что ведет к борьбе с другими хозяйственными субъектами за лучшие условия и рост производства. По отношению друг к другу хозяйственные объединения выступают конкурентами. Хозяйственные отношения между ними, а также (любые отношения, которые они поддерживают в рамках хозяйственной деятельности, за некоторыми исключениями являются конкурентными отношениями.

В то же время на уровне транснациональных  корпораций (микроуровне) проводится планомерная  организация производства, широко развита сеть внутрифирменного планирования. Элементы «слепой» конкуренции, при которой предприниматели сначала производят, а затем ищут потребителя производственной продукции, сохранились только в сравнительно ограниченных сферах хозяйства, где действуют мелкие и средние предприятия. Планировать производство товаров и услуг можно лишь с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность компаний. В число основных факторов входят:

• общие тенденции мирового экономического развития;

• развитие отдельных отраслевых и региональных рынков;

• социально-культурные условия на отдельных рынках или в отдельных  группах стран;

• политико-правовые условия;

• природная среда.

В современных условиях крупнейшие транснациональные корпорации планируют свою деятельность не в региональном, а в мировом масштабе.

Основанный на таком подходе  глобальный маркетинг ведет к  возрастающему международному переплетению экономических, социальных и политических структур.

Эти процессы значительно изменяют условия международной деятельности компаний, деформируют рынок.

Руководствуясь все больше глобальными  интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке  и увеличения массы прибыли, транснациональные  корпорации в зависимости от изменения  хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах или регионах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами в масштабах всего мирового хозяйства, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую. Свыше 30% мировой торговли представляют собой внутрифирменные поставки транснациональных корпораций, осуществляемые не по международным, а по внутрифирменным, трансфертным ценам.

Сочетание рыночных и плановых элементов  на микро- и макроуровнях не предотвращает появления диспропорций и нарушений в хозяйственных связях. Для функционирования хозяйства на глобальном уровне характерно непостоянное развитие пропорций, наличие неравновесий, неоднозначность реакции одного элемента системы на другой, разрывы в связях. Эти особенности производственной самоорганизации вызывают необходимость регулировать хозяйственный процесс, корректировать его.

Такой силой выступают межгосударственные и международные организации, которые  внедряются в рыночный механизм, преобразуя его, добавляя в него новые элементы. В основе действий этих организаций лежит сознательная деятельность, определяемая и направляемая перспективным расчетом или планом, при этом самоорганизация мирового хозяйства сохраняет свою сущность.

Многосторонний компонент структуры межгосударственной координации мирохозяйственных процессов имеет двухступенчатую систему.

Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых, таможенных и других, объединений. На их уровне идет согласование экономической политики, совместных антициклических, дефляционных и других акций, разработка прогнозов и среднесрочных индикативных программ социально-экономического развития, разрабатываются мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между участниками группировок и с третьими странами.

Наиболее далеко этот процесс продвинулся  в Западной Европе. В рамках Европейского Союза создан разветвленный механизм согласования экономической политики. Он включает встречи глав правительств и государств (три раза в год), ежегодное проведение свыше 60 сессий Совета министров в составе руководителей внешнеполитических и других ведомств, постоянное функционирование Европейской Комиссии и многочисленных комиссий. Инструментами достижения целей выступают согласование экономических политик, установление общих принципов регулирования рынков и т.п.

Вторая ступень — общемировая, представленная международными экономическими организациями, большинство из которых возникло после Второй мировой войны. В основе разработки всей концепции послевоенной мировой экономической политики лежали идеи Дж. Кейнса, которые и получили практическое воплощение в создании специализированных организаций ООН — Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Вопросы стабилизации мировой экономической  системы во все большей степени  сосредоточивались в рамках Мирового Валютного Фонда и Мирового банка, при этом ведущая роль принадлежала Фонду. В последние десятилетия Фонд концентрировал свое внимание на средне- и долгосрочных подходах к проблемам экономической политики стран-членов, на вопросах разработки экономической стратегии в рамках мировой системы. Представители МВФ принимают участие в многосторонних встречах представителей ведущих стран Запада по вопросам развития экономических связей и проблем мирового хозяйства.

Регулирующая роль Фонда осуществляется главным образом через обязательства  стран-заемщиков при предоставлении им займов. В своей деятельности Фонд придерживается жесткой кредитной политики. Страна, нуждающаяся в стабилизационных займах, должна брать на себя обязательства скоординировать свою политику на условиях Фонда. Комиссии фонда определяют степень их выполнения. Страна, не соблюдающая рекомендаций, лишается поддержки МВФ.

Позиция Фонда определяет отношение  других субъектов мирового хозяйства  к той или иной стране. Это связано  с тем, что МВФ приобрел определенные черты международного рейтингового агентства, которое дает оценку рискованности  вложений в те или иные страны. Он также осуществляет оценку мирового хозяйства и государств-членов в отдельности, выполняя роль международного полицейского на международных кредитных рынках.

Важным институтом регулирования  мировых хозяйственных процессов  выступает Мировой банк. Основное направление его деятельности — кредитование инвестиционных проектов частного сектора, а также финансирование структурных реформ в странах. Он также принимает участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании. Страны, получившие кредит, обязаны предоставлять Банку информацию о своем финансово-экономическом положении, содержать миссии банка, которые обследуют эти проекты.

Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства  являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО — Международная организация гражданской авиации, МОТ — Международная организация труда, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО — Всемирная торговая организация и др.).

Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО, сфера  деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли. Деятельность ВТО  направлена на либерализацию торгового обмена и соблюдение правил ведения мировой торговли. Оно имеет целью не только понижать тарифы, но и соблюдать режим наиболее благоприятствуемой нации, или режим национального отношения, т.е. свободного от дискриминации отношения к импортным товарам.

Немаловажную роль в  регулировании хозяйственных процессов  в мировом хозяйстве и в  отдельных его подсистемах играют организации, занимающиеся проблемами хозяйственного развития подсистем (ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНИДО — Организация ООН по промышленному развитию и др.).

Уникальное место в  системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт — «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Политическая острота  экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:

• пути оздоровления экономики;

• проблемы энергетики;

• международная торговля;

• пути стабилизации валютной системы;

• отношения промышленно  развитых и развивающихся стран;

• проблемы стран с  переходной экономикой.

Усложнение проблем  в валютно-финансовой области вызвало  необходимость образования дополнительного органа. В 1985г. в Венеции была учреждена отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им вменено в обязанность ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Анализ организационной  структуры хозяйственного механизма  показывает, что мировое хозяйство  в определенной мере является управляемым, поскольку значительная часть спроса формируется на основе внутрифирменной торговли транснациональных корпораций, протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных заказов и программ, целенаправленных действий межправительственных организаций. Современному хозяйству свойственна регулируемая конкуренция, которая сосуществует с нерегулируемой, свободной конкуренцией. Оба вида конкуренции тесно переплетены, часто являясь формами хозяйственной деятельности одних и тех же агентов. Неопределенность регулируемой системы делает условным и процесс регулирования. Реакция глобальной экономической системы на различные воздействия оказывается неоднозначный, и эффективность регулирующих мер зависит от восприимчивости систем и соответствия их объективным потребностям. Глобальная хозяйственная система стремится к равновесию, но такое стремление не отрицает неравновесия, а соседствует с ним.

Интернационализация производства способствуют росту неопределенности воспроизводства в мировом хозяйстве. Представляется, что приспособление механизма мирового хозяйства к новой обстановке должно идти по пути развития регулирования, повышения его роли. Главным образом такое развитие должно происходить в планетарном, а не только в международном масштабе. Многие проблемы, общие для всего мира, абсолютно не поддаются рыночным силам, и поэтому необходимо вносить коррективы.

Информация о работе Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства