Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень — сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства 4
2. Структура механизма мирового хозяйства 10
3. Мировой экономический порядок 17
4. Проблемы механизма мирового хозяйства 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

3. Мировой экономический порядок

 

Мировой порядок (режим) представляет собой достаточно четко выраженные условия, которые приняты на многосторонней основе и базируются на взаимоприемлемых нормах, определяющих государственные и негосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Мировой экономический порядок включает в себя международно-регулирующие структуры:

• международную валютную систему;

• общемировую торговую систему;

• международные принципы налогообложения.

Создание международных  порядков накладывает определенные обязательства и приводит к издержкам  для его участников. Оптимальный  порядок обеспечивает выгоды для  всей системы. В другом случае развиваются  процессы в соответствии с концепцией несовершенной конкуренции.

На состояние мирового экономического порядка значительное, если не определяющее, влияние оказывает  иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей  мощью и, следовательно, влиянием, чем другие. Даже среди ведущих западных стран отсутствует «совершенная симметрия», так как на долю США приходится 45% ВВП «семерки», и средние показатели, которые принимаются во внимание при принятии совместных решений, в значительной степени определяются уровнем и масштабом развития американской экономики. Таким образом, при существующем способе координации показатели и достижения США служат «точкой равновесия», вокруг которой регулируется политика других стран как в целом, так и в международных организациях.

Сложившийся после Второй мировой войны порядок держался на превосходстве США при сохранении отношений метрополия — колония. Первые послевоенные годы были вершиной положения США в мировой экономике. За 30—40-е годы американская доля в  мировом доходе увеличилась с 29 до 33%, а доля второй по экономической мощи страны на Западе — Британии — сократилась примерно с 9 до 6%. В промышленном производстве на долю США приходилось свыше 37% мирового объема продукции, в официальных мировых резервах монетарного золота — свыше 70%. Пользуясь резким ослаблением сил других западных стран, США в послевоенные годы обеспечили себе такое положение, которым не обладала даже Британия в период своего наивысшего расцвета.

Другая характерная  черта послевоенного мирового экономического порядка заключалось в том, что он состоял из обособленных экономических режимов, существовавших в рамках экономических взаимоотношений внутри колониальных империй, а также обособленной системы экономических отношений, сложившейся в Восточной Европе, где в 1949г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Восстановление хозяйств участвовавших во Второй мировой  войне стран и неравномерность  экономического развития привели к  изменению положения в рамках сложившегося мирового экономического режима. Усилились позиции стран Западной Европы и Японии, которые стали противостоять США по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС привело к созданию отдельного экономического порядка в рамках Общего рынка, что не могло не отразиться на мировом экономическом порядке. За годы своего существования ЕС переросло в мощный блок, бросивший вызов многосторонней системе торговли под эгидой ГАТТ. Дело в том, что таможенный союз, даже если он и не повышает средний уровень торговых барьеров, неизбежно стимулирует дискриминацию в отношении третьих стран.

С распадом колониальных империй развивающиеся страны пытались кардинально изменить существовавшую международную экономическую систему. Они провели через Генеральную  Ассамблею ООН в мае 1974г. резолюцию о Новом международном экономическом порядке (НМЭП) и в сентябре этого года — резолюцию, которая одобрила Хартию экономических прав и обязанностей государств.

В основу НМЭП были положены принципы суверенного равенства  государств в международных, политических и экономических отношениях, суверенитета и эффективного контроля государств над своими хозяйственными ресурсами. Одно из главных мест в концепции НМЭП занимали требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товары и смягчения резких колебаний спроса на сырье. Выдвигались требования о создании системы передачи развивающимся странам новых технологий, предоставлении им суверенного права контролировать всю экономическую деятельность на своей территории, включая право на национализацию иностранных компаний.

НМЭП признавал, что  в мировое хозяйство и международные  экономические отношения, в частности, не могут далее складываться стихийно под влиянием международной конкуренции, что предоставленные самим себе тенденции развития не могут обеспечить рациональное размещение производственных средств в планетарном масштабе, что мирохозяйственные связи нуждаются в определенном межгосударственном регулировании. При этом должны учитываться интересы стран, которых лишают выгод стихийные силы мирового рынка.

Требования развивающихся  стран о получении дополнительных средств могли содействовать  перераспределению мирового дохода в пользу развивающихся стран, но ведущие западные страны в значительной мере блокировали их, переводя решение  выдвинутых требований на двусторонний и многосторонний уровни. Это привело к тому, что значительная часть развивающихся стран вступила в определенные координационные отношения с Западом через систему общих преференций, дававшую им некоторые дополнительные возможности на западных рынках.

В 80-е годы США сместили подходы к сложившемуся к тому времени мировому экономическому порядку, учитывающему социально-экономические изменения и сдвиги в соотношении сил в мире. Американские правящие круги полагали, что деление на две социальные системы придало глобальным проблемам неоправданную остроту и сделало международные договоренности недостаточно надежными. Ставка была сделана на возрождение доминирующей роли США в мировой экономике. В начале 1991г. во время военных операций ведущих западных стран против Ирака президент США выдвинул положение о «новом мировом порядке», не раскрыв его содержания.

Новый мировой порядок  представляет собой концепцию, рассчитанную на длительный период времени, по созданию инфраструктуры для осуществления  США своего влияния в мире. Она опирается на положение о том, что стабильность экономического режима можно поддержать только в специальной мирохозяйственной структуре, где доминирует ярко выраженный лидер. Эта концепция соответствует положению, выдвинутому еще в 70-е годы, о происходящей замене демократии господством элит в обществе.

Альтернативой подобным устремлениям может быть справедливый демократический порядок, который  сможет гарантировать мировому сообществу достижение разумных договоренностей  по глобальным проблемам и добросовестное сотрудничество всех государств в ходе их решения, социальную и геополитическую справедливость.

мировой хозяйство

 

 

 

 

4. Проблемы механизма мирового хозяйства

Глобализация  хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х - начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все  разнообразие глобальных проблем, они  обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой  экономики. Такая специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

    • Носят общемировой характер, то есть затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
    • Угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
    • Нуждаются в срочном и неотложном решении;
    • Взаимосвязаны между собой;
    • Требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.

Исходя из этих признаков, к глобальным стали относить следующие проблемы мирового хозяйства: преодоления бедности и отсталости; мира, разоружения, предотвращения мировой ядерной войны (проблемы мира и демилитаризации); продовольственную; экологическую; демографическую.

По мере развития человеческой цивилизации могут  возникать и уже возникают  новые глобальные проблемы. Так, к  разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также проблему освоения и использования космоса.

Экологические проблемы мирового хозяйства

Вторая половина ХХ в. - это время невиданных ранее  темпов экономического развития. Однако оно во все большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальной емкости биосферы.

Характеризуя  общее состояние окружающей природной  среды, ученые разных стран обычно употребляют такие определения, как «деградация глобальной экономической системы», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и т.п. Многие пишут о нарастающем глобальном экологическом кризисе, который в отдельных регионах принял уже самые отчетливые формы.

Условно всю  проблему деградации мировой экологической  системы можно разделить на две  составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

Не случайно поэтому, еще в 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, а в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена представительная конференция (ЮНСЕД) по развитию и окружающей среде, обозначившая задачи мирового сообщества в данной области в принятом документе: «Повестка дня на XXI век». Основные тезисы указанного документа сводятся к следующему:

    • · все внимание и усилия мирового сообщества должны быть обращены на людей, имеющих полное право на здоровье и плодотворную деятельность в гармонии с природой;
    • · обязательной составляющей процесса развития человечества, всякой жизнедеятельности является охрана окружающей среды;
    • · задачи поддержания окружающей среды должны определяться интересами настоящего и будущих поколений;
    • · устойчивое развитие стран и всего мирового сообщества не может быть обеспечено без изменения методов производства и потребления.
    • Влияние на развитие экологической ситуации оказывают три основных компонента:
    • · общество (население, его состав и распределение, уровень и условия жизни);
    • · жизнедеятельность в хозяйственной и бытовой сфере;
    • · окружающая природная среда, с одной стороны, как объект жизнедеятельности, с другой, как важный фактор последней и человеческого существования вообще.

Совершенно  очевидно, что современные экологические проблемы не только технологические, экономические, правовые и нравственные, но и политические. Это подчеркивает необходимость международного сотрудничества в создании и обеспечении экономико-правовых, организационно-институциональных условий решения экологической и других глобальных проблем, механизмов реализации соответствующих мер и контроля за их осуществлением. Нельзя, к тому же, не учитывать, что необходимые ограничения в области окружающей среды часто оказываются в противоречии с национальными интересами отдельных стран.

3. Основные  характеристики демографической  проблемы

Очень серьезна демографическая проблема. Рост численности  населения мира и масштабов производства в сочетании с нерациональными  структурами потребления ложится  все более тяжелым бременем на жизнеобеспечивающий потенциал биосферы. Среднегодовые темпы прироста численности населения мира в 1993-2010 гг. оцениваются в 1,38%,8 в то время как за предыдущие двадцать лет темпы составляли 1,8%.

Росту населения  на Земле способствовали экономические факторы: пропорциональный рост трудоспособного населения. Это закономерно для периода экстенсивного роста экономики. В настоящее время наблюдается резкое возрастание антропогенного воздействия на биосферу. Достижение 7 миллиардного рубежа почти вдвое увеличит антропогенное давление на планету, даже при условии введения ресурсосберегающих технологий. Хотя в некоторых анализах указывается, что якобы рост народонаселения в развивающихся странах - не главная угроза стабильности биосферы, ибо четыре пятых населения, а это развивающиеся страны, потребляют менее 20% всех ресурсов и в четыре раза меньше загрязняют окружающую среду, чем развитые страны. Однопроцентный рост населения в США представляется для окружающей среды большей угрозой, чем двухпроцентный в развивающихся странах. Один миллиард населения Индии оказывает на биосферу такое же влияние, как 50 млн. американцев.

С целью объяснения процессов роста населения мира была разработана концепция демографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно. Демографический переход начинается почти одновременно с формированием индустриального общества. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства (низкая рождаемость - низкая смертность - невысокий естественный прирост) завершился в индустриальных странах Западной Европы и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в последней четверти века он начинался в ряде развивающихся стран и регионов (Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка).

Информация о работе Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства