Понятие и история развития государственных ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа, в которых должником выступает государство, орган государственной власти и управления

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.68 Кб (Скачать файл)

Введение

Основной  формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета  путем выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

Государственными  ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа, в которых должником выступает  государство, орган государственной  власти и управления1.

Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления  инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка  ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении  собственности и получении спекулятивной  прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

В настоящее  время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг  во многом зависит формирование государственных  бюджетов; обеспечение эффективности  денежно-кредитной политики; поддержание  активности работы всех сфер экономики.

С 1992 года в России проводится активная политика по привлечению необходимых кредитных  ресурсов посредством эмиссии государственных  ценных бумаг. В 1996 году за счет доходов  от продажи ценных бумаг было погашено 60 % дефицита федерального бюджета.

Растут  не только объемы эмиссии, но и спектр видов государственных долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей стоящей перед министерством  финансов России, является использование  накопленного опыта по организации  рынка государственных ценных бумаг  для реализации стратегической линии – увеличения сроков заимствования.

Постепенно  должен сформироваться фондовый рынок, обслуживающий инвестиционные проекты  в производстве, жилищном строительстве  и др.

Целью написания  контрольной работы является подробный анализ государственных ценных бумаг.

Работа  состоит из нескольких глав, введения и заключения. В первой главе мной рассмотрена история возникновения  и развития государственных ценных бумаг. Вторая глава представляет собой  обзор основных видов государственных  ценных бумаг, их организации и обращения. Третья глава посвящена перспективам организации обращения государственных  ценных бумаг. Эта проблема стала  особо актуальной после кризиса 1998 г., когда правительство было вынуждено  приостановить выплаты по ценным бумагам, а в последствии оказалось перед проблемой реструктуризации долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и история развития

государственных ценных бумаг в  России

    1. Общее понятие государственной ценной бумаги

 

При выполнении государством функций  по управлению хозяйственно-рыночными  и кредитно-финансовыми сферами  жизнедеятельности его субъектов  возникает необходимость привлечения  свободных денежных средств, принадлежащих  последним. На практике существует несколько  способов привлечения свободных  оборотных средств юридических  и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются  обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью.

Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств  является проведение государством в  лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется  государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Правовое регулирование формирования и осуществление государством деятельности по созданию государственного внутреннего  долга закреплено Законом РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (далее - Закон о государственном внутреннем долге), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого долговые обязательства государства  могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Согласно ст. 142 ГК РФ, ценной бумагой  признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением. Одним из видов ценных бумаг является государственная ценная бумага, отличительная особенность которой состоит в том, что эмитентом ее выпуска является само государство, а порядок и условия размещения, обращения и погашения регулируются нормативными актами. Существуют несколько видов государственных ценных бумаг.

В зависимости от способа определения  надлежащего держателя ценной бумаги различают именные ценные бумаги, права по которым передаются в  порядке, установленном для уступки  требования (цессии), бумаги на предъявителя, для передачи прав по которым достаточно вручения их этому лицу (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ), а также ордерные ценные бумаги, права по которым передаются путем совершения на этих бумагах  индоссамента (п. 3 ст. 146 ГК РФ). Так, например, облигации государственного сберегательного займа выпускаются на предъявителя, а облигации федерального займа, государственные краткосрочные обязательства являются именными ценными бумагами.

По видам дохода, получаемого  владельцами государственных ценных бумаг, различают процентные ценные бумаги, которые в свою очередь  условно можно разделить на государственные  ценные бумаги, имеющие постоянный процентный доход (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, облигации внутреннего валютного  займа), и имеющие переменный процентный доход (облигации федерального займа  с переменным купонным доходом). Кроме  того, существуют государственные ценные бумаги, условиями выпуска которых  не предусмотрена выплата процентов  в связи с тем, что доходность по ним определяется иным образом (государственные  краткосрочные обязательства).

В зависимости от эмитента, оформляющего выпуск государственных ценных бумаг, различают ценные бумаги, эмитированные  Правительством РФ, Минфином РФ, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Как уже было сказано, ценные бумаги представляют собой прежде всего определенным образом оформленный документ. При этом законодательством РФ предъявляются определенные требования к оформлению и содержанию ценных бумаг. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или несоответствие установленной формы влечет ее ничтожность, т.е. недействительность с юридической точки зрения (п. 2 ст. 144 ГК РФ).

Вместе с тем, кроме документарного способа фиксации прав, законодательством  РФ предусмотрен бездокументарный способ, т.е. с помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п. Следует обратить внимание на то, что бездокументарным способом могут быть зафиксированы  только права, закрепленные именной  или ордерной ценной бумагой (п. 1 ст. 149 ГК РФ). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные  для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации (ст. 149 ГК РФ).

Несмотря на то что ГК РФ называет указанные ценные бумаги бездокументарными, а Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет данный способ фиксации прав лишь формой ценных бумаг, многие юристы и специалисты в области рынка ценных бумаг считают, что бездокументарные ценные бумаги не являются ценными бумагами в прямом смысле слова, а представляют собой лишь особый способ фиксации прав.

Для субъектов гражданских отношений, т.е. для предприятий, учреждений, организаций, участвующих в обороте ценных бумаг на официальном рынке, проблема определения природы бездокументарных ценных бумаг интересна прежде всего с точки зрения правомерного применения тех или иных способов защиты прав владельцев указанных ценных бумаг (вещно-правовые или обязательственно-правовые).

Как уже говорилось, права, закрепляемые именной или ордерной ценной бумагой, могут быть оформлены не в виде документа, а с помощью средств ЭВМ, т.е. в бездокументарной форме. Вместе с тем, как следует из анализа положений ст. 142 ГК РФ, ценной бумагой признается в первую очередь документ, т.е. определенный материальный объект. Что же касается бездокументарных ценных бумаг, то такой признак у них отсутствует.

Признание бездокументарной ценной бумаги не вещью, а лишь способом фиксации прав означает, что отношения, возникающие  при владении, пользовании и распоряжении указанными ценными бумагами, являются не вещно-правовыми (создающими право  собственности, право хозяйственного ведения и т.п.), а обязательственно-правовыми. Данный вывод означает, что при возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием законных прав владельцами бездокументарных ценных бумаг, следует применять не вещно-правовые способы защиты, предусмотренные главой 20 ГК РФ (например, обращение в арбитражные суды с виндикационными исками, т.е. с требованиями о возврате имущества из незаконного владения на основании ст. 302 ГК РФ), а обязательственно-правовые способы защиты (например, применять общие положения о признании недействительной сделки, взыскании убытков и т.д. в соответствии с параграфом 2 главы 9 ГК РФ и т.д.).

В Законе о рынке ценных бумаг, прослеживается иная позиция. В соответствии с ней  бездокументарная ценная бумага признается одним из видов ценных бумаг, отличие  которой заключается в особом способе фиксации прав. Определяя таким образом бездокументарную бумагу, следует распространять нормы вещного права на отношения, возникающие при ее обороте, и в том числе использовать вещно-правовые способы защиты прав их владельцев.

1.2

 

 

 

2. Виды государственных ценных  бумаг 

 

Облигации внутреннего валютного  займа 

 

Облигации внутреннего валютного  займа (далее - ОВВЗ) представляют собой  переоформленные Минфином РФ совместно  с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства  Союза ССР перед российскими  предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам, находящимся во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г. (п. 3 указа Президента РФ от 07.12.92 N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга  бывшего Союза ССР").

 

Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего  государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 15.03.93 N 222 (далее - Условия выпуска ОВВЗ), в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются  в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте.

 

Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ (п. 7 Условий выпуска ОВВЗ).

 

Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного  дохода, а также при погашении  самих облигаций, выплачиваются  в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках.

 

Кроме этого, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в гражданском  обороте на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, но с учетом требований валютного  законодательства РФ, поскольку данные облигации относятся к категории  валютных ценностей (п. 4 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании  и валютном контроле"). В связи с этим вышло письмо ЦБ РФ от 13.04.94 N 87 "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа", в котором ЦБ РФ дополнительно разъяснил особенности обращения на территории России ОВВЗ. Так, в частности, в соответствии с п. 1 указанного письма ОВВЗ могут свободно обращаться на территории РФ без выдачи специальных разрешений ЦБ РФ и в том числе в виде вклада в уставные капиталы организаций-резидентов (п. 5). При этом денежные обязательства, возникающие в процессе обращения ОВВЗ, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 2).

 

Кроме ОВВЗ 1993 г., государством в 1996 г. был произведен дополнительный выпуск указанных валютных облигаций, необходимость  которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга  государства по ОВВЗ 1993 г. (указ Президента РФ от 31.01.96 N 126 "О некоторых мерах  по упорядочению работы с внутренним и внешним долгом РФ").

 

В соответствии с Условиями выпуска, размещения и погашения внутреннего  государственного валютного займа  РФ 1996, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.96 N 229 и принятыми  во исполнение вышеназванного Указа  Президента РФ N 126, ОВВЗ выпускаются  в виде государственной ценной бумаги, номинированной также в долларах США, по которой установлен купонный доход в размере 3% годовых с условием ежегодной выплаты начиная с 14 мая 1996 г. Доход по ОВВЗ 1996 г. также выплачивается держателем путем перечисления причитающихся сумм на счета владельцев после предъявления ими соответствующих купонов.

Информация о работе Понятие и история развития государственных ценных бумаг в России