Понятие и классификации трансакций (классификация трансакций Дж. Коммонса; классификация трансакций К. Поланьи). Концепция трансакции О. У

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Джон Коммонс дал следующее определение трансакции:
«Трансакция – не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом»
Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Коммонс различал три основных вида трансакций:
а) трансакции сделки
б) трансакции управления
в) трансакции рационирования

Файлы: 1 файл

tema_2_institutsionalnaya_konomika_1_i_2_vopro.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и классификации трансакций (классификация трансакций Дж. Коммонса; классификация трансакций К. Поланьи). Концепция трансакции О. Уильямсона.

Джон Коммонс дал следующее определение трансакции:

«Трансакция – не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом» 
Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами. 
 
Коммонс различал три основных вида трансакций: 
а) трансакции сделки 
б) трансакции управления 
в) трансакции рационирования

а) Трансакции сделки служат для осуществления, отчуждения и присвоения прав собственности и свобод. При ее осуществлении необходимо обоюдно согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них. Она включает: переговоры, контракты и исполнение контрактов. В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.  
Примерами трансакционной сделки могут служить действия на рынке труда наемного работника и работодателя 
 
б) Трансакции управления. 
Ключевым элементом являются отношение управления – подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и, соответственно, асимметричности правовых отношений.  
 
в) Трансакции рационирования. 
 При ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента. 

Классификация трансакций К. Поланьи.

  1. Трансакция взаимности. 
    Обмен подарками между родственниками или членами одной социальной группы.
  2. Трансакция перераспределения. 
    Социальные выплаты, которые власть может осуществлять как в свою пользу, так и в пользу своих подданных.
  3. Трансакция домашнего хозяйства. 
    Производство для удовлетворения потребностей семьи.
  4. Трансакция обмена. 
    Использование института рынка для перемещения товара, передачи прав собственности на товар.

Концепция трансакция Уильямсона. 
На представление о трансакции, как средстве гармонизации отношений между различными экономическими агентами базируется и подход Оливера Уильямсона. Он выделяет три наиболее значимых параметров трансакций.

  1. Частота
  2. Неопределенность
  3. Специфичность активов

Параметры трансакции, согласно Уильямсону, обуславливают необходимость создания специальной структуры для управления ею. В этой связи выделяют 4 типа трансакции:

  1. Разовая сделка с участием активов общего назначения 
    Разовый обмен на анонимном рынке
  2. Повторяющаяся сделка с участием активов общего назначения 
    Реализация товаров на конкурентном рынке, сопровождающаяся экономией на издержках измерения
  3. Разовая сделка с участием специфических активов 
    Разовый обмен, сопровождающийся определенными гарантиями и/или привлечением третьей стороны
  4. Повторяющаяся сделка с участием специфических активов. 
    Двустороннее партнерство, сопровождающееся трансакционно-специфической экономией и экономией на коммуникациях, предотвращающее оппортунизм

Кроме того, классификация Уильямсона выделила сторону контрактного характера трансакций, поэтому все трансакционные издержки рассматриваются в связи с контрактными процессами. Основным критерием этой классификации является момент заключения контракта, соответственно, трансакционные издержки разграничиваются на затраты до и после контракта.

Любая передача прав собственности при заключении сделки сопровождается определенными издержками, которые называются трансакционными. Исследования ведущих зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что с каждым годом в экономиках развитых стран трансакционные издержки возрастают как в абсолютном, так и в относительном измерении. 

2. Параметры трансакций. Специфичность  активов, уровни специфичности.

Принято выделять три основных параметра трансакций, а именно, специфичность активов, неопределенность и частоту.

  1. Специфичность активов.

Специфичность активов — это свойство активов приносить наибольшую выгоду только при определенном употреблении. В качестве средства измерения специфичности активов может выступать  доля ценности актива, которую он теряет при наилучшем альтернативном употреблении. Как параметр трансакций специфичность активов представляет собой характеристику специфичности инвестиций, которые осуществляются под ту или иную трансакцию. Отсюда использование более полного термина трансакционная специфичность активов. В качестве примера последней можно привести специализированный характер инвестиций времени, которые тратит наемный работник с целью приобретения навыков работы в определенной фирме, и денег, которые тратит на его обучение работодатель. Результатом таких инвестиций будет трансакционно-специфический человеческий капитал в том смысле, что работник будет иметь навыки, которые могут принести выгоду и ему и его работодателю только в случае продолжения их деловых отношений. 
Для количественной оценки специфического актива можно использовать показатель: 
A = Vальт/V, где V – выгода от использования актива, Vальт – альтернативные издержки.

  1. Неопределенность активов. 
    Выделяется два типа неопределенности, а именно, первичная и вторичная неопределенность, при этом в качестве параметра трансакций выступает первичная неопределенность. Первичная (природная) неопределенность связана с неизвестностью относительно обстоятельств, которые будут в будущем сопровождать осуществление трансакции. В качестве примера здесь можно привести неопределенность относительно динамики спроса на продукцию, производимую в результате контрактного соглашения между работодателем и работником. 
    Вторичная (поведенческая) неопределенность — это неопределенность относительно будущего поведения контрагента при наступлении непредвиденных обстоятельств. Как это вытекает из данного определения, вторичная неопределенность проявляется в зависимости от первичной неопределенности. Результатом неизвестных заранее обстоятельств может быть недоопределенность во взаимодействии сторон, что может создать условия для проявления оппортунизма, возможность которого и определяется как вторичная неопределенность. 
  2. Частота трансакций. 
    По частоте трансакции распадаются на разовые (точковые), случайные и регулярно повторяющиеся. Вместе с тем, разовые трансакции зачастую отдельно не рассматриваются, поскольку считаются слишком редко встречающимися в повседневной хозяйственной практике.

Уильямсон выделил 4 типа специфических активов:

  1. Специфичность местоположения обуславливается низкой мобильностью активов в связи со значительными издержками их передвижения или ввода в действие.
  2. Специфичность физических активов определяется физическими особенностями ресурсов.
  3. Специфичность человеческих активов, возникающих вследствие приобретения работникам навыков, которые могут быть применены только на данном месте работы в этой фирме или организации.
  4. Целевые активы (инвестиции) 
    Направленные на расширение имеющихся производственных мощностей с тем, чтобы удовлетворить спрос конкретных птребителей.

 

3. Трансакционные и трансформационные издержки. Классификация трансакционных издержек Норта-Эггертссона.

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на 3 группы: 
1. Трансформационные издержки. 
- издержки, сопровождающие процесс физическими изменениями материала, в результате которого производится продукт определенной ценности.  
Сюда входят не только издержки обрабатывающего материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства.  
пример: затраты на обеспечение технологического соотношения различных конвейерных процессов. 
2. Организационные издержки. 
- издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации. 
3. Трансакционные издержки.  
- направлены не на производство товара, а на обеспечение передачи прав собственности из одних рук в другие, и охрана эта прав. 
 
Классификация издержек Норта-Эггертссона. 
1. Издержки поиска информации. 
Этот вид издержек подразделяется на четыре типа, связанные с поиском а) выгодной цены, б) адекватной информации о существующих товарах, в) адекватной информации о продавцах, г) адекватной информации о покупателях.  
2. Издержки ведения переговоров. 
включает три категории: 
а) издержки коммуникации 
затраты на переводчиков; 
-издержки, связанные с непониманием партнерами друг друга из-а различий в бизнес структуре 
б)стратегические издержки 
затраты на дорогие приемы, обеды, а также сопровождение прибывшего партнера на переговоры 
в) издержки затягивания принятия решений 
3. Издержки составления контракта. 
4. Издержки мониторинга. 
- дают информацию о партнерах 
5. Издержки, принуждающие к исполнению контракта. 
Данный вид издержек, прежде всего, несет государство, в частности, судебная и правоохранительная системы, и тогда к этим затратам относятся налоги. В случае неэффективности государства в плане защиты контрактов его функции выполняют альтернативные структуры, например, частные охранные фирмы или преступные группировки 
6. Издержки защиты от третьих лиц. 
Целью любой трансакции является получение неких выгод обеими сторонами. Однако на эти выгоды могут пытаться претендовать и индивиды или группы, не участвующие в контрактном соглашении, например, государство, преступные группировки или жулики. Таким образом, возникает необходимость защищать вновь возникающие права собственности. На счет этих затрат могут относиться налоги, взятки чиновникам, дань крышам и т. д 

4.Факторы, влияющие на структуру и величину  трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек Милгрома-Робертса.

Исследования, проведенные экономистами в области институционализма, показали что, если рассматривать процесс социально-экономического развития территории в динамике, то можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек увеличивается. На рост трансакционных издержек оказывает влияние целый ряд факторов: несовпадение интересов взаимодействующих друг с другом экономических агентов, неопределенность, существующая в экономике, ограниченная рациональность рыночных субъектов, оппортунистическое поведение участников сделок и многое другое. 
Классификация П. Милгрома и Дж. Роббертс а. 
Данная классификация имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет не собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором — недостатки их рациональности и/или нравственности. В качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны. Соответственно, координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные издержки — для состыковки стимулов.

Координационные издержки

Мотивационные издержки

издержки нахождения/доведения инфор- мации о характеристиках трансакций

издержки, связанные с неполнотой и асим- метрией информации

издержки нахождения партнеров

издержки, связанные с недостоверностью обязательств

издержки использования структур управления трансакциями

 

 

4В. Классификация  трансакционных издержек Милгрома-Робертса. Факторы, влияющие на структуру и величину трансакционных издержек.

Издержки координации

- Обеспечение временного  и пространственного соответствия

- Издержки кооперации (мотивация) – это затраты на обеспечение

стимулов участникам трансакции

- Несовершенство информации

- Оппортунизм

Милгром П. и Робертс Дж. предложили разделить их на две категории: издержки, связанные с координацией, и издержки, связанные с мотивацией. Координационные издержки, в свою очередь, содержат три составляющих, а мотивационные две.

Координационные издержки включают в себя:

издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определения качественных характеристик предложения, способного удовлетворить потребность прежде, чем будет сделан окончательный выбор в пользу того или иного товара.

издержки определения партнеров. Они связаны с некоторого рода обследованием партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, возможности выполнить данный контракт, требуемых цен и т.д.).

издержки непосредственной координации. При заключении сложного контракта возникает необходимость создания некой структуры, в рамках которой стороны сходятся для заключения контракта. Ее задачей является обеспечение процесса переговоров. Это может быть как структура, имеющая юридический статус, так и некая коммуникативная структура, действие которой обеспечивается с помощью социальных, общественных институтов.

Вторая группа издержек - мотивационные издержки - связана с издержками, возникающими в процессе выбора:

издержки неполноты информации. Ограниченная рациональность субъектов не может дать полной и исчерпывающей информации. Отсюда неполнота этой информации может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага. Другими словами, уровень неопределенности может быть настолько высок, что субъекты скорее предпочтут отказаться от трансакций, чем тратить ресурсы, например, времени, на получение дополнительной информации и снижение неопределенности.

издержки, связанные с оппортунизмом. Оппортунистическим называется не связанное с соображениями морали поведение субьекта, которое выражается в стратегическом манипулировании информацией в условиях неопределенности и сознательного асимметричного распределения информации, а также сокрытии совершаемых действий.

Чаще всего они проявляются внутри фирмы, но возможны и в рыночных контрактах. Это, например, попытки снижения издержек, связанных с преодолением нечестности партнера. Субъект пытается их сократить либо путем найма субъектов-контролеров, либо более детализированной проработкой заключаемого контракта.

В рыночной системе трансакционные издержки, связанные с проблемой координации, возникают вследствие необходимости определять цены и другие детали сделок, обеспечивать информированность потенциальных покупателей и продавцов о существовании и местонахождении друг друга и сводить покупателей с продавцами в целях совершения сделок.

В качестве примера таких издержек координации рассмотрим проблему обмена финансовыми активами, такими как акции и облигации.

Подобные сделки по большей части совершаются при помощи организованных финансовых рынков, например Нью-Йоркской, Лондонской и Токийской фондовых бирж. Очень немногие рынки функционируют более эффективно, чем эти организованные финансовые рынки, и тем не менее их деятельность, несомненно, требует расходования значительного количества ресурсов для определения цен и совершения сделок. Используются крупные здания, мощная коммуникационная и вычислительная техника и способности тысяч одаренных людей. Если зачастую поражающие воображение доходы владельцев инвестиционных банков и торговцев ценными бумагами дают хоть какое-то представление об издержках общества, связанных с использованием этих людей в данном секторе экономики, то трансакционные издержки, связанные с функционированием таких рынков, должны быть очень велики.

Информация о работе Понятие и классификации трансакций (классификация трансакций Дж. Коммонса; классификация трансакций К. Поланьи). Концепция трансакции О. У