Понятие и классификации трансакций (классификация трансакций Дж. Коммонса; классификация трансакций К. Поланьи). Концепция трансакции О. У

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Джон Коммонс дал следующее определение трансакции:
«Трансакция – не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом»
Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Коммонс различал три основных вида трансакций:
а) трансакции сделки
б) трансакции управления
в) трансакции рационирования

Файлы: 1 файл

tema_2_institutsionalnaya_konomika_1_i_2_vopro.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации - ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения.

Например, потенциальный покупатель нового автомобиля может столкнуться с трудностями в части проверки утверждений продавца относительно экономичности и надежности данной машины и может усомниться, почему продавец желает от нее избавиться. Менеджеру отдела сбыта какой-либо фирмы может быть сложно определить - действительно ли тот или иной местный агент фирмы посвящает все свое время и усилия делам фирмы, или же он в рабочее время занимается своими делами. При таких обстоятельствах возможны срывы взаимовыгодных сделок по причине того, что та или другая сторона опасается понести ущерб, или же для защиты от оппортунистического поведения предпринимаются дорогостоящие меры предосторожности

 

 

 

 

 

 

5.Сущность, структура и  особенности развития трансакционного сектора экономики в России.

 Трансакционный сектор играет важную роль в экономике страны, выступая ключевым фактором повышения инвестиционной привлекательности региона.

Экономическая трансакция является базовым понятием в теории трансакционных издержек. Это взаимодействие, при котором происходит не только перераспределение прав собственности, но и изменение благосостояния участников. В процессе такого взаимодействия благо перемещается от одного экономического объекта к другому.

Если взять за критерий классификации рыночной трансакций благо, по поводу которого осуществляется взаимодействие, то их можно разделить на товарные, информационные и финансовые трансакции.

Затраты и потери, которыми сопровождается экономическая трансакция, получили название трансакционных издержек. Трансакционные издержки — затраты в денежной или иной форме, которые несут экономические субъекты в процессе обмена правами собственности на блага (товар, информация, денежные средства).

Трансакционный сектор — это совокупность институтов, обеспечивающие взаимодействие экономических субъектов в условиях информационной асимметрии и хозяйственного оппортунизма. Трансакционный сектор состоит из трех подсекторов: торговый, финансовый и информационный.

В современном мире трансакционный сектор представляет собой крупнейшую часть экономики, и в развитых странах его объемы уже превышают показатели 70 % национального ВВП. Если говорить о российском рынке, то эксперты отмечают, что отечественный трансакционный сектор по величине своей доли в ВВП на сегодняшний день находится практически на уровне стран первого эшелона.

Несмотря на отсутствие официальных количественных расчетов его величины, на основании изучения информации органов государственной статистики, можно выявить некоторые общие параметры российского трансакционного сектора. Так, по данным государственной регистрации, сегодня число организаций трансакционного сектора в целом составляет уже более 70 % от общего количества предприятий России. При этом, в структуре данного сектора наибольшая численность представлена сегментом оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (более половины), также значительная часть сосредоточена в операциях с недвижимым имуществом, включая аренду и предоставление услуг (примерно четверть), а оставшийся объем распределяется на доли всех остальных отраслей — финансовой деятельности, транспорта и связи, гостиниц и ресторанов, государственного управления и обеспечения военной безопасности, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и т. д. Также прослеживается различная динамика развития отраслей, входящих в трансакционный сектор, в зависимости от экономических предпосылок определенных рынков. К примеру, за последние восемь лет более чем на 40 % увеличилось число компаний, связанных с недвижимостью, и более 60 % прироста показали организации транспорта и связи. Таким образом, российский трансакционный сектор продолжает свой рост, и здесь важно отметить, что положительная динамика трансакционных отраслей говорит о развитии и общей значительной доле отечественного предпринимательства в данной экономической сфере.

Существующие данные говорят в основном о количественном аспекте развития трансакционного сектора в России. Что касается качественных показателей и результативности функционирования данной сферы, то исследователи отмечают, что на сегодняшний день уровень национальных трансакционных издержек по-прежнему в несколько раз выше, чем в странах с развитой экономикой. Такая ситуация является индикатором несоответствия отечественной институциональной структуры экономическим реалиям в обществе, т. е. это означает, что в России трансакционный сектор, как и в целом постиндустриальные составляющие, до сих пор находятся на стадии становления, что, безусловно, тормозит общее развитие и делает работу экономической системы малоэффективной.

Здесь важно еще раз обратить внимание, что инновационное развитие экономики неосуществимо без адекватного трансакционного сектора, ведь сегодня рост производства невозможен при падении эффективности инфраструктуры. Кстати, именно с этой проблемой столкнулась Россия, когда правительственные реформы, направленные на развитие инноваций, не оправдали себя из-за слабости трансакционной сферы.

Среди основных моментов, снижающих возможности регулирующей функции трансакционного сектора и обуславливающих большую величину трансакционных издержек, можно назвать: неразвитость рынков, плохую адаптацию компаний к условиям рыночной среды (в том числе, за счет несовершенств организационной структуры и сложности бизнес-процессов), недостаточное развитие информационных систем (особенно в регионах, что вызывает дефицит доступной рыночной информации), слабое правовое поле, низкую контрактную культуру, оппортунизм в поведении экономических субъектов и т. д.

Отдельно надо отметить существующую в России актуальную проблему монополизации трансакционного сектора, которая является не только наследием переходного периода отечественной экономики (когда место советских государственных экономических гигантов заняли монополистические концерны), но сегодня во многом связана с приходом на отечественный рынок транснациональных структур. Данное явление искажает конкурентную среду, уменьшает скорость оборачиваемости и увеличивает затраты на осуществление трансакций, что снижает эффективность не только самого сектора, но и экономики в целом.

Итак, сегодняшний высокий уровень трансакционных издержек в российской экономике диктует необходимость разработки целенаправленных мер для стимулирования качественного развития трансакционного сектора, что требует не только значительных информационных, технологических и человеческих ресурсов, но и активной государственной поддержки по созданию соответствующей институциональной структуры в стране.

 

 

 

 

 

 

6В. Налоги как трансакционные издержки.

Это классический тип трансакционных издержек для любого хозяйствующего агента. В обмен на уплату налогов мы получаем от государства трансакционные блага, к которым можно отнести:

1. наличие денежной системы. Деньги – это основной элемент  экономии на издержках измерения. А поскольку выпускать их имеет  право только государство, считается, что это есть трансакционное благо, предлагаемое государством обществу как механизм экономии на трансакционных издержках.

2. система мер и весов, система различных стандартов, снижающая  наши издержки измерения.

3. гарантии наших прав  и свобод, личной безопасности (ее  государство обеспечивает хуже  всего). Гарантии обеспечиваются  наличием судов, вооруженной силы, как санкции за покушение на  частную собственность, а также  самих законов как формальных  институтов. Поэтому наличие нотариально  заверенных документов, подтверждающих  право собственности на какой-либо  объект, определяет силу государства, способного применить насилие  в случае покушения.

4. предоставление фоновой  информации, прежде всего правовой, которую государство предлагает  нам бесплатно для пользования.

Отдельно выделяют налоги, предоставляющие социальные блага в виде образования, здравоохранения, культуры. За все эти блага мы склонны недоплачивать, поскольку это функция государства и реализуется она за счет собираемых налогов.

Фактическое поведение человека, уклоняющегося от налогов, это поведение «безбилетника». Это экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты. При этом безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Общество сталкивается с этой проблемой, когда любой член общества может пользоваться всеми благами независимо от того, платят они налоги или нет, и в каком размере он это осуществляет. Т.обр., возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обуславливает неэффективность их производства.

Итак, налоги – это специфический вид трансакционных издержек, которые государству нужно собрать, чтобы минимизировать наши издержки.

Механизмы снижения издержек измерения

- система государственных  стандартов (стандарты мер и весов,

стандарты качества)

- государственное лицензирование

Система безопасности (армия, милиция, национальная оборона)

Государственные механизмы защиты прав собственности

(контрактное право)

Информация (о законах, общая фоновая, статистическая)


Информация о работе Понятие и классификации трансакций (классификация трансакций Дж. Коммонса; классификация трансакций К. Поланьи). Концепция трансакции О. У