Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:29, доклад
Расходы бюджета традиционно рассматриваются как предмет регулирования финансового права. Для определения места правовых норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением расходов бюджетов, необходимо проанализировать правовую природу данных отношений, их состав и особенности.
Расходы бюджета традиционно
рассматриваются как предмет
регулирования финансового
Важнейшие предпосылки для рассмотрения отношений, связанных с расходами бюджетов, содержатся в бюджетном законодательстве.
В соответствии со ст. 6 БК РФ «расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета».1 Таким образом, расходы бюджета представляют собой денежные средства, объект правоотношений, в рамках которых одна сторона обязана выплатить средства бюджета, а другая сторона имеет право требовать такой выплаты.
Расходы бюджета являются одной из сторон финансовой деятельности любого государства. Размер финансовой деятельности государства связан с такими факторами, как:
Расходы бюджета являются разновидностью экономических отношений, возникающими в процессе использования определенных бюджетом средств. Расходы бюджета направлены на достижение наилучшего результата при выполнении социально-экономических программ государства.
Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Бюджетный кодекс РФ содержит два понятия обязательств, возникающих в процессе расходования средств бюджетов, – денежные обязательства и бюджетные обязательства. Эти понятия неразрывно связаны, и их экономический смысл является единым, означая обязанность совершить расходование бюджетных средств. Различие лишь существует по субъективному составу обязательства. Если в бюджетном обязательстве фигурирует орган, исполняющий бюджет, то денежное обязательство возникает между получателем бюджетных средств и его поставщиком, подрядчиком или иным контрагентом.
Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Объектом расходного обязательства
являются средства бюджета. Юридическим
содержанием расходного обязательства
является обязанность публично-
Правовые основания
Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Бюджетное право комплексно обеспечивает реализацию расходных обязательств и создает условия учета расходных обязательств при составлении закона (решения) о бюджете. Именно в рамках бюджетного права обеспечивается создание условия для реального предоставления бюджетных средств их конечным адресатам.
К острым проблемам современного бюджетного процесса относится оценка результативности и обоснованности расходов, но для этого, прежде всего, необходимо
знать на какие конкретно отрасли (сферы) будут направлены денежные средства нашего государства.
За прошедший 2012 год произошли существенные изменения в Бюджетном Кодексе Российской Федерации в пункте 3 статьи 21, в котором были уточнены разделы и подразделы классификации расходов бюджета.2
Существуют расходы в
Распределение государственных денежных средств устанавливается законодательно в законе о бюджете. Первым этапом бюджетного процесса является планирование и обсуждение расходов затем следует уже исполнение и контроль за исполнением бюджета.
Для того чтобы был определенный порядок, структура расходов, используются различные виды классификации расходов бюджета такие как:
При формировании структуры бюджета на очередной год первым шагом является распределение расходных обязательств по статьям функциональной классификации. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группа расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по функциям, которые возлагаются на государство и местные власти.
Данная классификация наиболее интересна тем, что позволяет выявить основные направления государственной политики, в ней можно выявить цели государства, а также потребности общества.
Само собой каждая статья этой классификации расходов должна иметь одного либо нескольких исполнителей. Это может быть министерство или ведомство. Следующим шагом в планировании идет распределение ассигнований по получателям.
Экономическая же классификация расходов бюджетов РФ является по своей сути группой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Ее отличие от других видов классификаций заключается в ее экономическом характере. Ее расходы делятся на две группы - текущие и капитальные.
К текущим расходам относятся расходы, например, выплаты бюджетным образовательным учреждениям заработной платы, выплаты учреждениям здравоохранения и т.д.
Капитальные расходы - это расходы, которые направляются на инновационную или инвестиционную работу (предоставление суд и кредитов и т. д.).
Прежде чем сделать вывод о классификации расходов бюджета Российской Федерации необходимо выявить основные моменты бюджетной политики России. Дадим общую характеристику бюджетной политики.
В отношении современной
российской практики управления расходов
следует констатировать, что вопросам
повышения эффективности
Согласно экспертным оценкам, обеспечение полного финансирования текущих расходов бюджетов может быть реализовано за счет принятия комплексных мер, которые включают:
Существенные недостатки исполнения и планирования расходов отраслей оказывает существенное влияние на эффективность расходования средств региональных бюджетов. К вариантам планирования расходов относятся:
Нормативное планирование – наиболее точный метод планирования, предлагающий целевые нормативы, которые могут быть установлены следующими способами:
Таким образом, оценка плановых расходов бюджета осуществляется такими способами, как:
усреднения данных по различным регионам, норматива бюджетных расходов на одного человека.
Последний вариант планирования на основе формирования единых норм расходных потребностей является наиболее оптимальным способом нормативного планирования, однако методику формирования единых норм расходных потребностей федеральные органы власти пока отказываются разработать и утвердить. Вместо единых норм расходных потребностей используются различные ведомственные нормативы для отдельных бюджетных отраслей в стоимостном виде без сопровождающей их расчет прозрачной и объективной методики.
В настоящее время имеется
Нормативная база занимается регулированием всех этапов технологии производства услуг в недостаточной степени.
Основные проблемы в отношении исполнения расходной части бюджета заключаются в финансировании нерациональной структуры бюджетного сектора. Сеть бюджетных учреждений, которая финансируется за счет средств территориальных бюджетов, обладает нерациональным характером, а также не соответствует возможностям бюджетов по спросу потребителей общественных услуг и ее финансированию.
Практика контрактации — найм частных компаний органами местного самоуправления и государственной власти с целью оказания населению услуг, до этого традиционно предоставляемых организациями общественного сектора, имеет редкое применение в настоящее время. Нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход, является одним из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов.
Факт неэффективного управления расходами признается многими экспертами, однако для изменения ситуации ими в основном предлагаются частные дополнения по созданию нормативно-методической документации, касающиеся оценки объема и себестоимости общественных услуг; анализа эффективности их предоставления; оценки эффективности расходов по целевым программам и др. Между тем, речь должна идти о системных изменениях, затрагивающих в первую очередь организационные начала
расходной политики. Таких исследований по оптимизации организационной системы производства общественных благ практически нет.
«На сегодняшний день многие эксперты говорят о неэффективном управлении расходами бюджета Российской Федерации»3, Для изменения ситуации ими в основном предлагаются частные дополнения по созданию нормативно-методической документации, касающиеся оценки объема и себестоимости общественных услуг; анализа эффективности их предоставления; оценки эффективности расходов по целевым программам и др. Между тем, речь должна идти о системных изменениях, затрагивающих в первую очередь организационные начала расходной политики. «Таких исследований по оптимизации организационной системы производства общественных благ практически нет».4
Обращаясь к международному опыту, следует признать успешность двух основных подходов: первый подход - делает упор на результат, что определило его название как «бюджетирование, ориентированное на результат»; второй – «комплексное среднесрочное планирование расходов в рамках жестких бюджетных ограничений».5 В некоторых странах в бюджетный процесс интегрированы оба подхода, на что нацелена и административная реформа в России.
Информация о работе Понятие и классификация расходов бюджета