Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция, как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
Контрольный теоретический вопрос ........................................................
Контрольные тестовые задания .................................................................
Задача ...........................................................................................................
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы .....................................................................................

Файлы: 1 файл

Микроэкономика 2012.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Одним из обязательных элементов  рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри  самой  рыночной  системы  происходят  процессы,  которые  могут  существенно  ослабить  силы  конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т. д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм — как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведет и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для монополизации рынков.

      Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль.

       Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок — это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене.

Рыночная конкуренция  имеет определенные преимущества и  недостатки.

        Преимущества:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработки более современных методов организации и управление производством;
  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных   потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

       Недостатки:

  • не способствуют сохранению не воспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

 

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


2. На эластичность предложения оказывают влияние:


      1. уровень доходов потребителей;
      2. наличие на рынке товаров заменителей;
      3. фактор времени;

г) доля расходов в бюджете на данный товар.

 

Обоснование ответа:

б) Если цена товара снижается, то по сравнению с другими товарами он становится дешевле. Это стимулирует людей покупать больше этого продукта, который заменяет им другие, ставшие теперь сравнительно более дорогими. Возможность такой замены зависит от того, в какой мере товар воспринимается потребителями как заменитель остальных. Товары, в равной мере удовлетворяющие одни и те же потребности, могут с легкостью заменять друг друга. Говядина является хорошим заменителем баранины, поэтому если цена говядины снизится, люди будут покупать больше говядины и меньше баранины.

в) Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .

 

 

 

 

 

3. Экономическая прибыль:


а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;


б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;


г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.


 

Обоснование ответа:

Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

 

 

Задача

4. В таблице приведены данные о количестве занятых L  и ставке заработной платы W  для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld

Объем предложения труда

Ls

1

15

100

850

2

14

200

800

3

13

300

750

4

12

400

700

5

11

500

650

6

10

600

600

7

9

700

550

8

8

800

500


Определите:

а) Определите объем общего рыночного спроса Ld;

б) Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих;

в) Как изменилось общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $ ?

Решение:

а) Общий объем рыночного  спроса определяется путем умножения  количества единиц труда на 100 таких  же предприятий 

б) Равновесная ставка з/п соответствует точки равенства рыночного спроса и предложения  Ld=Ls=600. Таким образом, общее число нанятых рабочих составляет 600 человек.

в) Если минимальный размер оплаты труда установлен на уровне 12$, то предложение труда составит 700 человек, а спрос на труд составит 400 человек, следовательно, 300 человек останутся без работы.

 

 

Заключение

Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

 При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные  затраты, чтобы увеличить прибыль.  В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания  получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Родина Г.А., Тарасова С.В., Микроэкономика. Учебник

 для бакалавров.М.:Юрайт.2012 г.

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт.1999г.
  2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.:

Вита-пресс, 1997г.

4. Райхлин Э. Основы экономической теории. М.: Наука. 1995г.

5. Курс экономической теории под общей редакцией: проф.Чепурина

М.Н, проф. Киселевой Е.А.Издательство «АСА».Киров 1994 год.

 

 

 


Информация о работе Понятие и основные признаки совершенной конкуренции