Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:56, курсовая работа
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция, как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Введение …………………………………………………………………..
Контрольный теоретический вопрос ........................................................
Контрольные тестовые задания .................................................................
Задача ...........................................................................................................
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы .....................................................................................
Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т. д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм — как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведет и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для монополизации рынков.
Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль.
Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок — это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
2. На эластичность предложения оказывают влияние:
г) доля расходов в бюджете на данный товар.
Обоснование ответа:
б) Если цена товара снижается, то по сравнению с другими товарами он становится дешевле. Это стимулирует людей покупать больше этого продукта, который заменяет им другие, ставшие теперь сравнительно более дорогими. Возможность такой замены зависит от того, в какой мере товар воспринимается потребителями как заменитель остальных. Товары, в равной мере удовлетворяющие одни и те же потребности, могут с легкостью заменять друг друга. Говядина является хорошим заменителем баранины, поэтому если цена говядины снизится, люди будут покупать больше говядины и меньше баранины.
в) Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .
3. Экономическая прибыль:
а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;
в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;
г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.
Обоснование ответа:
Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
4. В таблице приведены данные о количестве занятых L и ставке заработной платы W для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.
Для отдельной фирмы |
Для 100 фирм | ||
Кол-во единиц труда Q |
Ставки з/п W |
Объем спроса на труд Ld |
Объем предложения труда Ls |
1 |
15 |
100 |
850 |
2 |
14 |
200 |
800 |
3 |
13 |
300 |
750 |
4 |
12 |
400 |
700 |
5 |
11 |
500 |
650 |
6 |
10 |
600 |
600 |
7 |
9 |
700 |
550 |
8 |
8 |
800 |
500 |
Определите:
а) Определите объем общего рыночного спроса Ld;
б) Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих;
в) Как изменилось общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $ ?
Решение:
а) Общий объем рыночного спроса определяется путем умножения количества единиц труда на 100 таких же предприятий
б) Равновесная ставка з/п соответствует точки равенства рыночного спроса и предложения Ld=Ls=600. Таким образом, общее число нанятых рабочих составляет 600 человек.
в) Если минимальный размер оплаты труда установлен на уровне 12$, то предложение труда составит 700 человек, а спрос на труд составит 400 человек, следовательно, 300 человек останутся без работы.
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
При наличии конкуренции
на рынке производители
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
для бакалавров.М.:Юрайт.2012 г.
Вита-пресс, 1997г.
4. Райхлин Э. Основы экономической теории. М.: Наука. 1995г.
5. Курс экономической теории под общей редакцией: проф.Чепурина
М.Н, проф. Киселевой Е.А.Издательство «АСА».Киров 1994 год.
Информация о работе Понятие и основные признаки совершенной конкуренции