Понятие и сущность конечной продукции АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Конечный продукт агропромышленного комплекса представляет собой весь объем продукции, созданной за определенный период времени и поступивший в личное или производственное потребление. В натуральном виде конечный продукт состоит из:
- продукции сельского хозяйства, непосредственно поступающей населению;
- предметов потребления из сельскохозяйственного сырья;
- сельскохозяйственная продукция и предметы ее переработки;
- продукция отраслей первой сферы агропромышленного комплекса.

Содержание работы

1. Понятие и сущность конечной продукции АПК.
Методы их расчета. 3
2.Понятие и сущность конкуренции. Виды конкуренции. 7
3. Годовой отчет по хозяйству 12
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика апк.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

                        Кафедра экономики АПК

 

 

                                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   

                                      Экономика АПК

                                        

 

                                                                                     Выполнил: студент 4 курса ФЗО,

                                                                                      Специальность «зоотехния»

                                                                                      Шифр     09012 Петрова О.П.

                                                                                      Проверил:  Титова Елена Анатольевна

 

 

                                                               Ижевск 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :

1. Понятие и сущность конечной продукции АПК.

     Методы их расчета.                                                                      3

2.Понятие и сущность  конкуренции.  Виды  конкуренции.               7

3. Годовой отчет по хозяйству                                                         12

      Список  литературы                                                                       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Понятие и сущность  конечной продукции АПК. Методы  их расчета.

Конечный продукт  агропромышленного комплекса представляет собой весь  объем продукции, созданной за определенный период времени и поступивший  в  личное или  производственное  потребление.  В  натуральном  виде  конечный  продукт состоит из:

- продукции  сельского хозяйства, непосредственно  поступающей населению;

- предметов  потребления из сельскохозяйственного  сырья;

- сельскохозяйственная  продукция и предметы ее переработки;

- продукция  отраслей первой сферы агропромышленного  комплекса.

   Структура  конечного  продукта  агропромышленного   комплекса  определяется как процентное отношение стоимости  продукции  отдельных  отраслей  к  общей сумме  произведенного  продукта.  Изменение  структуры  стоимости  конечного продукта связано с увеличением или снижением продукции, товаров  и  услуг  в конкретных отраслях агропромышленного комплекса.

Оценка конечного  продукта.

   В   предприятии  или  объединении   агропромышленного  комплекса   в  состав конечного продукта включается вся товарная продукция и объем услуг, а  также продукция,  выданная  или   проданная   работникам   и   использованная   на общественное  питание  и  другие  нужды  хозяйства. 

Конечный  продукт  (Кп) рассчитывается как разность  между  объемом  валовой  продукции  (товаров  и услуг) (Впу) и части ее,  используемой  на  непосредственное  потребление  в конкретной отрасли (Пк)

Кп = Впу –  Пк.

     Стоимость   конечного   продукта   агропромышленного   комплекса   (Ск) складывается из массы чистого  продукта,  созданного  в  сельском  хозяйстве (ЧПс) и части чистого продукта  отраслей  пищевой,  легкой  промышленности (Чпп), а также отраслей сферы обращения, транспорта и связи (Чпт).

Ск = (ЧПс + ЧПп + ЧПт).

   Для характеристики эффективности агропромышленного комплекса  могут  быть использованы  такие  показатели  как   стоимость   конечного   продукта   на среднегодового    работника    (производительность    труда),    на    сумму производственных затрат и основных производственных фондов.

Эк = Ск/Тк = Ск/Пзк = Ск/Фк,

где Тк – среднегодовая  численность работников, чел.,

     Пзк   –  размер  производственных  затрат  на   производство   конечного продукта, руб.,

     Фк  – стоимость основных  производственных  фондов  агропромышленного комплекса, руб.

 

   По характеру произведенного конечного продукта  агропромышленный  комплекс можно   подразделить    на    продовольственный    комплекс    и    комплекс непродовольственных товаров.  Конечной   продукцией   последнего   являются  текстильные товары, товары легкой промышленности, технические масла и др.

      Основная часть  агропромышленного    комплекса     представлена продовольственным комплексом. Он включает в себя ряд отраслей  производств, которые занимаются  производством и   доведения   продуктов   питания   до потребителей.

   В состав продовольственного   комплекса   входят   специализированные сельскохозяйственные предприятия,  отрасли  и  производства,  обеспечивающие  сельское  хозяйство  необходимой  техникой,  оборудованием  и  материальными ресурсами,  а  также  организации  по  заготовке,  хранению   и   реализации продукции. Главным звеном  всего продовольственного  комплекса   является сельское хозяйство, от уровня и темпов развития которого во  многом  зависит эффективное функционирование  других  отраслей  и производств,  входящих  в состав комплекса.

   По отраслевому признаку  в  продовольственном  комплексе  выделяются  ряд продуктовых комплексов. Они представляют собой  совокупность  предприятий  и организаций как по производству сырья и получения готовой продукции,  так  и обслуживающих подкомплекс.

   В продовольственном комплексе успешно  функционируют  такие  подкомплексы как зерновой, свеклосахарный, плодоовощной, картофельный, мясной,  молочный, масложировой, рыбный и др. В каждый из них входят  отрасли  по  производству соответствующей сельскохозяйственной продукции,  выпуску  техники  и  других средств   производства,   разработок    технологий,    проведению    научных исследований,   заготовок,   хранению,   транспортировке,   переработке    и реализации продукции конкретной отрасли.

    Продуктовые   подкомплексы   имеют   свою   специфику,   а   эффективная деятельность их во многом зависит от должного учета  особенностей  отдельных отраслей. Они тесно связаны между собой, а иногда и взаимозависимы  один  от другого. Так, тесная взаимосвязь наблюдается при производстве молока и  мяса крупного рогатого скота, а продукция этих отраслей входит в два  продуктовых подкомплекса: молочный и мясной. Отходы и побочные  продукты,  получаемые  в одних подкомплексах,  зачастую  используется  в  других.  Например,  солома, жмых, жом, барда, полученные  при переработке сельскохозяйственного сырья (зерновые  культуры,  новые   культуры,   сахарная   свекла,   подсолнечник) эффективно используются как корм  в молочном  и мясном  подкомплексе  для

получения молока и прироста живой массы животных.

     В   развитии   продуктовых   комплексов    ведущая    роль    отводится  сельскохозяйственному      производству,      призванному       обеспечивать  перерабатывающую  промышленность необходимым сельскохозяйственным  сырьем, а иногда и оказывать содействие  в первичной доработке продукции.  На  долю сельского хозяйства в стоимости конечного продукта  в мясном  и молочном подкомплексах приходится 57,5 и 55,7%, а в плодоовощеконсервном  – 84%.  В стоимости   производственных   основных   фондов   мясного    и    молочного подкомплексов  свыше   80%   приходится   на фонды сельскохозяйственного назначения. В сельскохозяйственном производстве задействовано  больше  всего и трудовых ресурсов.

      Импорт продовольствия и сырья для его производства в России  за  последние 10 лет практически не  изменился.  При этом  на  долю  ближнего  зарубежья приходится около 60% импорта продовольствия.  Общее  количество  потребления продуктов питания на душу населения  России  в  настоящее  время  составляет около 702 кг в год, тогда как в передовых странах  мира  потребляется  почти 960 кг, что соответствует установленным медицинским нормам.

      В  1992г.  при  переходе  к   рыночным   отношениям   Россия   потеряла  продовольственную независимость и превратилась в стратегически зависимую  от импорта.

 

 

 

 

 

 

 

42.Понятие и  сущность  конкуренции. Виды  конкуренции.

 

      Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

    Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль.

   Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

    При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

    Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

 Совершенная (чистая) конкуренция

     К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

    По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1. множество   покупателей и продавцов;

2. высокая  мобильность факторов производства;

3. отсутствие  барьеров на пути вступления  на рынок или выхода из него;

4. однородность продаваемой продукции;

5. равный  доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Если  хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают  три основные вида несовершенной конкуренции:

 Монополистическая конкуренция

   Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

    Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

    Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно  большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти  фирмы производят разнообразную  продукцию, продукт каждой фирмы  в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются  возможности относительно легкого  вступления в отрасль новых  производителей.

    Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

 Олигополия

   Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

   Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера.

Информация о работе Понятие и сущность конечной продукции АПК